Казелла,

Альфредо (Casella; 25.7.1883, Турин – 5.3.1947, Рим). Итальянский композитор, пианист, дирижер, музыковед. Рано обнаружил незаурядные музыкальные способности и в 1896 году был отправлен в Париж, где учился в консерватории у Габриэля Форе (композиция). В ранних (созданных до 1913) произведениях – двух симфониях, песнях, фортепианных пьесах и др. – отразилась увлеченность Казеллы творчеством Дебюсси, композиторов «Могучей кучки» (знакомство с их творчеством он углубил в России, где побывал в 1907 и 1909 годах), Штрауса, Малера, Альбениса. В 1915 году вернулся в Италию, где преподавал в римском Лицее (с 1932 – Академии) Санта-Чечилия, выступал как дирижер и пианист, активно пропагандировал старинную и новейшую музыку; основал просуществовавшее до 1919 Итальянское общество современной музыки, членами которого были, в частности, Отторино Респиги, Джан-Франческо Малипьеро, Ильдебрандо Пиццетти и Марио Кастельнуово-Тедеско – самые передовые итальянские композиторы эпохи. Для муссолиниевской Италии 1920–1930-х выдающееся культурное значение имели основанные Казеллой Корпорация новой музыки (функционировала в 1923–1928) и Венецианский международный фестиваль современной музыки (проводился с 1930).

Зрелое (начиная с 1913) творчество Казеллы принято делить на два периода. Музыка Казеллы, созданная до 1920 года, отмечена влиянием , , , а также, по его собственному признанию, современных течений в изобразительном искусстве. Она часто носит гротескный характер или пропитана зловещими предчувствиями (характерны Майская ночь для голоса с оркестром, Прощание с жизнью для голоса с фп., Поздней ночью для фп.); в иных пьесах непосредственно отражены впечатления войны (Военные страницы для фп. в 4 руки, Героическая элегия для оркестра). После 1920 года в творчестве Казеллы возобладал уравновешенный, преимущественно диатонический неоклассицизм, иногда бодрый и элегантный (комический балет Кувшин и Скарлаттиана для фп. и малого оркестра, написанные под воздействием Пульчинеллы Стравинского, позднее также Паганиниана), часто тяжеловесный и скорее тривиальный (Римский концерт для органа, медных, литавр и струнных, 3-я симфония и др.). В поздних опусах Казеллы – Концерте для фп., литавр, ударных и струнных, масштабной Торжественной мессе (его последнем произведении) – намечается тенденция к обогащению музыкального языка сложными хроматическими структурами, иногда на грани атональности. Казелла написал монографии о Бахе и Стравинском и ряд других музыковедческих работ. Среди его учеников – , популярный автор киномузыки Нино Рота (Rota, 1911–1979) и один из первых итальянских авангардистов Камилло Тоньи (Togni, 1922–1993).

Оперы: Женщина-змея (La donna serpente), в 3 актах с прологом, либр. Ч. Лодовичи по К. Гоцци (1931, пост. 1932, Рим); Сказка об Орфее (La favola dOrfeo), одноакт. кам., либр. К. Паволини по А. Полициано (1932, Венеция); Соблазненная пустыня (Il deserto tentato), одноакт. мистерия, либр. Паволини (1937, Флоренция).

Балеты: Монастырь на воде (Венецианский монастырь) (Le couvent sur leauIl convento veneziano), в 2 актах, либр. Ж.-Л. Водуайе (1913, пост. 1925, Милан); Кувшин (La giara), одноакт., по Л. Пиранделло (1924, Париж); Комната с рисунками (La camera dei disegni), частично на осн. дет. фп. пьес (1940, Рим); Роза мечты (La rosa del sogno), одноакт., частично на осн. Паганинианы для орк. (1943, Рим).

Орк. муз.: 1-я симфония h (1906); 2-я симфония c (1909); Италия (Italia, 1909); Сюита (1909); Героическая элегия (Elegia eroica, 1916); Военные страницы (Pagine di guerra), на осн. фп. пьес (1918); Марионетки (Pupazzetti), на осн. фп. пьес (1920); Поздней ночью (A notte alta), фп. и орк., обр. произв. для фп. (1921); Партита для фп. с орк. (1925); Римский концерт (Concerto romano), орг., медн., литавры и стр. (1926); Скарлаттиана (Scarlattiana), дивертисмент по произв. Д. Скарлатти, фп. и мал. орк. (1926); Концерт для скр. с орк. (1928); Серенада, мал. орк., на осн. произв. для 5 инстр. (1930); Интродукция, хорал и марш (Introduzione, corale e marcia), дух. и уд. (1931–1935); Интродукция, ария и токката (Introduzione, aria e toccata, 1933); Концерт для фп. трио с орк. (1933); Ноктюрн и тарантелла, влч. и орк., на осн. вокализов для гол. с фп. (1934); Концерт для влч. с орк. (1935); Концерт для орк. (1937); 3-я симфония (1940); Паганиниана (Paganiniana), дивертисмент по произв. Паганини (1942); Концерт для фп., литавр, уд. и стр. (1943); сюиты из опер и балетов.

Вок. муз.: песни для гол. с фп. на сл. франц. поэтов (1902–1905); Сонет (Sonnet), гол. с фп., сл. П. Ронсара (1910); 2 песни, гол. с фп., сл. Дж. Кардуччи (1913); Майская ночь (Notte di maggio), гол. с орк., сл. его же (1913); 2 старинные песни, гол. с фп., франц. сл. (1913); Прощание с жизнью (Ladieu à la vie), гол. с фп., сл. Р. Тагора во франц. пер. (1915, обр. для гол. с 16 инстр. 1926); 3 песни на сл. поэтов XIV века (3 canzoni trecentesche), гол. с фп. (1923); Фьезольский вечер (La sera fiesolana), гол. с фп., сл. Г. Д’Аннунцио (1923); Четыре римские сказки (Quattro favole romanesche), гол. с фп., сл. Трилуссы (1923); 2 стихотв. Р. О. Нальди, гол. с фп. (1923); 3 вокализа, гол. с фп. (1929); 3 духовные песни, бар. и орг. или орк. (1943); Торжественная месса За мир (Pro pace), сопр., бар., хор и орк. (1944).

Для фп.: Павана (1902); Вариации на чакону (Variations sur une chaconne, 1903); Токката (1904); Сарабанда (1908); Печальная колыбельная (Berceuse triste, 1909); Баркарола (1910); В манере… (A la manière de.., 1911–1913, вместе с Равелем); 9 пьес (1914); Военные страницы, фп. в 4 руки (1915); Марионетки (Pupazzetti), фп. в 4 руки (1915, 2/1920); Сонатина (1916); Поздней ночью (A notte alta, 1917); Два контраста (Deux contrastes, 1916—18); Пустячки (Inezie, 1918); Cocktails dance (1918); Фокстрот, 2 фп. (1920); 11 детских пьес (1920); 2 ричеркара на имя BACH (1932); Симфония, ариозо и токката (Sinfonia, arioso e toccata, 1936); Ричеркар на имя Гвидо М. Гатти (Guido M. Gatti) (1942); 6 этюдов (1942–1944).

Для др. инстр.: Баркарола и скерцо, фл. и фп. (1903); 1-я соната для влч. и фп. (1906); Сицилиана и бурлеска, фл. и фп. (1914, обр. для фп. трио 1917); Прелюд, вальс и рэгтайм (Prélude, valse et ragtime), пианола (1918); 5 пьес для стр. квартета (1920); Концерт для стр. квартета (1924); 2-я соната для влч. и фп. (1926); Серенада, клар., фаг., труба, скр. и влч. (1927); Симфония, клар., труба, фп. и влч. (1932); Соната, фп. трио (1938); Соната для арфы (1943).

Обр. произв. др. комп., в том числе оркестровка Исламея Балакирева.

Кн., в том числе: L’evoluzione della musica a traverso la storia della cadenza perfetta («Развитие музыки в свете истории совершенного каданса»). London, 1924, также на франц. и англ. яз.; Igor Strawinski. Roma, 1926; 21+26 (сборник статей). Roma; Milano, 1931; Giovanni Sebastiano Bach. Torino, 1942; Strawinski. Brescia, 1947; статьи о музыке.