Парч,

Гарри (Partch; 24.6.1901, Окленд, Калифорния – 3.9.1974, Сан-Диего). Американский композитор и создатель музыкальных инструментов, один из ярких и экстравагантных маргиналов американской музыки XX века. Систематического образования не получил. В своем творчестве стремился реализовать идеи «трансэтничности» (transethnicity), «материальности» (corporeality) и «монофонии» (monophony); первый из этих терминов указывает на преодоление культурных различий между этносами, второй – на преодоление грани между музыкантами и слушателями и на переориентацию музыкального восприятия с «абстрактного» и «духовного» на материальное и осязаемое, третий – на преодоление ограничений равномерно темперированного строя («монофония» в трактовке Парча означает так наз. чистый строй, обогащенный микрохроматическими интервалами). В 1920-х начал экспериментировать с чистым строем на струнных инструментах, изготовил «адаптированный альт» (с виолончельным грифом), разработал аппликатуру для исполнения гамм из 29 звуков в пределах октавы и приступил к сочинению большого трактата о «монофонии». В 1930-х опыты Парча приобрели определенную известность и он получил субсидию на продолжение акустических и инструментоведческих исследований в Великобритании. Вернувшись в США (1935), он некоторое время бродяжничал (об этом периоде своей жизни написал книгу и сочинил пьесу для музыкального театра), затем работал в разных городах, продолжая конструировать новые инструменты и сочинять для них музыку. К началу 1940-х пришел к окончательному варианту своей гаммы, насчитывающему 43 звука. С середины 1950-х жил преимущественно в Калифорнии, где организовал ансамбль Gate 5 для исполнения своих произведений. Всего Парч изготовил свыше 20 инструментов различных семейств, в том числе две разновидности «адаптированных гитар», несколько «гармонических канонов» (по образцу восточных щипковых инструментов) и кифар (по образцу античного щипкового инструмента), модифицированные маримбы (в том числе басовые), конические гонги и другие ударные с определенной высотой звука, хрономелодеоны (модифицированные фисгармонии) и др.; музыку для них он записывал специально изобретенной табулатурной нотацией. Инструменты Парча, хранящиеся ныне в Университете шт. Нью-Джерси, Монтклэр, выглядят весьма эффектно (некоторые из них выставлялись как произведения изобразительного искусства); все они фигурируют в партитуре И в седьмой день лепестки опали в Петалуме (And on the Seventh Day Petals Fell in Petaluma, 1966). Большинство произведений Парча предназначено не для концертного, а для театрализованного исполнения: это «перформансы» с декламацией, пением, танцами, шумами и т.п., обычно на темы из мифологии и архаической словесности разных народов, причем участвующие в спектакле инструменты выступают также в качестве элементов сценического оформления. Среди относительно масштабных работ Парча – Эдип (Œdipus, по Софоклу и У.Б. Йейтсу, пост. 1952, Окленд, окончательная редакция 1967) и Бред ярости (Delusion of the Fury, на основе драмы японского театра Но и юмористической африканской сказки, пост. 1966, Лос-Анджелес). Музыкальный материал произведений Парча сам по себе непримечателен, но его «трансэтничный» и «материалистический» (corporeal) подход оказал заметное влияние на американских композиторов, прежде всего на адептов минимализма и «концептуалистов», работающих в жанре мультимедиа. Приверженцами чистого строя по примеру Парча стали, в частности,, и видный музыковед и композитор экспериментального направления Кайл Гэнн; определенный интерес к опытам Парча проявили и европейцы, в том числе .

Кн.: Genesis of a Music: an Account of a Creative Work, its Roots and its Fulfillments. Madison, WI, 1949, 2/1974; Bitter Music: Collected Journals, Essays, Introductions and Librettos / Еd. T. McGeary. Urbana, IL, 1991.