Ноно,

Луиджи (Nono; 29.1.1924, Венеция – 8.5.1990, там же). Итальянский композитор. Учился в Венецианской консерватории у Джан Франческо Малипьеро (1941–1945) и в Падуанском университете, который окончил в 1946 году со степенью магистра права. Свое музыкальное образование продолжил под руководством и видного дирижера, пропагандиста новой музыки Германа Шерхена; общение с этими музыкантами, а также с , стимулировало интерес Ноно к 12-тоновой серийной технике. В 1950–1960 Ноно был непременным участником летних курсов новой музыки в Дармштадте сначала в качестве слушателя, затем – одного из ведущих лекторов; за это время в Дармштадте прошли премьеры семи его произведений. В 1952 году он вступил в Итальянскую коммунистическую партию и вскоре занял высокое место в партийной иерархии. Ноно воспринимал коммунизм прежде всего как революционную, нонконформистскую идеологию, музыкальное воплощение которой требует столь же революционных средств. Авангард он рассматривал как единственную ценную альтернативу так наз. буржуазной культуре, а к социалистическому реализму относился отрицательно, считая его «контрреволюционным» (между тем серийная техника, предполагающая равноправие всех 12 тонов, явилась, по мнению Ноно, воплощением демократизма в музыке). Разрыв Ноно с Дармштадтом был обусловлен идейными причинами: с точки зрения Ноно лидеры дармштадтского авангарда и к концу 1950-х изменили прежним радикальным установкам и стали писать «красивую», виртуозную, внешне эффектную музыку в угоду «буржуазной» аудитории. Как и подобает коммунисту, лучшими ценителями искусства Ноно считал пролетариев. Вместе с тем в своей музыке он никогда не делал уступок демократическим вкусам. Многие произведения Ноно написаны на тексты политического, революционного, антифашистского содержания, однако в их музыкальном материале нет ничего такого, что могло бы дать повод для упреков в иллюстративности или желании понравиться широкому слушателю. Показательна кантата Прерванная песнь, в которой фрагменты предсмертных писем узников нацистских лагерей воплощены средствами изощренного многопараметрового сериализма; даже на фоне авангардной продукции 1950-х эта партитура выделяется своей эзотеричностью, «непроницаемостью». Контраст между политически актуальным содержанием и его абстрактным, изысканно детализированным, бескомпромиссно авангардистским музыкальным воплощением характерен и для позднейших опусов Ноно, в том числе для «сценических действ» Нетерпимость 1960 и Под жарким солнцем любви (тема первого из них – нетерпимое отношение современного Запада к иммигрантам, второго – борьба за освобождение женщин). С начала 1960-х Ноно много работал в области электронной музыки, позднее часто пользовался живой электроникой, которой придавал большое значение, считая ее полезной для активизации творческой восприимчивости слушателей. Время от времени, отчасти идя навстречу относительно слабо подготовленной, непривычной к сложной новой музыке аудитории, Ноно включал в свои партитуры едва распознаваемые цитаты из революционных песен – Интернационала, Дубинушки, итальянского коммунистического гимна Bandiera rossa, китайского гимна Алеет Восток и т.п. (Победа Герники, Для Бастианы…, Призрак бродит по миру, Под жарким солнцем любви). В некоторых, преимущественно идеологически нейтральных, произведениях 1950–1960-х (Красный плащ, Песня любви, Хоры Дидоны, Она пришла: песни для Сильвии, Песни к Гиомар) прорывается более непосредственный лиризм, обнаруживаются экспрессивные мелодии.

Возможно, со временем Ноно осознал двусмысленность своей позиции непримиримого борца с так наз. капитализмом, сторонника крайне левых, в том числе откровенно террористических, движений в Европе и Латинской Америке, пропагандиста идей ранних советских большевиков и Мао Цзедуна, друга коммунистических лидеров Кубы и в то же время любимца западной интеллектуальной элиты и преуспевающего члена демократического общества, имеющего возможность свободно разъезжать по миру, пропагандируя свои взгляды. С середины 1970-х прямая политическая ангажированность в его творчестве уступает место более абстрактной философской проблематике, связанной прежде всего с глубинной природой звука и экзистенциальным феноменом слышания. Отныне тексты и идеи для своих произведений он черпает из высокой поэзии и философии прошлого (Фрагменты–Тишина, к Диотиме, Дышащая ясность, Прометей, трагедия слышания).

Ноно был женат на дочери Шёнберга (с 1955). Его наиболее видный ученик – .

Муз. театр: Красный плащ (Il mantello rosso), балет с пением в 3 сценах (актах), либр. Т. Гзовской по Ф. Гарсиа Лорке (1954, Зап. Берлин); Нетерпимость 1960 (Intolleranza 1960), сценич. действо в 2 частях, идея А. М. Рипеллино, сл. Б. Брехта, П. Элюара, В. Маяковского, Ж.-П. Сартра и др. (1961, Венеция, 2/1974, Флоренция, под назв. Нетерпимость 1970); Под жарким солнцем любви (Al gran sole carico d’amore), сценич. действо в 2 частях, сл. К. Маркса, В. Ленина, А. Грамши, Б. Брехта, Ф. Кастро, Че Гевары и др. (1975, Милан); Прометей, трагедия слышания (Prometeo, tragedia dell’ascolto) в 5 «островах» с прологом, 2 интерлюдиями и 2 стасимами, сл. Гесиода, Эсхила, Ф. Гёльдерлина, В. Беньямина в адаптации М. Каччари (1984, Венеция, 2/1985, Милан).

Др. вок. муз.: Три эпитафии Федерико Гарсиа Лорке (Tre epitaffi per Federico García Lorca), сопр., бар., чтец, говорящий хор, фл. и орк., сл. Ф. Гарсиа Лорки и П. Неруды (1951–1953); Песня любви (Liebeslied), хор, уд. и арфа, сл. Н. (1954); Победа Герники (La victoire de Guernica), хор и орк., сл. П. Элюара (1954); Прерванная песнь (Il canto sospeso), сопр., м.-сопр., тен., хор и орк., сл. бойцов Сопротивления (1956); Земля и подруга (La terra e la compagna), сопр., тен., хор и инстр. анс., сл. Ч. Павезе (1958); Хоры Дидоны (Cori di Didone), хор и уд., сл. Дж. Унгаретти (1958); Она пришла: песни для Сильвии (Ha venido: canciones para Silvia), сопр. и 6 жен. гол., сл. А. Мачадо (1960); Сладостным будет молчанье (Sarà dolce tacere), 8 гол., сл. Ч. Павезе (1960); Песни жизни и любви. На мосту Хиросимы (Canti di vita e d’amore. Sul ponte di Hiroshima), сопр., тен. и орк., сл. разных авт. (1962); Песни к Гиомар (Canciones a Guiomar), сопр., жен. хор и инстр. анс., сл. А. Мачадо (1963); Освещенная фабрика (La fabbrica illuminata), м.-сопр. и магн., сл. Дж. Скабии и Ч. Павезе (1964); Из итальянского дневника (Da un diario italiano), 2 хора, сл. Дж. Скабии (1964); Лес юн и полон жизни (A floresta è jovem e cheja de vida), сопр., 3 чтеца, клар., бронзовые пластины и магн., сл. Дж. Пирелли и др. (1967); Музыка-манифест № 1: Лик и моря (Musica-manifesto no. 1: Un volto e del mare), гол. и магн. (1969); И тогда он понял (Y entonces comprendió), 6 жен. гол., хор, магн. и электр., сл. К. Франки́ и Че Гевары (1970); Голоса, разрушающие стены (Voci destroying muros), 4 жен. гол., говорящие гол., хор и орк., сл. Р. Люксембург, С. Санчес, Х. Сантамарии и др. (1970); Призрак бродит по миру (Ein Gespenst geht um in der Welt), сопр., хор и орк., сл. К. Маркса, С. Санчес, Х. Сантамарии и из революционных песен (1971, частично на осн. предыд. произв.); Как волна силы и света (Como una ola de fuerza y luz), сопр., фп., орк. и магн., сл. Х. Уаси (1972); Мы молодежь Вьетнама (Siamo la gioventù del Vietnam), гол. в унисон, сл. Дж. Федеричи и из Декларации независимости Вьетнама (1973); Дышащая ясность (Das atmende Klarsein), хор, бас. фл. и электр., сл. Р.М. Рильке и из античной поэзии (1981); Ио, фрагмент из «Прометея» (Io, frammento dal Prometeo”), 3 сопр., хор, бас. фл., к.-бас. клар. и электр., сл. М. Каччари (1981); Где ты, брат? (¿Donde estàs, hermano?), 4 жен. гол. (1982); Когда они умирают (Польский дневник № 2) (Quando stanno morendo. Diario polacco no. 2), 4 жен. гол., бас. фл., влч. и электр., сл. Ч. Милоша, Э. Ади, Хлебникова и Пастернака в адаптации Каччари (1982); В честь Дьёрдя Куртага (Omaggio a György Kurtág), жен. гол., фл., клар., туба и электр. (1983, 2/1986); Горе холодным чудовищам (Guai ai gelidi mostri), 2 жен. гол., фл., клар., туба, альт, влч., кб. и электр., сл. разных авт. в адаптации М. Каччари (1983); Блуждающие резонансы. Цикл песен для Массимо Каччари (Risonanze erranti. Liederzyklus a Massimo Cacciari), м.-сопр., фл., туба, 5 уд. и электр., сл. Г. Мелвилла и И. Бахман (1986); Идущие… Аякучо (CaminantesAyacucho), м.-сопр., фл., 2 хора, орг., 3 инстр. группы и электр., сл. Дж. Бруно (1987); Разоблачить подрывную деятельность. В честь Эдмонда Жабеса (Découvrir la subversion. Hommage à Edmond Jabès), м.-сопр., бас, чтец, фл., влт., туба и электр., сл. Жабеса (1987).

Орк. муз.: Канонические вариации (Variazioni canoniche) на серию из соч. 41 (Ода Наполеону) Шёнберга, кам. орк. (1950); Композиция № 1 (Composizione no. 1, 1951); Два выражения (Due espressioni, 1953); Варианты (Varianti), скр., 3 фл., 3 клар. и стр. (1957); Композиция № 2. Польский дневник-58 (Composizione no. 2. Diario polacco ‘58, 1959); Для Бастианы «Алеет Восток» (Per Bastiana Tai-Yang Cheng. L’oriente è rosso), орк. и магн. (1967); Карло Скарпе, архитектору (A Carlo Scarpa, architetto, 1984); Нет дорог, надо идтиАндрей Тарковский (No hay caminos, hay que caminar… Andrei Tarkowskij), 7 инстр. групп (1987).

Др. инстр. муз.: Polifonicamonodiaritmica, фл., клар., бас-клар., сакс., влт., фп. и уд. (1951); Песни для 13 (Canti per 13), 9 дух. и 4 стр. (1955); Встречи (Incontri), 24 инстр. (1955); …страдания ясные волны… (…sofferte onde serene…), фп. и магн. (1976); С Луиджи Даллапикколой (Con Luigi Dallapiccola), 6 уд. и электр. (1979); ФрагментыТишина, к Диотиме (Fragmente–Stille, an Diotima), стр. квартет (1980), Пьеру [Булезу] (À Pierre), бас. фл., к.-бас. клар. и электр. (1985); Post-prae-ludium no. 1 ‘per Donau[eschingen]’, туба и электр. (1987); Ностальгическая утопическая даль будущего (La lontananza nostalgica utopica futura), скр. и магн. (1988); «Надо идти», грезя (‘Hay que caminar’ soñando), 2 скр. (1989).

Магн.: В честь Эмилио Ведовы (Omaggio a Emilio Vedova, 1960); Вспомни, что с тобой сделали в Освенциме (Ricorda cose ti hanno fatto in Auschwitz, 1966, на осн. музыки к пьесе П. Вайса Дознание (Die Ermittlung), 1965); Диалектический контрапункт из головы (Contrappunto dialettico alla mente, 1968); Музыка-манифест № 2: Не будем разменивать Маркса (Musica-manifesto no. 2: Non consumiamo Marx, 1969); Музыка для [Дж.] Манцу (Musiche per Manzu, 1969); Для Пауля Дессау (Für Paul Dessau, 1974).