Блахер ,

Борис (Blacher; 19.1.1903, Китай – 30.1.1975, Западный Берлин). Немецкий композитор с эстонскими корнями. В 1924–1926 годах учился в Берлинской ВМШ, в 1927–1931 – в Берлинском университете. В 1938–1939 преподавал композицию в Дрезденской ВМШ, откуда был изгнан по политическим мотивам. В 1948–1970 преподавал в Берлинской ВМШ (с 1953 — директор). Среди его учеников – , , Клод Баллиф, , Гизелер Клебе, . Стиль Блахера складывался под влиянием , , , джаза. Музыка Блахера, как правило, бодра, элегантна, разворачивается в ясных, легко обозримых формах, наделена прозрачной фактурой и гибкой, изменчивой ритмикой; характерный для Блахера прием частой смены тактовых размеров восходит к ритмике Стравинского и практике джазового исполнительства. В музыке Блахера, созданной после начала 1950-х, чередование размеров часто упорядочивается по принципу, сходному с серийным (композитор назвал этот метод «техникой варьируемых метров»). Примерно с того же времени Блахер регулярно (хотя и не систематически) пользовался додекафонией. В его обширном наследии выделяются произведения для музыкального театра на темы из классической и современной литературы (оперы Ромео и Джульетта, Двести тысяч талеров, Ивонна, принцесса Бургундская, балеты Гамлет, Лисистрата, Венецианский мавр, Тристан и др.) и эффектные, часто виртуозные, блестяще инструментованные оркестровые партитуры (Концертная музыка, Вариации на тему Паганини (16 вариаций на популярнейшую тему 24-го каприса), Оркестровый орнамент, Поэма, Коллаж, несколько инструментальных концертов). Одно из самых значительных достижений Блахера – оратория Великий инквизитор (по отрывку из Братьев Карамазовых Достоевского), написанная в разгар Второй мировой войны. Серьезность темы и трагичность обстоятельств создания наложили определенный отпечаток на ее музыку; вместе с тем оратория свободна от патетики, в ее инструментовке, как обычно у Блахера, преобладают светлые краски, а в ритмике – четкая акцентность. Особое место в творчестве Блахера занимает бестекстовая Абстрактная опера № 1 (сценарий Вернера Эгка), представляющая людей в разных стрессовых ситуациях; до известной степени сходный драматургический замысел был позднее реализован им в пьесе для музыкального театра Инциденты при вынужденной посадке. Блахер написал несколько оперных либретто для Айнема.

Муз. театр: ок. 20 произв., в том числе Княжна Тараканова (Fürstin Tarakanowa), опера в 3 актах, либр. К. О. Коха по Г. фон Хюльзену (1940, пост. 1941, Вупперталь), Ромео и Джульетта (Romeo und Julia), кам. опера в 3 актах по Шекспиру (1943, пост. 1947, Берлин), Прилив (Die Flut), одноакт. кам. опера, либр. Х. фон Крамера по Мопассану (1947, Дрезден), Козодой (Die Nachtschwalbe), одноакт. драм. ноктюрн, либр. Ф. Вольфа (1948, Лейпциг), Прусская сказка (Preussisches Märchen), балет-опера в 5 карт., либр. его же по К. Цукмайеру (1949, пост. 1952, Зап. Берлин), Гамлет (Hamlet), балет в 3 сердцах с прологом, либр. Т. Гзовской по Шекспиру (1950, Мюнхен), Лисистрата (Lysistrata), балет в 3 карт. по Аристофану (1951, Зап. Берлин), Абстрактная опера № 1 (Abstrakte Oper no.1), одноакт., сценарий Эгка (1953, Гессенское радио и Мангейм), Венецианский мавр (Der Mohr von Venedig), балет в 8 карт. с прологом и эпилогом, либр. Э. Ханки по Шекспиру (1955, Вена), Rosamunde Floris, опера в 2 актах, либр. Г. фон Вестермана по Г. Кайзеру (1960, Зап. Берлин), Деметрий (Demeter), балет, либр. И. Георги (1964, Шветцингенский замок), Тристан (Tristan), балет, либр. Т. Гзовской (1965, Зап. Берлин), Инциденты при вынужденной посадке (Zwischenfälle bei einer Notlandung), репортаж в 2 фазах и 14 ситуациях для инстр., электроники и пения, либр. Х. фон Крамера (1966, Гамбург), Двести тысяч талеров (Zweihunderttausend Taler), опера в 3 карт., либр. Б. по Шолом-Алейхему (1969, Зап. Берлин), Ивонна, принцесса Бургундская (Yvonne, Prinzessin von Burgund), опера в 4 актах, либр. Б. по В. Гомбровичу (1973, Вупперталь), Тайна похищенного письма (Das Geheimnis des entwendeten Briefes), кам. опера в 7 карт., либр. Г. Брауэра по Э. По (1975, Зап. Берлин); музыка к фильмам и театр. постановкам.

Хор. муз.: Великий инквизитор (Der Grossinquisitor), оратория в 2 частях для бар., хора и орк., текст Л. Борхарда по Достоевскому (1942–1945); Сны о смерти и жизни (Träume vom Tod und vom Leben), кантата для тен., хора и орк., сл. Г. Арпа (1955); Песни о пирате О’Рурке и его подружке Салли Браун (Die Gesänge des Seeräubers ORourke und seiner Geliebten Sally Brown), сопр., певица кабаре, бар., чтец, говорящий хор, орк., сл. Г. фон Реццори (1958); Реквием, сопр., бар., хор, орк. (1958); Пролог к коллективному произв. Еврейская хроника (Jüdische Chronik) для певцов-солистов, хора и орк., сл. Й. Герлаха (1961, авторы др. частей – К.А. Гартман, П. Дессау, Г.В. Хенце и Р. Вагнер-Регени); Анакаона (Anacaona), a cappella, сл. А. Теннисона (1969); др. произв.

Др. вок. муз.: Джаз-колоратуры (Jazz-Koloraturen), сопр., сакс., фаг. (1929); Франческа да Римини (Francesca da Rimini), сопр. и скр., сл. Данте (1954) Тринадцать способов взглянуть на черного дрозда (Thirteen Ways of Looking at a Blackbird), гол. и стр., сл. У. Стивенса (1957); Aprèslude, 4 песни для гол. с фп., сл. Г. Бенна (1958); Дополнение к «Евгению Онегину» (Parergon zumEugen Onegin), м.-сопр. и мал. орк., сл. А.С. Пушкина (1966); Прелюдия и концертная ария (Prelude und Konzertarie), м.-сопр. и орк. (1974); др. произв.

Для орк.: Скрипичная музыка (Geigenmusik), скр. и орк. (1936); Концертная музыка (Concertante Musik, 1937); Симфония (1938); Гамлет (Hamlet), симф. поэма (1940); Концерт для стр. (1940); Партита для стр. и уд. (1945); Концерт для джаз-орк. (1946); Вариации на тему Паганини (Orchestervariationen über ein Thema von Niccolò Paganini, 1947); Фп. концерт № 1 (1947); Скр. концерт (1948); Концерт для клар., фаг., влт., трубы, арфы и стр. (1950); Фп. концерт № 2 с кам. орк. (1952); Оркестровый орнамент (Orchester-Ornament, 1953); Этюд в pianissimo (Studie im Pianissimo, 1953); 2 инвенции (1954); Альтовый концерт (1954); Оркестровая фантазия (Orchester-Fantasie, 1956); В честь Моцарта (Hommage à Mozart, 1956); Музыка для Кливленда (Music for Cleveland, 1957); Радостная музыка (Musica giocosa, 1959); Вариации на тему Клементи для фп. с орк. (1961); Konzertstück для дух. квинтета и стр. (1963); Влч. концерт (1964); Виртуозная музыка (Virtuose Musik), скр., 10 дух., уд., арфа (1966); Коллаж (Collage, 1968); Концерт для выс. трубы и стр. (1970); Концерт для клар. и кам. орк. (1971); Звезды и струны (Stars and Strings), джаз-анс. и стр. (1972); Поэма (Poème, 1974); Пентаграмма (Pentagramm), стр. (1974); сюиты из опер и балетов; др. произв.

Кам.-инстр. муз.: 1-й стр. квартет (1930); 2-й стр. квартет (1940); Соната для скр. и фп. (1941); 3-й стр. квартет (1944); Соната для скр. соло (1951); 4-й стр. квартет Эпитафия (Epitaph, 1951); Октет для клар., фаг., влт. и стр. квинтета (1965); 5-й стр. квартет (1967); Фп. трио (1970); Соната для 2 влч. и 11 инстр. ad lib. (1972); Дуэт для фл. и фп. (1972); Квинтет для фл., гоб. и стр. трио (1974); Вариации на тему Чайковского для влч. и фп. (1974); др. произв., в т. ч. для джазовых анс.

Для фп.: 2 сонатины (1940); Орнаменты (Ornamente), 7 этюдов (1950); Соната (1951); 24 прелюдии (1974); др. произв.

Электр. муз.: Ариадна (Ariadne), дуодрама для 2 чтецов и электроники, сл. Ф.В. Готтера (1968–1971); др. произв.