Ами

Жильбер (Amy; р. 29.8.1936, Париж). Французский композитор и дирижер. В 1955–1960 учился в Парижской консерватории, в том числе у и , посещал курсы новой музыки в Дармштадте. Известность пришла к Ами в 1958 году, когда в одном из концертов парижского общества новой музыки Domaine musical (Владения музыки) прозвучали его Движения для 17 инструментов, созданные по заказу . В 1962 году Ами дебютировал как дирижер, а в 1967-м сменил Булеза на посту руководителя Domaine musical. В 1976-м, через три года после роспуска этого ансамбля, основал Новый Филармонический оркестр Французского радио и до 1981 года оставался его художественным руководителем. Дирижирует оркестрами Франции и других стран, исполняя преимущественно музыку XX века. В 1984–2000 возглавлял Лионскую консерваторию. Значительная часть творчества Ами отмечена влиянием Булеза, отчасти также (знакомство с его Группами вдохновило Ами на опыты по пространственному разделению групп исполнителей в Антифониях, Диафониях, Триаде и др.). Подобно Булезу он много работал в так называемых открытых или мобильных формах и часто возвращался к своим более ранним партитурам, развивая заложенные в них идеи средствами расширенных или измененных исполнительских составов. Лучшие работы Ами 1960–1970-х (в том числе Строфа для сопрано и оркестра на сюрреалистический текст Рене Шара, Цикл, созданный для виртуозного секстета Страсбургские ударные, Траектории, Песнь и Припевы для оркестра) обращают на себя внимание изысканным тембровым колоритом и тщательно разработанной фактурой того типа, который особенно характерен для «постсериального» направления (разделенные паузами звуковые «точки» и «пятна», резкие скачки и россыпи мелких нот, чередующиеся или сочетающиеся с протяженными статичными звучаниями и плавными или изломанными, прихотливо орнаментированными мелодическими линиями). С середины 1970-х в музыке Ами повышается роль регулярных ритмов и связной драматургии; он чаще черпает вдохновение в религии и мистицизме (Missa cum jubilo на канонический богослужебный текст, Choros на слова Уильяма Блейка из «пророческой» поэмы Тириэль и в литературе гуманистического содержания. В своем самом масштабном произведении, опере В круге первом по одноименному роману Александра Солженицына, Ами достаточно откровенно ориентируется на стилистику опер (свободно-атональный язык с вкраплениями стилизованной жанровой музыки, симфонический размах, а местами и камерная утонченность оркестрового письма, опора на немногочисленные лейтмотивы, широкий спектр типов вокальной фактуры от речевого пения до экспрессивных ариозных фраз и замысловатых фиоритур, многочисленные ансамбли).

Муз. театр: В круге первом (Le premier cercle), опера в 4 актах с прологом, либр. А. по А. Солженицыну (1996–1999, пост. 1999, Лион).

Вок. муз.: Глаз дыма (Œil de fumée), 5 песен для гол. с фп., сл. Л. Парро (1955, ред. с орк. 1957); Короткая кантата (Cantate brève), сопр., фл., мар. и вибр., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1957); Строфа (Strophe), сопр. и орк., сл. Р. Шара (1965, 2/1977); Сия звезда смиренью учит (Cette étoile enseigne à sincliner), муж. хор, 15 инстр. и магн., сл. Данте (1970); Речитатив, ария и вариация (Récitatif, air et variation), 12 гол., сл. Р. Домаля (1970); …О неведомой беде (…Dun désastre obscur), м.-сопр. и клар., сл. С. Малларме (1973); Из раскрытого пространства (Dun espace déployé), сопр., 2 фп. и 2 орк., сл. его же (1973); Sonata pian’e forte, 2 жен. гол. и 3 инстр. группы (всего 12 инстр.), сл. А. (1974); После…«О неведомой беде» (Aprèsdun désastre obscur), м-сопр. и 5–7 инстр. (1976, 2/1996); ShinAnim ShaAnanim, м.-сопр., клар., влч. и 18 инстр., сл. Соломона ибн Габироля (1979); Сезон в аду (Une saison en enfer), сопр., дет. гол., фп., уд. и магн., сл. А. Рембо (1980); Месса с возглашениями (Missa cum jubilo), 4 гол., дет. и смеш. хоры и орк. (1981–1983); Надписи на холстах (Ecrits sur toiles), чтица и 7 инстр., сл. из писем Р.М. Рильке (1983); Choros, 3 муж. гол., хор и орк., сл. У. Блейка (1989); 4 романса на сл. Р. Лейно́ (Leynaud), сопр. и орк. (2005); Литании для Роншана (Litanies pour Ronchamp), 2 кантора, вок. анс., стр. квартет и уд. (2005).

Орк. муз.: Антифонии (Antiphonies), 2 орк. (1960–1963); Триада (Triade, 1965, 2/1971); Траектории (Trajectories), скр. и орк. (1966); Песнь (Chant, 1967–1969, 2/1980); Припевы (Refrains, 1972); Адажио и стретто (Adagio et stretto, 1978); По «Надписям на холстах» (DaprèsEcrits sur toiles), кам. орк. (1984); Praeludium (1985); Orchestrahl (1985–1989, включает Praeludium); 17 июля (17 juillet, 1994); Три сцены (Trois scènes, 1995); Концерт для влч. с орк. (2000); Концерт для фп. с орк. (2003–2005); Пространство дыхания (Lespace du souffle, 2007).

Для 2–24 инстр.: Вариации для фл., клар., влч. и фп. (1956); Движения (Mouvements), 17 инстр. (1958); 2 инвенции для фл., фп./чел., арфы и уд. (1959–1961); Медь (Cuivres), 2 трубы и трбн. (1962); Диафонии, 24 инстр. (1962); Alpha-beth, 3 тетради, дух. секстет (1963); Цикл (Cycle), 6 уд. (1964–1966); Реле (Relais), 5 медн. дух. (1967–1969); Игры (Jeux), 1–4 гоб. (1970); Игры и формы (Jeux et formes), гоб. и 18 инстр. (1971); Семь мест (Seven Sites), 14 инстр. (1975); Эхо-13 (Echos XIII), влт., трбн., арфа, фп. и 9 инстр. (1976); 3 интерлюдии, скр. и 2 уд. (1984); Добавленная вариация (La variation ajoutée), 17 инстр. и магн. (1984, 2/1986); В трио (En trio), клар., скр. и фп. (1985); 5/16, фл. и уд. ad lib. (1986); Тромбоны (Posaunen), 4 трбн. (1987); Память (Mémoire), влч. и фп. (1989); 1-й стр. квартет (1992); Симфонии для пяти медных (Symphonies pour cinq cuivres), 2 трубы, влт., трбн. и туба (1992); Время дыхания (Le temps du souffle) № 1, 2 клар. и бассетгорн (1993); Время дыхания (Le temps du souffle) № 2, скр., сакс. и трбн. (1993); Trio-Alto, клар., альт и уд. (1994); 2-й стр. квартет Бревисы (Brèves, 1995); Время дыхания (Le temps du souffle) № 3, влт. и инстр. анс. (2001); 6 дуэтов для 2 скр. (2002); Adagio, скр. и фп. (2002); Après EinEs Praeludium, 4 влч. (2006); др. пьесы.

Для 1 инстр.: Пьеса для орг. (1954); Соната для фп. (1957–1960); Эпиграммы (Epigrammes), фп. (1961); Тетради эпиграмм (Cahiers d’épigrammes), фп. (1964); 7 багателей для орг. (1975); 3 этюда для фл. (1977); Quasi scherzando, влч. (1981); Quasi una toccata, орг. (1981); Наклонные (Obliques) № 1–3, фп. (1987–1990); 3 инвенции для орг. (1993–1995); En-harmonies, арфа (1995); Этюд-вариация (Étude-Variation), фп. (2001); О тени и свете (Dombre et lumière), альт (2003); др. пьесы.

Муз. для театра (в том числе к постановкам пьес Э. Ионеско, П. Кальдерона, М. Фриша и Софокла) и кино (1957–1970).