Гризé,
Жерар (Grisey; 17.6.1946, Бельфор – 11.11.1998, Париж). Французский композитор. Учился в Германии и в Париже, в том числе у Мессиана(1965–1967, 1968–1972) и Дютийё (1968), совершенствовался под руководством Ксенакиса, Штокхаузена и 9518 в Дармштадте (1972). Преподавал, в том числе в Дармштадте (1976–1982), Беркли, шт. Калифорния (1982–1986) и Парижской консерватории (с 1986); среди его учеников – Линдберг и французский композитор «авангардной» ориентации Эрик Танги (Tanguy, р. 1968). Один из основоположников и признанный лидер так наз. спектральной музыки, Гризе трактовал композиторское творчество как аналитическую игру природой звуков, направленную на раскрытие заключенного в звуке обертонового спектра. Соответственно, музыка Гризе – это прежде всего протяженные, часто сравнительно консонантные звучания, медленно, постепенно и в значительной степени предсказуемо (композитор специально настаивал на том, что музыкальные события должны разворачиваться на предсказуемой основе) меняющие свой тембровый и гармонический колорит то в сторону большей напряженности и диссонантности (то есть «модулирующие» к более дисгармоничному комплексу спектральных характеристик), то в противоположном направлении. В системе Гризе различие между категориями тембра и гармонии вуалируется благодаря так наз. инструментальному синтезу – объединению нескольких различных тембров в вертикальные сочетания, имитирующие спектр какого-либо иного тембра, предварительно выявленный с помощью электронных приборов (последние, как правило, используются только на предкомпозиционной стадии; собственно электронные звучания для музыки Гризе не характерны). Основные «спектральные» композиции Гризе, созданные с середины 1970-х до середины 1980-х, объединены в шестичастный инструментальный цикл «Акустические пространства» общей продолжительностью около полутора часов (части цикла, за исключением последней, могут исполняться по отдельности); центральным элементом тембро-гармонической системы для всего цикла выступает нижнее E тромбона. Со второй половины 1980-х манера Гризе стала более разнообразной, он начал чаще прибегать к резким сдвигам и контрастам и к сопоставлениям различных типов организации музыкального времени – предельно медленного (то есть обычного для его более раннего «спектрального» творчества), предельно сжатого и «среднего» или «нормального»; эти три типа темпоральности Гризе метафорически именует «китовым», «птичьим» и «человеческим». Если до 1990-х Гризе сочинял почти исключительно инструментальную музыку, то в последние годы жизни он создал два масштабных, философски насыщенных вокальных опуса – Парадоксальный образ и Четыре песни, чтобы переступить порог, где преобладает «человеческое» временнóе измерение (то есть плотность событий на единицу времени близка к некоей средней, оптимальной для восприятия величине), а спектральный принцип организации звуковысотности поставлен на службу динамике раскрытия поэтической идеи. Перу Гризе принадлежат работы по феноменологии музыкального времени и музыкального звука и по психологии музыкального восприятия.
Цикл Акустические пространства (Les espaces acoustiques): Пролог (Prologue), альт соло, живая электроника ad lib. (1976); Периоды (Périodes), фл., клар., трбн., стр. трио и кб. (1974); Обертоны (Partiels), 18 исполн. (1975); Модуляции (Modulations), 33 исполн. (1977); Переходные [процессы] (Transitoires), орк. (1981); Эпилог (Épilogue), 4 влт. и орк. (1985).
Др. инстр. муз.: Обмены (Échanges), подгот. фп. и кб. (1968); Мегалиты (Mégalithes), 15 медн. дух. (1969); Перихорез (Perichoresis), 3 инстр. группы (1970); Волны, пути, дыхание (Vagues, chemins, le souffle), клар. и орк. (1970–1972); О воде и камне (D’eau et de pierre), 2 инстр. группы (1972); Отклонения (Dérives), 2 орк. группы (1973–1974); Манифестации (Manifestations), молодежный орк. (1976); Выход к дневному свету (Sortie vers la lumière du jour), эл.-орг. и 14 инстр. (1978); Свет, против света (Jour, contre-jour), эл.-орг., 13 инстр. и магн. (1978–1979); Время из машины (Tempus ex machina), 6 уд. (1979); Соло для двоих (Solo pour deux), клар. и трбн. (1981); Анубис-Нут (Anubis-Nout), бас-клар. (1983); Талья (Taléa), фл., клар. и фп. трио (1986); Время и пена (Le temps et l’écume), 4 уд., 2 синт. и кам. орк. (1989); Потерянные аккорды (Accords perdus), 5 пьес для 2 влт. (1989); Звездная чернота (Le noir d’étoile), 6 уд., магн. и электр. (1990); Анубис и Нут (Anubis et Nout), басовый и баритоновый сакс. (1990); Вихрь времен (Vortex temporum), I–III, фп. и 5 инстр. (1994–1996); Стела (Stèle), 2 уд. (1995).
Вок. муз.: Инициация (Initiation), бар., трбн. и кб. (1970); Песни любви (Les chants de l’amour), 12 гол. и магн. (1984); Парадоксальный образ (в честь Пьеро делла Франческа) (L’icône paradoxale. Hommage à Piero della Francesca), 2 жен. гол. и 2 орк. группы, сл. из трактата Пьеро делла Франческа о перспективе в живописи (1992–1994); Четыре песни, чтобы переступить порог (Quatre chants pour franchir le seuil), сопр. и 15 инстр., сл. из разных источников (1997–1998).
Обр. 4 песен Гуго Вольфа для гол. с 2 клар., 2 влт. и стр. квинтетом (1997).
Теор. работы, в том числе: Musique et psychologie. Paris, 1986; Tempus ex machina // Contemporary Music Review. 1987–1988; Структурирование тембров в инструментальной музыке // Муз. Академия. 2000. № 4 (оригинал опубл. в 1991).