Мадерна,

Бруно (Maderna; 21.4.1920, Венеция – 13.11.1973, Дармштадт). Итальянский композитор и дирижер. С детства выступал как скрипач, в 12 лет дирижировал оркестром Ла Скала. Учился в консерваториях Рима и Венеции (в том числе у Джан Франческо Малипьеро, 1942–1943), после войны совершенствовался под руководством Германа Шерхена, который привил Мадерне интерес к додекафонии. С 1949 года произведения Мадерны регулярно исполнялись в Дармштадте, где он вскоре обосновался и с 1954 до конца жизни преподавал на летних курсах новой музыки. Вел также курсы современной композиции в Милане, зальцбургском Моцартеуме, Дартингтоне (Англия), Роттердаме, Тэнглвуде, Джульярдской школе (Нью-Йорк). Среди учеников Мадерны – , , композитор и дирижер Джузеппе Синополи (1946–2001). Во многом благодаря влиянию Мадерны в Италии первых послевоенных лет сложился круг приверженцев авангарда. В своих ранних произведениях Мадерна подражал неоклассицизму Малипьеро, затем , однако в 1950-х он, подобно (с которым был дружен), пришел к более оригинальной манере, сочетающей свободное использование серийной техники, контролируемую алеаторику, нетрадиционные способы инструментальной игры и другие авангардные приемы с элементами итальянской мелодичности, иногда также с фольклорными мотивами и вкраплениями современных танцевальных ритмов. В 1954 году Мадерна и Берио основали в Милане одну из первых в Европе студий электронной музыки; созданными в ней композициями (Continuo и др.) Мадерна внес значительный вклад в развитие ранней электронной музыки. Самое масштабное произведение Мадерны – театральный проект Гиперион, включающий ряд относительно самостоятельных вокально-инструментальных, инструментальных и электронных пьес, вдохновленных знаменитым романом Фридриха Гёльдерлина (центральная идея Гипериона в трактовке Мадерны – конфликт поэта и «машины», то есть массы, толпы). Своеобразный мелодический дар Мадерны впечатляюще проявился в его трех одночастных концертах для гобоя с оркестром и Большой авлодии для флейты и гобоя с оркестром – воплощениях идеи «абсолютной мелодии», генетически связанной с античным «дионисийским» язычковым инструментом авлосом – предком гобоя. Экспрессивными атональными мелодиями богаты и крупные оркестровые партитуры позднего Мадерны – Аура и Биограмма, вдобавок свидетельствующие о незаурядном тембровом воображении композитора. Свой путь театрального композитора Мадерна завершил оперой Сатирикон – эклектичной, не богатой оригинальным материалом фантазией по мотивам романа Петрония. Как дирижер, Мадерна не слишком заботился о популяризации своего творчества и более охотно исполнял произведения коллег (провел премьеры опусов , , , (3-я симфония) и др.), классику ХХ века, музыку прошлого от Монтеверди до Брамса, Малера и Дебюсси. Памяти Мадерны посвящены произведения Берио (Покой для голоса и 22 инструменталистов), Булеза (Ритуал), Донатони (оркестровый Дуэт для Бруно).

Муз. театр: Макбет, (Macbeth), балет, либр. А. Миллоша по Шекспиру (1962); Гиперион (Hyperion), «поэзия в форме зрелища», либр. М. и В. Пюхера по Ф. Гёльдерлину, фонемы Г.Г. Хельмса (пост. 1964, Венеция; последующие ред. 1965, 1966, 1968, 1969); Сатирикон (Satyricon), одноакт. опера, либр. М. и И. Штрасфогеля по Петронию на англ., франц., нем. и лат. яз. (1973, Шевенинген).

Для орк.: Интродукция и пассакалья Lauda Sion Salvatorem (1942); Концерт для 2 фп. и инстр. анс. (1948); Композиция № 1 (1949); Композиция № 2 (1950); Импровизация № 1 (1952); Импровизация № 2 (1953); Композиция в трех частях (Composizione in tre tempi, 1954); Концерт для фл. с орк. (1954); Дивертисмент (1957); Концерт для фп. с орк. (1959); 1-й концерт для гоб. с орк. (1962); Entropia I, II, III, Dimensioni III, IV, Stele per Diotima, орк. фрагм. Гипериона (1963–1969); Аманда (Серенада № 6) (Amanda (Serenata VI)), кам. орк. (1966); 2-й концерт для гоб. с орк. (1967); Перекресток (Quadrivium), 4 ударника и 4 орк. группы (1969); Концерт для скр. с орк. (1969); Большая авлодия (Grande aulodia), фл., гоб. и орк. (1970); Джульярдская серенада (Свободный темп-2) (Juilliard Serenade (Tempo libero II)), мал. орк., магн. (1971); Аура (Aura, 1972); Биограмма (Biogramma, 1972); Религиозный сад (Giardino religioso), мал. орк. (1972); 3-й концерт для гоб. с орк. (1973).

Вок. муз.: Реквием для солистов, хора и орк. (1946); Стихотворения Верлена (Liriche su Verlaine), сопр. и фп. (1947); Три греческих стихотворения (Tre liriche greche), сопр., хор, инстр. анс. (1948); Этюды для «Процесса» Кафки (Studi perIl processodi Kafka), сопр., чтец, орк. (1950); Четыре письма (Quattro lettere), кам. кантата для сопр., баса и кам. орк., сл. разных авт. (1953); Ария (Aria), Гиперион (Hyperion, Hyperion II, Hyperion III, сопр., фл. и орк., сл. Ф. Гёльдерлина (1964–1966); Жесты (Gesti), хор и орк., сл. Гёльдерлина (из Гипериона, 1969); Сюита, 2 фл., гоб., сопр., хор, орк., сл. У.Х. Одена, Ф. Гарсиа Лорки и Гёльдерлина (из Гипериона, 1969); Излучение (Ausstrahlung), жен. гол., фл., гоб., орк., магн., сл. персидских поэтов (1971); Весь мир – театр (All the Worlds a Stage), хор, сл. Шекспира (1972); Венецианский дневник (Venetian Journal), тен., мал. орк., магн., сл. Дж. Леви по Дж. Босуэллу (1972).

Др. инстр. муз.: Стр. квартет (1946); Серенада, 11 инстр. (1946); Фантазия и фуга на тему BACH, 2 фп. (1949); Музыка в двух измерениях (Musica su due dimensioni), фл., тарелки, магн. (1952, последняя ред. 1963); Дивертисмент в двух частях (Divertimento in due tempi), фл. и фп. (1953); Серенада № 2, 11 инстр. (1954, 2/1957); Стр. квартет в 2 частях (1955); Серенада № 4 (Serenata IV), фл., инстр. анс., магн. (1961); Сладкие грезы (Honeyrêves), фл. и фп. (1962); Для Катерины (Per Caterina), скр. и фп. (1963); Аулодия для Лотара (Aulodia per Lothar), гоб. д’амур, гит. ad lib. (1965); Посвящение (Widmung), скр. (1967); Серенада для Клаудии (Serenata für Claudia), скр., клав. (1968); Серенада для спутника (Serenata per un satellite), инстр. анс. (1969); Dialodia, 2 фл. или 2 гоб. (1971); Пьеса для Иври (Pièce pour Ivry), скр. (1971); Соло (Solo), гоб., гоб. д’амур, англ. рожок, волынка (1971); Viola (Viola damore), альт (тж. виоль д’амур) (1971); И затем (Y después), гит. (1971); Серенада для Тини (Ständchen für Tini), скр. и альт (1972).

Магн.: Ряды и структуры (Sequenze e strutture, 1954); Портрет города (Ritratto di città, 1954, в соавт. с Берио); Ноктюрн (1956); Синтаксис (Syntaxis, 1957); Continuo (1958); Dimensioni II (из Гипериона, 1960); Серенада № 3 (Serenata III, 1961); Смех (Le rire, из Гипериона, 1962); От А до Я (From A to Z, 1969); Свободный темп-1 (Tempo libero I, 1970).

Муз. для кино, радио и ТВ, в том числе радиоопера Дон Перлимплин (Don Perlimplín), либр. М. по Гарсиа Лорке (1962).

Обр. произв. комп. XVI–XVII веков и Шуберта.