Онеггер,

Артюр (Honegger; 10.3.1892, Гавр – 27.11.1955, Париж). Французский композитор швейцарского происхождения. С детства учился игре на скрипке. В 1909 поступил в Цюрихскую консерваторию, а в 1911–1918 (с перерывом) учился в Парижской консерватории, где его педагогами были, в частности, Ш.-М. Видор (композиция) и В. д’Энди (дирижирование). Входил в «Шестерку», но в отличие от других членов этого объединения даже в молодые годы не был приверженцем творчества и экстравагантных артистических жестов (отдал им скромную дань в отдельных произведениях для оркестра, среди которых наиболее популярна пьеса Пасифик 231, изображающая работу паровоза). Художник религиозного склада, наделенный обостренным чувством личной ответственности за происходящее в мире, свои эстетические и этические ориентиры усматривал в искусстве Баха и Бетховена. Широкая известность пришла к Онеггеру после исключительно успешных исполнений библейской оратории Царь Давид в Швейцарии (1921) и Париже (1922–1923). Отныне центральное место в его творчестве заняла вокально-оркестровая и симфоническая музыка крупных форм, несущая высокое религиозное и гуманистическое содержание. Его главные достижения – сценическая оратория Жанна д’Арк на костре и 3-я симфония (Литургическая симфония), в трех частях которой (Dies irae, De profundis clamavi, Dona nobis pacem) он выразил свои тревоги и надежды, связанные с ситуацией, сложившейся в мире после Второй мировой войны. Значительную известность снискала также его 2-я симфония, созданная в начальный период немецкой оккупации Франции; симфония разворачивается по схеме «через тернии к звездам» и венчается мажорным соло трубы, которое в контексте времени воспринималось как голос надежды и символ будущего торжества над врагом. В своих наиболее значительных произведениях – помимо перечисленных к ним принадлежат библейская опера-оратория Юдифь, опера Антигона, стилизованная в манере французских «лирических трагедий» XVII–XVIII веков, оратория Крики мира по мотивам стихотворения Дж. Китса К одиночеству, кантата Пляска мертвых на текст П. Клоделя, вдохновленный, в свою очередь, одноименной гравюрой Ганса Гольбейна-младшего, и драматическая легенда Николай из Флюэ о святом покровителе Швейцарии – Онеггер демонстрирует приверженность монументальным формам барокко и классицизма, активному тематическому развитию, полифонии и принципам сонатной диалектики; вместе с тем энергичная, беспокойная ритмика, экономная инструментовка, резкие диссонантные гармонии и преимущественно диатонические мелодии характерного угловатого облика ярко свидетельствуют о принадлежности Онеггера к тому поколению, которое пришло во французскую музыку вслед за . В творчестве Онеггера прослеживается и более «легкая», бесконфликтная, порой юмористическая линия, представленная, в частности, такими опусами, как оркестровые пьесы Летняя пастораль, Песнь радости, Регби, оперетта Приключения короля Павзоля, Концертино для фп. с оркестром, Концерт для виолончели с оркестром, 4-я симфония Базельские удовольствия, Камерный концерт для флейты, английского рожка и струнных, Рождественская кантата, а также рядом балетных, камерно-инструментальных и прикладных партитур. Последние несколько лет жизни Онеггер серьезно болел, что отразилось на его творческом тонусе и на настроении самого значительного из его поздних опусов – проникнутой трагическим пафосом 5-й симфонии (Симфонии трех ре: каждая из ее трех частей завершается ударом на [d] в низком регистре).

В 1938 Онеггер был избран членом Института Франции. Выступал как музыкальный критик; свои умеренно-консервативные взгляды на музыкальное искусство изложил в книге диалогов с критиком Бернаром Гавоти (Gavoty) «Я – композитор».

Муз. театр, оратории, кантаты: ранние неоконч. оперы; Сказание об играх мира (Le dit des jeux du monde), балет по поэме П. Мераля (1918, Париж); Гораций-победитель (Horace victorieux), симфония-пантомима (symphonie mimée), либр. Г.-П. Фоконне по Титу Ливию (1921); Царь Давид (Le roi David), драм. псалом, либр. Р. Моракса (1921, Мезьер, ред. в виде оратории 1922); Каток (Skating Rink), балет (хореогр. симфония), либр. Р. Канудо (1922, Париж); Юдифь (Judith), серьезная опера в 3 актах, либр. Р. Моракса (1925, пост. 1926, Монте-Карло, ред. в виде оратории 1927); Федра, муз. к пьесе Г. Д’Аннунцио (1926); Антигона (Antigone), опера, либр. Ж. Кокто по Софоклу (1927, Брюссель); Свадьба Амура и Психеи (Les noces dAmour et de Psyché), балет на темы Баха, либр. И. Рубинштейн (1928, Париж); Амфион (Amphion), балет с мелодекламацией и пением, либр. П. Валери (1929, пост. 1931, Париж); Приключения короля Павзоля (Les aventures du roi Pausole), оперетта, либр. А. Вильметца по П. Луису (1930, Париж); Крики мира (Les cris du monde), оратория, либр. Р. Бизе по Дж. Китсу (1931); Семирамида (Sémiramis), балет в 3 актах с мелодекламацией и пением, либр. П. Валери (1934, Париж); Орленок (L’aiglon), опера, либр. А. Кэна по Э. Ростану, акты 2–4 (акты 1 и 5 сочинены Ж. Ибером, пост. 1937, Монте-Карло); Песнь песней (Le cantique des cantiques), балет с пением, либр. Г. Буасси и С. Лифаря (1938, Париж); Жанна д’Арк на костре (Jeanne d’Arc au bûcher), драм. оратория, либр. П. Клоделя (1935, пост. 1938, Базель; Пролог дописан в 1945); Пляска мертвых (La danse des morts), кантата, либр. его же (1938); Николай из Флюэ (Nicolas de Flue), драм. легенда в 3 актах, либр. Д. де Ружмона (1939, Солёр); Зов гор (Lappel de la montagne), балет, либр. Р.Ф. ле Бре (1943, пост. 1945, Париж); Рождественская кантата (Une cantate de Noël) на фольклорные и богослуж. тексты (1953); др. кантаты, балеты, коллективные работы для муз. театра (в том числе балет Шота Руставели (Chota Roustaveli) в соавт. с А. Черепниным и Т. Харшани, 1946, Париж); муз. к 26 театр. постановкам, 8 радиопостановкам и примерно 40 фильмам, в том числе в соавт. с др. комп.

Для орк.: Песнь Нигамона (Le chant de Nigamon), симф. поэма по Г. Эмару (1917); Летняя пастораль (Pastorale d’été, 1920); Песнь радости (Chant de joie, 1923); Пасифик 231 (Pacific 231), 1-е симф. движение (1923); Регби (Rugby), 2-е симф. движение (1928); Концертино для фп. с орк. (1925); Концерт для влч. с орк. (1929); 1-я симфония (1930); Симфоническое движение 3 (Mouvement symphonique no. 3, 1933); Ноктюрн (1936); 2-я симфония, стр. орк. и труба ad lib. (1941); Большая плотина (Le grand barrage), муз. карт. (1942); Швейцарский праздник (Schwyzer Fäschttag), сюита из балета Зов гор (1943); Серенада Анжелике (Sérénade à Angélique, 1945); 3-я симфония Литургическая (Symphonie liturgique, 1946); 4-я симфония Базельские удовольствия (Deliciae basilienses, 1946); Камерный концерт (Concerto da camera), фл., англ. рожок, стр. орк. (1948); 5-я симфония (Симфония трех ре (Di tre re), 1950); Архаическая сюита (Suite archaïque, 1951); Монопартита (Monopartita, 1951); Токката на тему Кампрá (Toccata sur un thème de Campra, 1951); сюиты и отрывки из балетов и муз. к фильмам и театр. постановкам.

Для кам.-инстр. анс. и отд. инстр.: 1-й стр. квартет (1917); 1-я соната для скр. и фп. (1918); 2-я соната для скр. и фп. (1919); Соната для альта и фп. (1920); Соната для влч. и фп. (1920); Танец козы (Danse de la chèvre) для фл. (1921); Сонатина для клар. и фп. (1922); Сюита (Партита) для 2 фп. (1925); Прелюдия, ариозо и фугетта на имя BACH (1932); Сонатина для скр. и влч. (1932); Маленькая сюита (Petite suite) для 2 выс. мелодич. инстр. и фп. (1934); 2-й стр. квартет (1936); 3-й стр. квартет (1937); Партита для 2 фп. (1940); Соната для скр. соло (1940); др. сонаты, сонатины, сюиты; танц. и др. пьесы.

Романсы и песни для гол. с фп., всего свыше 60.

Кн.: Incantations aux fossiles («Заклинание окаменелостей»). Lausanne, 1948; Je suis compositeur («Я – композитор»). Paris, 1951; сокр. рус. пер. обеих кн.: Онеггер А. О музыкальном искусстве. Л., 1979.