Нёргор,

Пер (Nørgård; р. 13.7.1932, Гентофте). Датский композитор, лидер современной датской музыки. С 1949 года брал уроки у выдающегося симфониста Вагна Хольмбу (Holmboe, 1909–1996), в 1955 окончил Копенгагенскую консерваторию по классу композиции Финна Хёфдинга (Høffding, 1899–1997), в 1956–1957 совершенствовался в Париже у . Преподавал в консерваториях Оденсе (1958–1961), Копенгагена (1960–1965) и Орхуса (1965–1994). Ко второй половине 1950-х уже считался ведущим датским композитором своего поколения. Раннее творчество Нёргора отмечено влиянием Хольмбу и , с которым он переписывался. Его строгая, по преимуществу диатоническая манера воспринималась как образцовое выражение «нордического» духа; по примеру Сибелиуса Нёргор культивировал принцип неторопливого и не форсированного (в широко распространенной терминологии – «органического») выращивания целостной формы на основе лаконичных тематических импульсов. Открыв для себя в 1959–1960 авангард в лице , , и , Нёргор приступил к освоению новейших техник. Партитура Fragment VI принесла ему в 1962 престижную международную премию и признание мэтров авангарда, но он исключил этот опус из своего каталога, сочтя его чрезмерно рассудочным. Созданные вскоре после этого опера Лабиринт и балет Молодой человек женится содержат многочисленные коллажи. Техника коллажа и смешение стилей не чужды и более позднему творчеству Нёргора, он охотно работает с идиомами поп-музыки (например, фантазирует на темы песен группы «Битлз»), а многие из его бесчисленных миниатюр носят пародийный характер, однако для зрелого Нёргора более показательны те партитуры, в которых он решает необычные конструктивные задачи и обращается к серьезным экзистенциальным и мировоззренческим темам. Центральным объектом его интереса во второй половине 1960-х была природа звука, выявляемая в обертоновых соотношениях (тем самым он предвосхитил так наз. спектральную музыку). Кропотливому исследованию сущности звука посвящены, в частности, статичные, медитативные оркестровые произведения этого периода – Iris, Luna и 1-я часть диптиха Путешествие в золотой экран; в них преобладают протяженные звучания, подвергаемые тембровой «перекраске» и часто варьируемые по высоте в объеме микрохроматических интервалов. Тогда же Нёргор стал систематически работать с рядом, который он открыл несколькими годами ранее и назвал «бесконечным» (5.5.6); особенно наглядные образцы работы с «бесконечным рядом» – 2-я часть Путешествия в золотой экран и 2-я симфония. Вершина этого периода – камерная опера Гильгамеш по древнейшему ближневосточному эпосу.

Для создания некоторого минимума энтропии Нёргор иногда отходит от чрезмерно строгой упорядоченности параметров на основе «бесконечных рядов». Так, в двухчастной 3-й симфонии (с хором во 2-й части) итогом органического процесса оказывается песня Шуберта Du bist die Ruh (Ты мой покой), ненавязчиво вписанная в многоуровневую «фрактальную» систему, а в конце оперы Сиддхартха (на сюжет из жизни Будды) стройная иерархическая система рушится, иллюстрируя драматизм сценической ситуации. На рубеже 1970–1980-х манера Нёргора заметно изменилась под влиянием знакомства с жизнью и творчеством душевнобольного швейцарского художника и поэта Адольфа Вёльфли (Wölfli, 1864–1930). Отныне его музыка стала более нервной, экспрессивной и непредсказуемой; характерны вдохновленная искусством Вёльфли 4-я симфония Индийский сад роз и китайское озеро ведьм, камерная опера о жизни Вёльфли Божественный цирк, а из более поздних работ – вязкие, насыщенные разнородным материалом симфонии № 5 (одночастная) и 6 (трехчастная, с подзаголовком В конце дня, указывающим на конец тысячелетия) и несколько более лаконичный оркестровый триптих Пустыри. Иные партитуры того же периода проникнуты спокойным религиозным духом. Сохраняя высокий творческий тонус, Нёргор по меньшей мере до начала 2010-х продолжал генерировать все новые и новые идеи и воплощал свои артистические и экспериментаторские устремления в произведениях, необычайно разнообразных по форме, объему и степени сложности. Выступает в печати по вопросам эстетики, философии и политики.

Оперы: Лабиринт (Labyrinten), в 2 актах, либр. Б. Нёргора (1963, пост. 1967, Копенгаген); Гильгамеш (Gilgamesh), в 6 днях и 7 ночах, либр. Н. (1972, пост. 1973, Орхус); Сиддхартха (Siddharta), либр. Н. и У. Сарвига (1979, пост. 1983, Стокгольм); Божественный цирк (Det guddommelige Tivoli), в 2 актах, либр. Н. по А. Вёльфли и др. (1982, пост. 1983, Орхус); Ночь людей (Nuit des hommes), опера(тория) в 2 актах с преамбулой, прологом и эпилогом, м.-сопр., тен., уд., стр. квартет и магн., сл. Г. Аполлинера (1996, Копенгаген).

Балеты: Молодой человек женится (Den unge mand skal giftes), по Э. Ионеско (1964, пост. 1967, Копенгаген); Латиноамериканское танго (Tango chikane, 1967, там же); Солнце встречает луну: танцы меж звезд (Sol møder måne: Dansen mellem stjerner), уд., 3 исполн. (2005).

Симфонии: 1-я симфония Строгая (Sinfonia Austera) (1954); Sinfonia profana, муж. хор и клар., сл. Н. (1957); 2-я симфония (1970); 3-я симфония, м.-сопр., двойной хор и орк., сл. Р.М. Рильке, Ф. Рюккерта, В. Скотта и др. (1972); 4-я симфония Индийский сад роз и китайское озеро ведьм (Indischer Roosen-Garten und Chineesischeer Hexen-See, 1981); 5-я симфония (1990, 2/1991); 6-я симфония В конце дня (At the End of the Day, 1997–1999); 7-я симфония (2006); 8-я симфония (2011).

Другая орк. музыка (осн. произв.): Рапсодия in D, фп. и орк. (1952); Metamorfosi, стр. (1953); Созвездия (Konstellationer), стр. (1958); Радостные танцы (Lyse danse), кам. орк. (1959); Komposition (1966); Iris (1967); Luna (1967); Напоминание (Recall), акрд. и орк. (1968, 2/1977); Путешествие в золотой экран (Voyage into the Golden Screen), кам. орк. (1969); Подсветка (Modlys), дух., фп. и уд. (1970); Игра сновидений (Drømmespil), кам. орк. (1975, 2/1980); К свободе? (Towards Freedom?, 1977); Сумерки (Twilight, 1977, 2/1979); За изменение (For a Change), 1-й концерт для уд. и орк. (1982); Ожог (Burn, 1984); Прелюдия у моря (Forspil ved havet), фп. и стр. (1984); Между (Between), 1-й концерт для влч. и орк. (1985); Вспоминая Дитя (Remembering Child), концерт для альта и кам. орк. (1986); Светлая ночь (Helle Nacht), 1-й концерт для скр. и орк. (1987); Пространства во времени (Spaces in Time), фп. и орк. (1991); Мимолетное лето (Fugitive Summer), стр. (1992); Из этого мира: уход (Out of this World: Parting) памяти В. Лютославского, стр. (1994, 2-я часть цикла Приношения (Tributes)); Концерт в двух темпах (Concerto in due tempi), фп. и орк. (1994–1995); Четыре наблюдения (4 Observations) памяти Б. Бартока, стр. (1995, 1-я часть цикла Приношения (Tributes)); Путешествие в сломанный экран (Voyage into the Broken Screen) памяти Я. Сибелиуса, стр. (1995, 3-я часть цикла Приношения (Tributes)); Бах в будущее (Bach to the Future), 2-й концерт для уд. (2 исполн.) и орк. (1996–1997); Аспекты ухода (Aspects of Leaving), кам. орк. (1997); Пустыри (Terrains Vagues, 2000); Intonation/Detonation (2000); Рукопожатие (Håndslag), уд. и кам. орк. (2000); Границы (Borderlines), 2-й концерт для скр., уд. и стр. (2002); Рассвет (Lysning), стр. (2005); Momentum, 2-й концерт для влч. и орк. (2009); Три ночные части (Three Nocturnal Movements), двойной концерт для скр., влч. и орк. (2014).

Для хора с сопров. (осн. произв.): Тиволи (Tivoli), дет. хор, уд. и др. инстр. ad lib., сл. Б. Нёргора (1959); Приговор (Dommen), 5 гол., смеш., жен. и дет. хоры, орк. и магн. (1962, 2/1965); Вавилон (Babel), с солистами, инстр. анс. и актерами ad lib. (1965, 2/1968); Весы (Libra), тен., двойной хор, гит., др. инстр. ad lib., сл. Р. Штайнера и из Псалтири (1973, также в ред. для тен. и гит.); Пой о садах, мое сердце, тебе неизвестных (Singe die Gärten mein Herz, die du nicht kennst), 8 гол. и инстр. анс. или фп., сл. Р.М. Рильке (1974); Новое рождение (Nova genitura), хор или сопр., блокфл., лютня, клав., виола да гамба, сл. лат. гимнов (1975); Зимняя кантата (Vinterkantate), с сопр. и орг., сл. У. Сарвига (1976, 2/1990); Прерванная песня (Орфей и Эвридика) (Den afbrudte sang. Orfeus og Euridike), с уд., арфой и др. инстр. ad lib., сл. У. Рюума и Н. (1977); Времена и праздники (Tider og højtider), с инстр., сл. М. Лаландер (1978); Танцы ранней весны (Tidligt forårs danse), с гоб., 4 уд. и танцорами ad lib., сл. Р.М. Рильке (1980); День четвертый (Den fjerde dag), с кам. орк., сл. А. Сунессона и из Библии (1984); Блуждающие огоньки летят в город (Lygtemændene tager til byen), кантата, чтец, 3 гол., хор, орк., сл. Х.К. Андерсена и С. Брёггер (2004).

Для хора a cappella: ок. 60 произв.

Для гол. с сопров. (осн. произв.): Песни из вечерней страны (Sånger från Aftonland), к.-а. и 5 инстр., сл. П. Лагерквиста (1956); Ноктюрны (Nocturner), сопр. с фп., сл. кит. поэтов в дат. пер. (1961, ред. с орк. 1962); Призма (Prisme), вок. цикл, 3 гол. и 7 инстр., сл. Й. Зонне (1964); 3 любовные песни (3 kaerlighedssange), к.-а. и орк., сл. А. Рембо и Р.М. Рильке (1963–1965); Любовь поэзия (Lamour la poésie), к.-а. и бас с фп., сл. П. Элюара (1967, ред. для сопр. и тен. с вибр./мар., 1979); Sub rosa, м.-сопр., тен. и гит., сл. Ф. Рюккерта (1970); Wenn die Rose sich selbst schmückt.., сопр., альт. фл., кб. и уд., сл. его же (1970); Весы (Libra), тен. и гит., сл. Р. Штайнера и из Псалтири (1973, также в ред. с хором); Новое рождение (Nova genitura), сопр. или хор, блокфл., лютня, клав., виола да гамба, сл. лат. духовных гимнов (1975); Источник радости (Fons laetitiae), сопр. или тен. с арфой или лютней, сл. лат. духовных гимнов (1975); Свобода (Freedom), тен. и гит., сл. У. Уитмена (1977, ред. с хором 1992); Морской дрейф (Seadrift), сопр. и 6 инстр., сл. его же (1978); Заря (Daggry), сопр., альт. фл и гит., сл. Х. Норбрандта (1981); День и ночь (Day and Night), с фп. и влч. ad lib., сл. Т. Хьюза и Шекспира (1982); Entwicklungen, к.-а., фл., гит., влч. и уд., сл. Р.М. Рильке (1986); Огненная ночь (Ildnatten), сопр., бар., уд. и магн., сл. Х. Мёльбьерга (1986); Дитя и заря (Lenfant et laube), сопр., тен. и 5 инстр., сл. А. Рембо (1988); Дуэт-мечта (Dream Duo), 5 песен на сл. Х. Грёс, м.-сопр. и бас с фп. и акрд. (1991–2001); Две струны один голос (Zwei Saiten eine Stimme), м.-сопр. и скр., сл. Р.М. Рильке (2004); др. миниатюры.

Другая инстр. муз. (осн. произв.): 1-й стр. квартет Quartetto breve (1952, 2/1987); 1-я соната, фп. (1953); В честь Марка Шагала (Hommage à Marc Chagall), фл., стр. трио и фп. (1953); 2-й стр. квартет Quartetto brioso (1953, 2/1958); 1-е трио, клар., влч. и фп. (1952–1955); 2-я соната, фп. (1957); 3-й стр. квартет Три миниатюры (3 miniaturer) (1959); Rondo for 6, 6 ударников (1964); 4-й стр. квартет Пейзаж мечты (Dreamscape), с магн. (1969); 5-й стр. квартет Пейзаж внутреннего мира (Inscape) (1969); Musaic, 5 корнетов и 3 трбн. с электр. усилением (1969); Соловей (Nattergalen), фл., гит., фп./чел., уд., мар. и стр. трио (1969); Мир вихря (Whirl’s World), дух. квинтет (1970); Lila, фл., 2 клар., чел., 2 арфы, фп., ксил., вибр., 3 скр., альт и влч. (1972); Paradigma, клар., трбн., влч. и фп. (1972); Spell (2-е трио), клар., влч. и фп. (1973); Cantica, влч. и фп. (1977); Гендинг (Ghending), 8 ударников (1980); По течению и против течения (Medstrøms og modstrøms), 4 ударника и фп. ad lib. (1981); Ночь расцвета (Heydays Night), блокфл., влч. и клав. (1981); ZigZag, 6 ударников (1981); Легкие удары (Små slag), 6 ударников (1981); Прелюдия и муравьиная фуга (с крабовым каноном) (Prelude and Ant Fugue (with a Crab Canon)), фл., клар., уд., гит., манд., скр. и кб. (1982); Сожжение (Braending), 2 фл., 2 клар., 2 влт., 2 трубы, акрд., фп., вибр., 2 скр. и 2 влч. (1983); Черное, белое и цветное (Black and White and in Colours), анс. уд. (1983); Квадрат и круг (Square and Round), анс. уд. (1983, 2/1986); 6-й стр. квартет Тинтиннабулярий (Tintinnabulary) (1986); Светлый час (En lys time), анс. уд. (1986); Сюита из муз. к фильму Пир Бабетты, фп. и стр. трио (1987); Песня жаворонка (Lerchesang), фл., скр. и влч. (1988); Король, дама, туз (King, Queen and Ace), арфа и 13 инстр. (1989); Вариации в поисках темы (Variationer søger et tema), влч. и гит. (1991); Струны (Strenge), стр. трио (1992); Night-Symphonies, Day Breaks, 4 дер. дух., 3 медн. дух., уд., фп., стр. квартет и кб. (1992); Зона эха (Echo Zone), 3 пьесы для 2 ударников (1991–1993); 7-й стр. квартет (1993); Мерцание (Scintillation), фл., клар., влт., фп., скр., альт и влч. (1993); Хорошо темперированные ударные (Det veltemperede slagtøj), 2 ударника (1994–1995); 8-й стр. квартет Ночь спускается (Night Descending) (1997); Зимняя музыка (Vintermusik), фл., клар., влч., уд., гит. и орг. (1998); Утренний кошмар (Days Early Nightmare), стр. квартет (2000); 9-й стр. квартет В источник (Ind i kilden, 2001); …сквозь тернии… (…gennem torne…), арфа, фл., клар. и стр. квартет (2003); Melancolia, влч., сакс. и фп. (2003); 10-й стр. квартет (2004); Intonation, 16 уд. (2004); Кристаллы–массивы–каскады (KrystallerMassiverKaskader), 12 трбн. (2004); Snip Snap, 9 инстр. (2006); Пейзаж с пастухами (Landskab med hyrder), анс. акрд. (2006); Пастушка (Pastorella), 2 скр., альт и 2 влч. (2006); Зеленая песня грёз (Grøn drømmesang), стр. трио (2007); 3 сцены, уд. (2010); пьесы для всевозможных инструментов соло и в ансамблях.

Муз. к спект. и фильмам, в том числе к фильмам Г. Акселя Пир Бабетты (Babettes Gaestebud, 1987) и Гамлет (Amled, 1993) и к телеспектаклю Гедда Габлер (Hedda Gabler) по Г. Ибсену (1993).