Оанá,
Морис (Ohana; по уточненным данным, 12.6.1913, Касабланка – 13.11.1992, Париж). Французский композитор испанского происхождения. Первоначальное музыкальное образование получил в Испании и в Гаскони, в 1932 году поселился в Париже, где помимо игры на фп. обучался основам архитектуры. В 1936–1939 концертировал как пианист во Франции и в сопредельных странах. В 1937–1940 – студент парижского учебного заведения Schola cantorum по классу композиции Даниэль-Лезюра (Daniel-Lesur, 1908–2002). В 1940–1944 воевал под знаменами британской армии, затем продолжил учебу в римской Академии Санта-Чечилия у Казеллы. В 1946 году вернулся в Париж, где вскоре дебютировал как автор вокальной, театральной и инструментальной музыки и основал группу независимых композиторов «Зодиак» (Zodiaque). В период всеобщей моды на серийную технику проявил себя противником умозрительных систем и декларировал приверженность «органическому» музыкальному языку, опирающемуся на архаическую церковную монодию и фольклор. Широкую известность принесло Оана его первое крупное произведение – оратория на стихи Ф. Гарсиа Лорки Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу (известному тореадору), отмеченная влиянием Фальи и андалусийского грудного пения (канте хондо – cante jondo). Испанские мотивы присутствуют и в ряде более поздних опусов Оана, вплоть до одночастного виолончельного концерта Кольцо Тамарита, также вдохновленного поэзией Гарсиа Лорки, и оперы Селестина (Сводня) по трагикомедии драматурга XV века Фернандо де Рохаса. Однако в целом многожанровое творчество Оана принадлежит французской традиции. Вслед за Дебюсси он тяготел к изысканной и красочной гармонии с элементами модальности, которые местами придают его музыке архаический оттенок. Подобно Мессиану, он был увлечен музыкой и культурой неевропейских стран и для воссоздания экзотического колорита охотно пользовался тембрами разнообразнейших ударных, остинатными ритмами, полиритмическими наложениями, необычными приемами инструментального и вокального звукоизвлечения; к числу наиболее ярких «экзотических» опусов Оана принадлежат Четыре хореографических этюда для 6 ударников, монодрама Три сказки почтенного цветка по мотивам японского театра Но и Avoaha – его последнее произведение, основанное на архаическом афрокубинском боевом ритуале. Одна из самых заметных особенностей музыки Оана – широкое применение микрохроматических интервалов, равных 1/3 тона (его излюбленный прием – «контрапункт» микрохроматической и равномерно темперированной музыки). В его партитурах нередко фигурируют щипковые инструменты его собственного изобретения – настроенная по третьим частям тона цитра и 10-струнная гитара.
Осн. вок. произв.: Плач по Игнасио Санчесу Мехиасу (Llanto por Ignacio Sánchez Mejías), оратория, бар., чтец, жен. хор и орк., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1950); Песнопения (Cantigas) на осн. монодий Альфонса X (XIII век), дискант, 2 жен. гол., хор, фп., дух. и уд., сл. исп. поэтов XV–XVI веков. (1954); Повествование о нулевом годе (Récit de l’an zéro), оратория, тен., бас, дискант, чтец, кам. хор и кам. орк., сл. Ж. Шеаде (1959); Гробница Клода Дебюсси (Tombeau de Claude Debussy), сопр., фп., цитра и кам. орк. (1962); Силлабарий для Федры (Syllabaire pour Phèdre), кам. опера в 6 разделах, сопр., м.-сопр., 2 чтеца, кам. хор и 8 инструменталистов, сл. Р. Клюзеля и О. по Еврипиду (1967); Крики (Cris), хор a cappella (1968); Сивилла (Sibylle), сопр., уд. и магн. (1968); Поток (Stream), бас и стр. трио (1970); Аутодафе (Auto-da-fé), сценич. кантата, к.-а., бар., бас, хор и орк. (без стр.), сл. О. (1971); Служба оракулов (Office des oracles), 4 жен. гол., 2 хора и инстр. анс., сл. О. (1974); Лилия мадригалов (Lys de madrigaux), 4 жен. гол., жен. хор, орг., уд., цитра и фп., сл. О. (1976); Месса, 2 жен. гол., 2 хора и инстр. анс. (1976); Три сказки почтенного цветка (Trois contes de l’honorable fleur), муз.-театр. предст., сопр. и инстр. анс., либр. О. Марсель (1978); Свет ночи – День солнца (Lux Noctis – Dies solis), 4 хора, 2 орг. и уд., сл. Катулла и анон. (1983–1988); Лебединая песня (Swan Song), хор a cappella, сл. О. по П. Ронсару (1988); Селестина (La Célestine), опера в 2 актах, либр. О. Марсель и О. по Ф. де Рохасу (1988, Париж); Гробница Луизы Лабе (Tombeau de Louize Labé), хор a cappella, сл. Лабе (1990); Ночь Пушкина (Nuit de Pouchkine), к.-тен., кам. хор и виола да гамба (1990); Avoaha, хор, 2 фп. и уд., сл. из афрокубинского фольклора (1991).
Осн. орк. произв.: Три графики (Trois graphiques), гит., уд. (4 исполн.) и орк. (1950–1957); Собрание [верующих](Synaxis), 2 фп., уд. (4 исполн.) и орк. (1965); Шифры (Chiffres), клав. и кам. орк. (1968); Silenciaire, уд. (6 исполн.) и стр. орк. (1969); T’Harân-Ngô, орк. (1974); Кольцо Тамарита (Anneau du Tamarit), концерт для влч. с орк. по Ф. Гарсиа Лорке (1976); Книга чудес (Livre des prodiges), орк. (1979); Крипта (Crypt), стр. орк. (1980); Концерт для фп. с орк. (1981); В темных и синих тонах (In Dark and Blue), 2-й концерт для влч. с орк. (1990).
Осн. произв. для 1–8 инстр.: Монодическая сонатина (Sonatine monodique), фп. (1945); 3 каприса, фп. (1944–1954); Четыре хореографических этюда (Quatre études chorégraphiques), балет для 6 ударников (1955, пост. 1963, Страсбург); Tiento, гит. или клав. (1957); 4 импровизации, фл. (1960); Куранты для часов дня и ночи (Carillons pour les heures du jour et de la nuit), клав. (1960); 5 секвенций, стр. квартет (1963); Если рассветет… (Si le jour paraît…), 10-стр. гит. (1964); Знаки (Signes), фл., 2 цитры, фп. и уд. (4 исполнителя) (1965); Невмы (Neumes), гоб. и фп. (1965); Sorôn-Ngô, 2 фп. (1970); Syrtes, влч. и фп. (1970); Sarc, гоб. (1972); 24 прелюдии, фп. (1973); Sacral d’Ilx, гоб., влт. и клав. (1975); Noctuaire, влч. и фп. (1976); Satyres, 2 фл. (1976); 2-й стр. квартет (1980); Лунный циферблат (Cadran lunaire), 10-стр. гит. (1982); Двенадцать исследований интерпретации (12 études d’interprétation), фп., № 11 и 12 с уд. (1982–1985); 2 пьесы для клав. (1983); Kypris, гоб., альт, кб., фп. (1985); Аноним, XX век (Anonyme XXème siècle), 2 гит. (1988); 3-й стр. квартет Sorgin-Ngô (1989); Закатные танцы (Sundown Dances), балет для 7 инструменталистов (1991, Вашингтон); So Tango, клав. (1991).
Муз. к театр. спект. и радиопостановкам, балеты.