Нильсен,

Карл (Август) (Nielsen; 9.6.1865, Сортелунг – 3.10.1931, Копенгаген). Датский композитор. Происходил из глухой датской провинции. Благодаря своему отцу, деревенскому музыканту-любителю, выучился играть на скрипке, медных духовых и фп. В 1884–1886 посещал Копенгагенскую консерваторию, затем брал уроки у Орлы Русенхофа (Rosenhoff, 1844–1905). Образец музыканта-самородка, с юных лет скептически относился к «типичной датской привычке сглаживать острые углы» (негативным образцом для Нильсена послужило творчество самого известного датского композитора XIX века Нильса Гаде, эпигона Шумана и Мендельсона) и тяготел к «более решительным ритмам и смелым гармониям». В 1889–1905 (с перерывом) играл на скрипке в Датском королевском оркестре, позднее стал его дирижером. В 1890–1891 совершенствовался в Германии, во Франции и в Италии, тогда же начал писать 1-ю симфонию, отмеченную сильным влиянием Брамса.

В течение десятилетия, отделившего 1-ю симфонию Нильсена от 2-й (Четыре темперамента), происходило становление его индивидуального стиля, сочетающего классическую внятность и сжатость изложения с тенденцией к расширению тональности не только путем ее «хроматизации» (по следам Вагнера), но и через более активное использование элементов модальности. Одна из вершин этого периода – эпическая опера на библейский сюжет Саул и Давид, в которой Нильсен обнаружил дар лаконичной и рельефной музыкальной обрисовки характеров. Не менее значительным достижением стала его вторая и последняя опера, комедия Маскарад по одноименной пьесе датского классика XVIII века Людвига Хольберга. Если музыка Саула и Давида все еще не свободна от тяжеловесного позднеромантического пафоса, то Маскарад весьма динамичен и изобилует изящными, запоминающимися мелодиями; в Дании эта опера пользуется непреходящей популярностью. Пристрастие Нильсена к «решительным ритмам и смелым гармониям» и его мастерство организации крупной, динамично развивающейся симфонической формы убедительно воплотились в 3-й симфонии (Sinfonia espansiva, то есть «экспансивная»; подзаголовок указывает на радостное чувство полноты жизни) и Концерте для скрипки с оркестром – его самом широко исполняемом опусе.

Между началом 1910-х и началом 1920-х музыкальный язык Нильсена претерпевает дальнейшую эволюцию. Его композиционные решения становятся оригинальнее и смелее. Целые произведения или отдельные части начинаются и завершаются в разных тональностях. Многие темы, в том числе подвергаемые полифонической разработке, подчеркнуто угловаты по своим очертаниям, изобилуют причудливыми скачками. Плавное развертывание мыслей часто прерывается неожиданными юмористическими, экстравагантными или даже пугающими отступлениями от наметившейся было линии изложения и вторжениями нового материала. Широко используется прием групповой полифонии – когда оркестр трактуется как группа из нескольких ансамблей, играющих в контрапункте друг с другом, причем ударным в этой полифонической ткани часто отводится роль не менее значимая, чем другим группам. Вершины этого периода – две масштабные, но не затянутые, свободные от длиннот симфонии, богатые конфликтными столкновениями и внезапными тональными и тематическими сдвигами: 4-я (Неугасимая) и 5-я. В отличие от остальных симфоний Нильсена (четырехчастных), 5-я состоит из двух частей, примерно равных по протяженности и разбитых на ряд контрастных эпизодов; по распространенному мнению, это лучшее произведение Нильсена, наиболее выразительно свидетельствующее о его импульсивной и в то же время здоровой, внутренне гармоничной индивидуальности. Тем же периодом датированы более спокойные, ровные по настроению, не лишенные изящества камерно-инструментальные ансамбли (Serenata in vano для смешанного квинтета, Струнный квартет F-dur), почти по-импрессионистски живописная симфоническая поэма Пан и Сиринга, ряд простых, мелодичных песен (некоторые из них известны любому датчанину), кантаты и хоры к различным торжествам и музыка к нескольким спектаклям (примечательны стилизованные в ориентальной манере оркестровые номера к постановке пьесы датского классика первой половины XIX века Адама Эленшлегера Аладдин). Музыку популярного, облегченного рода, в том числе основанную на материале народных песен и танцев, Нильсен продолжал писать почти до конца жизни (колоритный поздний образец – увертюра-рапсодия Воображаемое путешествие на Фареры). Для самых значительных опусов Нильсена, созданных начиная с 1922–1923, характерен еще более своеобразный, чем прежде, как бы разговорный и при этом логически непоследовательный, нарочито сбивчивый стиль изложения; таковы Духовой квинтет с заключительными вариациями на тему лютеранского хорала, 6-я симфония Sinfonia semplice (Простая – одна из самых причудливых, гротескных, насыщенных замысловатыми полиритмическими наложениями партитур во всем наследии Нильсена), концерты для флейты и особенно для кларнета с оркестром. Последние работы Нильсена, в том числе три мотета для хора a cappella и Commotio для органа, выполнены в квази-архаической полифонической манере.

В 1916–1919 Нильсен преподавал композицию и теорию музыки в Копенгагенской консерватории (среди его учеников – виднейшие датские музыканты ХХ века, музыковед и композитор Кнуд Еппесен (Jeppesen, 1892–1974) и дирижер Могенс Вёльдике (Wöldike, 1897–1988)), а незадолго до смерти был назначен ее директором. При жизни почитался как первый композитор Дании, но был мало известен за ее пределами. Лишь после Второй мировой войны, а особенно после 1965 – года столетия со дня рождения Нильсена – его музыка стала звучать относительно часто.

Оперы: Саул и Давид (Saul og David), в 4 актах соч. 25, либр. Э. Кристиансена по Библии (1902, Копенгаген); Маскарад (Maskarade), в 3 актах, либр. В. Андерсена по Л. Хольбергу (1906, Копенгаген).

Орк. муз.: Сюита для стр. соч. 1 a (1888); 1-я симфония соч. 7 g (1892); 2-я симфония Четыре темперамента (De fire temperamenter) соч. 16 (1902); Гелиос (Helios), увертюра соч. 17 (1903); Сказочный сон (Saga-drøm) соч. 39 (1908); 3-я симфония Экспансивная (Sinfonia espansiva) соч. 27, с сопр. и бар. соло, без слов (1911); Концерт для скр. с орк. соч. 33 (1911); 4-я симфония Неугасимая (Det Undslukkelige) соч. 29 (1916); Пан и Сиринга (Pan og Syrinx) соч. 49 (1918); 5-я симфония соч. 50 (1922); 6-я симфония Простая (Sinfonia semplice) (1925); Концерт для фл. с орк. (1926); Воображаемое путешествие на Фареры (En fantasirejse til Færøerne), увертюра-рапсодия (1927); Концерт для клар. с орк. соч. 57 (1928); Богемско-датские народные мелодии (Bøhmisk-dansk folketone), стр. орк. (1928).

Хор. муз.: Гимн любви (Hymnus amoris), кантата для сопр., тен., бар., баса, хора и орк. соч. 12, сл. А. Ольрика в лат. пер. (1897); Сон (Søvnen), кантата для хора и орк. соч. 18, сл. Й. Йоргенсена (1904); Фюнская весна (Fynsk foraar), кантата для сопр., тен., баса, хора и орк. соч. 42, сл. А. Бернстена (1921); 3 мотета для хора a cappella соч. 55 на лат. дух. тексты (1929); кантаты и гимны на случай для хора с орк. или инстр. (всего 13, 1900–1931); хоры a cappella.

Для гол. с фп.: мелодрамы, песни, в том числе 40 дат. песен (совместно с Томасом Лаубом (Laub), 1914, 1917); 20 нар. мелодий (1921); 10 маленьких дат. песен (1924).

Кам.-инстр. муз.: ранние произв.; Стр. квартет соч. 13 g (1888); Стр. квинтет G (1888); Стр. квартет соч. 5 f (1890); Соната для скр. и фп. соч. 9 A (1895); Стр. квартет соч. 14 Es (1898), Стр. квартет F соч. 44 (1906–1919); Соната для скр. и фп. соч. 35 (1912); У гроба молодого художника (Ved en ung kunstners baare), стр. квартет и кб. (1910); Напрасная серенада (Serenata in vano), клар., фаг., влт., влч., кб. (1914); Дух. квинтет соч. 43 (1922); Прелюдия и тема с вариациями для скр. соч. 48 (1923); Preludio e presto для скр. соч. 52 (1928); Серьезная песнь (Canto serioso) для влт. и фп. (1931).

Для фп.: Чакона соч. 32 (1916); Тема с вариациями соч. 40 (1917); Сюита соч. 45 (1920); 3 пьесы (1928); Фортепианная музыка для юношества и взрослых (Klavermusik for små og store) соч. 53, 2 тетради (1929–1930); др. пьесы.

Для орг.: 29 маленьких прелюдий соч. 51 (1929); 2 прелюдии (1930); Смятение (Commotio, 1931).

Муз. к театр. постановкам (всего 19, 1889–1931, в том числе к пьесе А. Эленшлегера Аладдин (Aladdin), соч. 34, 1919, Копенгаген, и к пьесе С. Михаэлиса Амур и Поэт (Amor og Dikteren), соч. 54, 1930, Оденсе).

Кн. Levende music. Copenhagen, 1925 (рус. пер.: Нильсен К. Живая музыка. СПб., 2005).