Браун,

Эрл (Эпплтон) (Brown; 26.12.1926, Луненберг, Массачусетс – 2.7.2002, Рай, шт. Нью-Йорк). Американский композитор. Учился в бостонской Шиллингеровской школе (1946–1950). В начале 1950-х вошел в круг единомышленников – экспериментаторов, составивших так наз. Нью-Йоркскую школу. Среди ранних экспериментальных композиций Брауна выделяется выполненная в графической нотации пьеса Декабрь 1952 (December 1952) из серии Folio; своей популярностью она затмила иные произведения Брауна, свидетельствующие о его собственно композиторском даре. Ряд композиций Брауна выполнен в так называемой открытой форме; вместе с тем у позднего Брауна форма в крупном плане обычно фиксируется достаточно твердо, хотя внутри нее имеются разделы с более или менее алеаторической структурой. К лучшим и самым известным образцам зрелого стиля Брауна принадлежат Струнный квартет, Centering для скрипки и 10 инструментов, Windsor Jambs для 9 исполнителей и Tracking Pierrot для инструментального ансамбля, сходного с ансамблем Лунного Пьеро Шёнберга.

С середины 1950-х Браун часто выступал в Европе, в том числе в Дармштадте; его новации оказали существенное влияние на европейский авангард. В 1955–1960 годах он работал редактором и звукорежиссером на звукозаписывающей фирме Capitol Records, а в 1960–1973 – продюсером цикла записей современной авангардной музыки на фирме Time-Mainstream Records. Устраивал концерты новой музыки в музеях и картинных галереях городов США и Европы.

Осн. произв.: ранние пьесы для фп. (1949–1952); Музыка для скр., влч. и фп. (1952); Folio, частично неопред. состав (1952–1953); Octet I, 8 магн. (1952–1953); Двадцать пять страниц (Twenty-Five Pages), 1–25 фп. (1953); Забытая пьеса (Forgotten Piece), фп. (1954); Индексы (Indices), 14 инстр. (1954); Четыре системы (Four Systems), неопред. состав (1954); Музыка для влч. и фп. (1954–1955); Еще четыре (Four More), фп. (1956); Octet II, 8 магн. (1957); Pentathis, 10 инстр. (1958); Hodograph I, фл., фп./чел. и уд. (1959); Доступные формы (Available Forms), № 1 для 18 инстр. (1961), № 2 для орк. с 2 дирижерами (1962); Новара (Novara), 8 инстр. (1962); Отсюда (From Here), 20 инстр., хор ad lib. (1963); Times Five, 5 инстр. и магн. (1963); Корробори (Corroboree), 3 или 2 фп. (1964); Стр. квартет (1965); Девять гренок с сыром (Nine Rarebits), 1 или 2 клав. (1965); Calder Piece, 4 уд. и мобиль А. Колдера (1963–1966); Modules I–II, орк. (1966); Событие: синергия-2 (Event: Synergy II), анс. с 2 дирижерами (1967–1968); Module III, орк. (1968–1969); Маленькие пьесы для большого хора (Small Pieces for Large Chorus), без слов (1969); Syntagm III, 8 инстр. (1970); Петли (Loops), хор (без слов) и/или орк. (1972); Sign Sounds, 15 инстр. (1972); Centering, скр. и 10 инстр. (1973); Поперечные сечения и цветовые поля (Cross Sections and Color Fields), орк. (1972–1975); Промежутки времени (Time Spans), орк. (1972); Windsor Jambs, м.-сопр. (без слов) и 8 инстр. (1980); Sounder Rounds, орк. (1982–1983); Трассирующий снаряд (Tracer), 6 инстр. и магн. (1984); Gосвящение К[агелю] (Oh, K), 8 инстр. (1992); Tracking Pierrot, 7 инстр. (1992); Folio II, неопред. состав (1970–1993); Летняя сюита-95 (Summer Suite ’95), фп. (1995); Особые события (Special Events), влч. и фп. (1999).