Сильвестров,

Валентин Васильевич (р. 30.9.1937, Киев). Украинский композитор. Учился в Киевской консерватории у Бориса Лятошинского (1958–1964). Ок. 1961 (одним из первых в СССР) освоил серийную технику, позднее и другие приемы из арсенала западного авангарда, в том числе пуантилизм, сонористику и алеаторику. К середине 1960-х был уже одной из самых заметных фигур молодого советского авангарда. Имя Сильвестрова стало известно за рубежом, его Мистерию для альтовой флейты и 6 групп ударных исполняли Северино Гаццеллони и ансамбль Страсбургские ударные, а за масштабную 3-ю симфонию (Эсхатофония), прозвучавшую в Дармштадте п/у , он был удостоен американской премии им. Кусевицкого (1967). Эти и некоторые другие показанные на Западе партитуры молодого Сильвестрова скорректировали широко распространенное представление о «нонконформистской» музыке в СССР как об эпигонском варианте западного авангарда: Сильвестров предстает в них не послушным учеником европейских мэтров, а оригинальным мастером изысканнейших звукосочетаний, деликатных переходов и архитектонически стройных форм, мыслящим в серьезных поэтических и философских категориях. Независимая позиция Сильвестрова вызывала раздражение у официальных кругов, и в конце 1960-х он был на некоторое время исключен из Союза композиторов Украины.

На рубеже 1960–1970-х Сильвестров решился оставить «авангардное гетто» (для этого короткого переходного периода характерны Драма для фп., скрипки и виолончели и Медитация для виолончели и камерного оркестра) и вскоре естественным образом пришел к глубоко личному варианту неоромантизма, который он сам именует «слабым стилем». С середины 1970-х в его музыке на первый план выходят простые тональные гармонии, проникновенные, ностальгические тихие звучания; местами они оттеняются вторжениями современного энергичного, диссонантного («сильного») стиля. «Слабый стиль» означает для Сильвестрова возвращение к чистым и вечным источникам искусства, что в современных условиях предполагает элемент нерешительности и инерции и вполне допускает определенную дозу китча (одно из своих произведений для фп. композитор прямо назвал Китч-музыкой). Отсюда – присущая Сильвестрову своеобразная пассивность в обращении с мелодическими идеями, которые часто выразительны и красивы, но, как правило, даются лишь намеком, без полноценного развития. Сильвестров сравнивает современного композитора с Орфеем и видит его цель в воссоединении природного и культурного, человеческого и вселенского начал; символами природы и космоса у него часто выступают шорохи и дуновения, получаемые при игре за подставкой на струнных, беззвучном вдувании воздуха в валторны и т.п. От пуантилистического прошлого сохраняется такая черта стиля Сильвестрова, как чрезвычайно высокая степень детализации различных параметров музыкальной ткани (артикуляции, фактуры, ритма). Самосознание Сильвестрова как художника, творящего на закате истории, в эпоху «конца музыки», отразилось в заглавиях ряда его партитур. Так, четыре его опуса начала 1980-х именуются Постлюдиями, скрипичная соната 1990 года озаглавлена Постскриптум, а монументальная 5-я симфония в одном из авторских комментариев названа Постсимфонией. Последняя, судя по авторскому пояснению, задумана как огромная, медленная, постепенно затихающая, но до самого конца полная интенсивной внутренней жизни «кода» ко всей истории симфонического жанра. Разные оттенки того же духовного состояния запечатлены и в других произведениях Сильвестрова, созданных с середины 1970-х; к числу наиболее значительных, помимо 5-й симфонии, принадлежат 1-й струнный квартет, собрания камерно-вокальной лирики Простые песни, Тихие песни, Ступени, 4-я симфония, сольная камерная кантата Лесная музыка, вокальная симфония Exegi monumentum, симфония для скрипки и оркестра Посвящение, симфония для фп. и оркестра Метамузыка, 6-я симфония, хоровой Диптих, Реквием для Ларисы. «Слабый» стиль Сильвестрова, своеобразно выразивший духовную ситуацию конца столетия, принадлежит, вопреки своему наименованию, к самым крупным, значительным и оригинальным явлениям новой музыки. Стиль собственных поздних «неоромантических» миниатюр Сильвестров определяет как «багательный».

Орк. муз.: 1-я симфония (1963, 2/1974); Классическая увертюра (1964); Монодия, фп. и орк. (1965); Спектры, симфония для кам. орк. (1965); 2-я симфония, фл., уд., фп. и стр. (1965); 3-я симфония Эсхатофония (1966); Поэма памяти Б. Лятошинского (1968); Медитация, симфония для влч. и кам. орк. (1972); 4-я симфония, медн. дух. и стр. (1976); Серенада, стр. (1978, 2/2004); 5-я симфония (1982); Интермеццо, кам. орк. (1983); Постлюдия, симф. поэма, фп. и орк. (1984); Посвящение, симфония для скр. и орк. (1991); Метамузыка, симфония для фп. и орк. (1992); 6-я симфония (1995); Вестник 1996, синт. или фп. и стр., ред. произв. для фп. (1997, включен в Реквием для Ларисы); Эпитафия, фп. и стр. (1999); Гимн-2001, стр. (2001); Два диалога с послесловием (по Ф. Шуберту и Р. Вагнеру), фп. и стр. (2002); Тихая музыка, 3 пьесы, стр. (2002); Метавальс, симф. поэма (2003); Прощальная серенада, стр. (2003); 7-я симфония (2003); Моменты воспоминаний, фп. и стр. орк. (2003); Музыка в зимнюю ночь, фп. и стр. (2004); 8-я симфония (2013); Концертино для фп. с орк. (2015); Концерт для скр. с орк. (2016).

Вок. муз.: 2 романса, гол. с фп., сл. А. Блока (1961); Кантата, сопр. и кам. орк., сл. Ф. Тютчева и А. Блока (1973); Тихие песни, 24 песни, гол. с фп., сл. разных поэтов (1974–1977); Простые песни, 6 песен, гол. с фп., сл. А. Пушкина, О. Мандельштама и анон. (1974–1981); Старинная баллада, бар. с фп., сл. А. Белого (1977); Кантата, хор a cappella, сл. Т. Шевченко (1977); Лесная музыка, сопр., влт. и фп., сл. Г. Айги (1978); Осенняя серенада, сопр. и кам. орк., сл. анон. (1980, 2/2000); Ступени, 11 песен, гол. с фп., сл. разных поэтов (1980–1982); Постлюдия DSCH, сопр., скр., влч. и фп. (1981); 4 песни, бар. с фп., сл. О. Мандельштама (1982); Ноктюрн, сопр. с фп., сл. В. Куринского (1982); Ода соловью, сопр., фп. и кам. орк., сл. Дж. Китса в рус. пер. (1983); Exegi monumentum, симфония для бар. и орк., сл. А. Пушкина (1987); Диптих, хор a cappella, сл. молитвы Отче наш и Завещания Т. Шевченко (1995); Элегия, хор a cappella, сл. Т. Шевченко (1996); Река времен, гол. с фп., сл. Г. Державина (1999); Реквием для Ларисы, солисты, хор и орк., текст католич. Реквиема и сл. Т. Шевченко (1999); Утренняя песня, гол. с фп., сл. С. (2000); Моменты поэзии и музыки, гол., фп. и стр. орк. (2003); др. миниатюры.

Фп. муз.: Наивная музыка (1954, 2/1993); Отдаленная музыка (Musica lontana, 1956, 2/1993); Интермеццо (1956, 2/2000); Ноктюрн (1957, 2/2000); Багатели (1958, 2/2000); Сонатина (1960, 2/1965); 5 пьес (1961); Триада, 3 пьесы: Знаки, Серенада, Музыка серебристых тонов (1962); Классическая соната (1963); Элегия (1967); 1-я соната (1972, 2/1999); Детская музыка, 2 сб. по 7 пьес (1973); Музыка в старинном стиле (1973); 2-я соната (1975, 2/1999); Ностальгия (1976); Китч-музыка (1977); 3-я соната (1979, 2/1999); Вестник 1996 (1997); Устная музыка, 4 пьесы (1998–1999); др. пьесы, в т. ч. многочисленные «багатели» (с 2003).

Др. инстр. муз.: Фп. квинтет (1961); Quartetto piccolo, стр. квартет (1961); Трио для фл., трубы и чел. (1962); Мистерия, альт. фл. и уд. (6 исполн.) (1964); Проекции на клавесин, вибрафон и колокола (1965); Гимн, 4 фл., 4 трубы, фп., чел., арфа, колокола, 6 скр. и 6 влч. (1967); Драма, фп., скр. и влч. (1970–1971, состоит из сонаты для скр. и фп., сонаты для влч. и фп. и трио); 1-й стр. квартет (1974); Постлюдия, скр. (1981); Постлюдия, влч. и фп. (1982); Соната для влч. и фп. (1983); 2-й стр. квартет (1988); Постскриптум, соната для скр. и фп. (1991); Misterioso, клар. и фп. (1 исполн.) (1996); Эпитафия, альт и фп. (1999); Элегия, влч. и 2 тамтама (1999); Мгновения тишины и печали.., влч. (2002); 3 пьесы для 2 влч. (2002); 5 серенад для 2 влч. (2002); 3-й стр. квартет (2012); др. пьесы.

Др. произв.: Орфей, вечная мелодия для синт. (1998).