Фелдман,
Мортон (Feldman; 12.1.1926, Нью-Йорк – 3.9.1987, Буффало). Американский композитор. Учился игре на фп. у пианистки русского происхождения, ученицы Скрябина и Бузони Веры Мавриной-Пресс (впоследствии посвятил ее памяти ансамблевую пьесу Г-жа Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет), затем композиции у Уоллингфорда Риггера и Штефана Вольпе. Приобретенные академические навыки утратили для Фелдмана всякую актуальность после его встречи с Кейджем (1950) и знакомства с творчеством нью-йоркских живописцев авангардного («абстрактно-экспрессионистского») направления – Марка Ротко, Виллема де Кунинга, Франца Клайна, Джексона Поллока, Филипа Гастона. Следуя их примеру, Фелдман стал исповедовать подход к творчеству как к спонтанной, интуитивной деятельности (5.3). Подобно названным живописцам, Фелдман придавал очень большое значение материальному аспекту своего искусства – в данном случае тембру, регистру, фактуре (этим он отличался от Кейджа, для которого важнейшим фактором была тишина). Принципиальный отказ от дедуктивно-логического подхода к композиции и сосредоточенность на деталях внутренней жизни звуковой материи предопределили своеобразный облик музыки Фелдмана – всегда медленной, почти всегда тихой, чаще всего ритмически расплывчатой и архитектонически не структурированной. В этой музыке любой звуковой образ или «жест», любой промежуток времени, заполненный темброво и фактурно однородным звуковым материалом, обладает собственной, самодовлеющей значимостью, и слушателю предоставляется возможность для его интенсивного переживания. Метод работы Фелдмана аналогичен методу наложения мазков, которым пользовались некоторые из его друзей-художников: каждый мазок – самодостаточный «абстрактно-экспрессивный» жест, связи которого с другими мазками на картине выявляются в процессе спонтанного заполнения пространства холста. В своих лучших образцах музыка Фелдмана, подобно живописи абстрактного экспрессионизма, излучает величественную мистическую ауру. Фактура произведений Фелдмана, как правило, прозрачна, гармонии диссонантны и атональны, звуки обычно атакуются мягко, нестандартные способы звукоизвлечения избегаются.
В 1950–1960-х Фелдман часто пользовался нетрадиционными способами нотации, позднее перешел на более обычные формы письменной фиксации музыки. В ряде партитур, созданных начиная примерно с 1970, появляются простые модальные мелодии; характерны серия Альт в моей жизни, Капелла Ротко и пятидесятиминутная моноопера Ничто (Neither – строго говоря, это слово непереводимо) на текст Сэмюэла Беккета (подробнее о некоторых особенностях музыки Фелдмана см. в 5.3).
До 1970 года Фелдман сочетал композицию с работой в семейной фирме по производству детской одежды. Годы 1971–1972 провел в Западном Берлине в качестве «композитора-резидента». Как сторонник чисто интуитивного творчества считал преподавание композиции делом бессмысленным и ненужным, а современную академическую музыку – областью абстракций, никак не связанных с реальной жизнью. Тем не менее с 1973 до конца своих дней занимал кафедру композиции в Университете шт. Нью-Йорк (Буффало). Памяти Фелдмана посвящена оркестровая пьеса Такэмицу Twill by Twilight (приблизительный перевод – Плетение в сумерках; в заглавии содержится аллюзия на увлечение Фелдмана ковровыми орнаментами). После смерти Фелдман его репутация уникального в своем роде художника (гения, «явившегося в мир против всяких ожиданий») растет, поток литературы о его творчестве не иссякает.
Для театра: Иксион (Ixion), балет, 10 инстр. (1958); Ничто (Neither), одноакт. опера, сопр. и орк., сл. С. Беккета (1977, Рим).
Произв., озаглавленные по составу исполн., с гол. или хором: Хор и инструменты-1 (Chorus and Instruments I), хор, влт., уд., чел., скр., влч., кб. (1963); Хор и инструменты-2, хор, туба, колокола (1967); Хор и оркестр-1 (Chorus and Orchestra I, 1971); Хор и оркестр-2, с сопр. соло (1972); Фп. и голоса (Piano and Voices), 5 фп. и 5 сопр. (1972); Голоса и инструменты-1 (Voices and Instruments I), хор, 2 фл., англ. рожок, клар., фаг., влт., уд., фп., кб. (1972); Голос и инструменты-1 (Voice and Instruments I), сопр. и орк. (1972); Голоса и инструменты-2, 3 выс. гол., фл., 2 влч., кб. (1973); Голоса и виолончель (Voices and Cello), 2 выс. гол. и влч. (1973); Голос и инструменты-2, гол., клар., влч., кб. (1974); Голос, скрипка, фп. (Voice, Violin, Piano, 1976); Три голоса (Three Voices), 1–3 сопр. и магн., сл. Ф. О’Хары (1982);
Произв., озаглавленные по составу исполн., с орк. (без гол.): Виолончель и оркестр (Cello and Orchestra, 1972); Струнный квартет и оркестр (String Quartet and Orchestra, 1973); Фп. и оркестр (Piano and Orchestra, 1975); Гобой и оркестр (Oboe and Orchestra, 1976); Оркестр (Orchestra, 1976); Флейта и оркестр (Flute and Orchestra, 1978); Скрипка и оркестр (Violin and Orchestra, 1979).
Произв., озаглавленные по составу исполн., 1–11 инстр.: 11 инструментов (11 Instruments), 2 фл., влт., 2 трубы, трбн., туба, вибр., фп. трио (1953); 2 фп. (2 Pianos, 1957); Фортепиано (Piano), в 3 руки (1957); Фортепиано (Piano), в 4 руки (1958); 2 инструмента (2 Instruments), влт. и влч. (1958); 4 инструмента (4 Instruments), скр., влч., колокола, фп. (1965); 3 кларнета, виолончель и фп. (3 Clarinets, Cello and Piano, 1971); 5 фп. (Five Pianos, 1972); Инструменты-1 (Instruments I), альт. фл., гоб./англ. рожок, трбн., уд. (2 исполн.), чел. (1974); Инструменты-2, фл., гоб., клар., труба, трбн., уд., арфа, фп., кб. (1975); 4 инструмента (4 Instruments), стр. трио и фп. (1975); Инструменты-3, альт. фл., гоб./англ. рожок, уд. (2 исполн.) (1977); Фортепиано (Piano, 1977); Струнный квартет-1 (String Quartet I, 1979); Фп. трио (Piano Trio, 1980); Бас-кларнет и ударные (Bass Clarinet and Percussion, 1981) (2 исполн.); Кларнет и струнный квартет (Clarinet and String Quartet, 1983); Струнный квартет-2 (String Quartet II, 1983); Фп. и струнный квартет (Piano and String Quartet, 1985); Скрипка и струнный квартет (Violin and String Quartet, 1985); Фп., скрипка, альт, виолончель (Piano, Violin, Viola, Cello, 1987).
Серия Проекции (Projections): 1, влч. (1950); 2, фл., труба, фп. трио (1951); 3, 2 фп. (1951); 4, скр. и фп. (1951); 5, 3 фл., труба, 2 фп., 3 влч. (1951).
Серия Пересечения (Intersections): 1, орк. (1951); 2, фп. (1951); 3, фп. (1953); 4, влч. (1953).
Серия Расширения (Extensions): 1, скр. и фп. (1951); 3, фп. (1952); 4, 3 фп. (1952).
Серия Длительности (Durations): 1, альт. фл., скр., влч., фп. (1960); 2, влч. и фп. (1960); 3, скр., туба, фп. (1961); 4, скр., влч., вибр. (1961); 5, влт., вибр., арфа, чел./фп., скр., влч. (1961).
Серия Вертикальные мысли (Vertical Thoughts): 1, 2 фп. (1963); 2, скр. и фп. (1963); 3, сопр., фл., влт., труба, трбн., туба, уд., чел./фп., скр., влч., кб. (1963); 4, фп. (1964); 5, сопр., скр., туба, уд., чел. (1963).
Серия Альт в моей жизни (The Viola in my Life): 1, альт, фл., уд., фп. трио (1970); 2, альт, фл., клар., уд., чел., скр., влч. (1970); 3, альт и фп. (1970); 4, альт и орк. (1971).
Др. вок. муз.: Только (Only), 1 гол., сл. Р.М. Рильке (1946); Путешествие на край ночи (Journey to the End of the Night), сопр., фл., 2 клар., фаг., по Л.Ф. Селину (1949); 4 песни на сл. э.э. каммингса 1 Поэт настаивал на том, чтобы его фамилия и инициалы писались со строчной буквы., сопр., фп. и влч. (1951); Ласточки саланганы (The Swallows of Salangan), хор, 5 фл., 5 труб, 2 тубы, 2 вибр., 2 фп., 7 влч. (1960); Интервалы (Intervals), бар., трбн., влч., вибр. и уд. (1961); Для Франца Клайна (For Franz Kline), сопр., скр., влт., влч., колокола, фп. (1962); Песни [на сл. Ф.] О’Хары (The O’Hara Songs), бар., стр. трио, колокола, фп. (1962); Рабби Акиба (Rabbi Akiba), сопр., фл., англ. рожок, влт., труба, трбн., туба, уд., фп. (1963); Крисчен Вулф в Кембридже (Christian Wolff in Cambridge), хор (1963); Я повстречал Гейне на улице Фюрстенберг (I Met Heine on the Rue Fürstenberg), м.-сопр., фл., клар., уд., фп. трио (1971); Капелла Ротко (Rothko Chapel), альт, сопр., хор, уд. и чел. (1971); Стихийные процедуры (Elemental Procedures), сопр., хор и орк. (1976); Для Штефана Вольпе (For Stephan Wolpe), хор и вибр. (1986).
Др. орк. муз.: Маргинальное пересечение (Marginal Intersection, 1951); Атлантида (Atlantis), 17 инстр. (1959); Из «Последних пьес» (Out of ‘Last Pieces’, 1961); Структуры (Structures, 1962); Первопричины (First Principles), кам. орк. (1967); В поисках оркестровки (In Search of an Orchestration, 1967); О времени и инструментальном факторе (On Time and the Instrumental Factor, 1969); Турфанские фрагменты (The Turfan Fragments, 1980); Коптский свет (Coptic Light, 1986); Для Сэмюэла Беккета (For Samuel Beckett), 23 инстр. (1987).
Др. инстр. муз. для 3–12 исполн.: Структуры (Structures), стр. квартет (1951); 2 пьесы для 2 фл., влт., трубы, скр. и влч. (1956); 3 пьесы для стр. квартета (1956); Пьеса для 4 фп. (1957); 2 пьесы для клар. и стр. квартета (1961); Магелланов пролив (The Straits of Magellan), фл., влт., труба, фп., гит., арфа, кб. (1961); Де Кунинг (De Kooning), влт., фп. трио и уд. (1963); Числа (Numbers), фл., влт., трбн., туба, уд., чел., фп., скр., кб. (1964); 2 пьесы для 3 фп. (1966); Переченья и затянутый конец (False Relationships and the Extended Ending), трбн., колокола, 3 фп., скр., влч. (1968); Между категориями (Between Categories), 2 скр., 2 влч., колокола, 2 фп. (1969); Г-жа Пресс умерла на прошлой неделе в возрасте 90 лет (Madame Press Died Last Week at Ninety), 2 фл., влт., труба, трбн., туба, колокола, чел., 2 влч., 2 кб. (1970); Для Фрэнка О’Хары (For Frank O’Hara), фл., клар., уд. (2 исполн.), фп. трио (1973); Рутинные исследования (Routine Investigations), гоб., труба, фп., альт, влч., кб. (1976); Почему узоры? (Why Patterns?), фл., колокольчики, фп. (1978); Хромая симметрия (Crippled Symmetry), фл./бас. фл., фп./чел., колокольчики/вибр. (1983); Для Филипа Гастона (For Philip Guston), фл., уд., фп./чел. (1984).
Др. инстр. муз. для 1–2 исполн.: Иллюзии (Illusions), фп. (1950); Две остановки (Two Intermissions), фп. (1950); Пьеса для скр. и фп. (1950); Остановки (Intermissions) 5 и 6, фп. (1952–1953); Пьеса для фп. (1952); 2 пьесы для 2 фп. (1954); 3 пьесы для фп. (1954); Пьеса для фп. (1955); Пьесы для фп. a и b (1956); Последние пьесы (Last Pieces), фп. (1959); 2 пьесы для фп. (1963, 1964); Король Дании (The King of Denmark), уд. (1964); Весна Хосрова (Spring of Chosroes), скр. и фп. (1978); Principle Sound, орг. (1980); Трезвучные воспоминания (Triadic Memories), фп. (1981); Узоры в хроматическом пространстве (Patterns in a Chromatic Field), влч. и фп. (1981); Для Джона Кейджа (For John Cage), скр. и фп. (1982); Для Буниты Маркус (For Bunita Marcus), фп. (1985); Для Крисчена Вулфа (For Christian Wolff), фл. и фп./чел. (1986); Брачный дворец (Palais de mari), фп. (1986).
Лит. работы: Essays / Еd. by. Zimmermann. Kerpen, 1985; Give My Regards to Eighth Street: Collected Writings of Morton Feldman («Привет 8-й улице: избранное Мортона Фелдмана») / Ed. by B.H. Friedman. Cambridge, MA, 2000 (рус. пер: СПб., 2019); многочисл. интервью, записи лекций и выступлений, в том числе в кн.: Morton Feldman Says («Мортон Фелдман говорит»). London, 2006.