Оливерос,

Полин (Oliveros; 30.5.1932, Хьюстон – 25.11.2016, Кингстон). Американский композитор, видная представительница экспериментального направления в музыке США. Рано научилась играть на фп., скрипке, аккордеоне, валторне. В 1954–1960 занималась композицией в Сан-Франциско под руководством Роберта Эриксона. Ее музыка этого периода записана обычной нотацией, отличается суровым, аскетическим тоном (характерны Вариации для флейты, кларнета, трубы, валторны, виолончели и фп., 1960). В 1961 году вместе с Мортоном Суботником и Рамоном Сендером основала центр электронной музыки San Francisco Tape Music Center (позднее Mills Tape Music Center), работала в нем до 1967. В 1967–1981 преподавала в Калифорнийском университете (Сан-Диего). С середины 1970-х культивировала род телепатической групповой импровизации – «звуковую медитацию» (sonic meditation). Устраиваемые Оливерос сеансы привлекали многочисленную аудиторию, поощряемую к участию в ритуале «звуковой медитации» и «углубленного вслушивания» (deep listening); сама Оливерос при этом часто играла на аккордеоне. «Партитуры» Оливерос состоят главным образом из туманно изложенных словесных указаний, однако в них встречаются и нотированные отрезки. Одна из ее самых известных поздних работ – представление Нджинга, королева-король (Njinga the Queen King), посвященное жившей в XVII веке правительнице африканского государства Ндонго (ныне Ангола). После премьеры в Бруклине (1993) это представление со звуковым оформлением, сценическим движением, видеоинсталляциями и беседами об истории и культуре африканцев было показано во многих городах США, а также в Бразилии, Португалии, Анголе. Подобно – одному из своих предшественников в качестве ведущего композитора-экспериментатора Америки – Оливерос играла роль своего рода гуру: она не предпринимала усилий, чтобы приобрести известность, но почитатели из разных стран все равно искали и находили ее. В 1985 основала в Кингстоне, шт. Нью-Йорк, фонд своего имени для поддержки художников-творцов во всем мире (впоследствии переименован в Институт углубленного вслушивания, Deep Listening Institute).

Сб. лит. работ 1980–1996: The Roots of the Moment («Корни момента»). New York, 1998; др. тексты.