Лютославский,
Витольд (Lutosławski; 25.1.1913, Варшава – 7.2.1994, там же). Польский композитор. С детства обучался игре на фп. и скрипке. В 1936 году окончил Варшавскую консерваторию по классу фп. Ежи Лефельда (Lefeld, 1898– 1980), а год спустя – по классу композиции ученика Римского-Корсакова Витольда Малишевского (Maliszewski, 1873– 1939). Вскоре приобрел определенную известность как пианист и композитор, однако в годы Второй мировой войны и нацистской оккупации был вынужден ограничить свою публичную деятельность игрой на фп. в варшавских кафе, в том числе в дуэте с будущим известным композитором Анджеем Пануфником (1914– 1991). Из предвоенных произведений Лютославского сохранились Соната для фп., Симфонические вариации для оркестра и Lacrimosa (часть неоконченного Реквиема), из произведений военного времени – популярные Вариации на тему Паганини для 2 фп. и песни антифашистского Сопротивления. Музыка Лютославского, созданная в первое десятилетие после войны, тональна и в значительной степени основана на польском фольклоре; стилистически она примыкает к фольклорному направлению в творчестве Бартока и Шимановского, а также к неоклассицизму позднего Русселя и отчасти Стравинского. Даже в условиях несвободы, вызванной необходимостью подчиняться догмам социалистического реализма, композитору удалось создать немало свежих, оригинальных страниц (Маленькая сюита, Силезский триптих). Вершины раннего стиля Лютославского – 1-я симфония и Концерт для оркестра; если первая тяготеет скорее к неоклассицизму (в 1949 она была осуждена как «формалистическая»), то во втором отчетливее выражена связь с народной музыкой. В обеих партитурах проявились черты, получившие развитие в дальнейшем творчестве Лютославского: виртуозная оркестровка, обилие контрастов, избегание симметричных и регулярных структур, тенденция строить крупную форму по принципу повествования с относительно нейтральной экспозицией, увлекательными поворотами в развертывании «сюжета», нагнетанием напряженности и эффектной развязкой.
В середине 1950-х Лютославский экспериментировал с элементами додекафонии (Траурная музыка). Тем же периодом датированы 5 песен на слова Казимеры Иллакович, примечательные широким использованием 12-тоновых аккордов или, скорее, гармонических полей, колорит которых определяется соотношением интервалов, складывающихся в целостную вертикаль; аккорды подобного рода, используемые не в серийном контексте, а на правах самостоятельных структурных единиц, играют важную роль во всем позднейшем творчестве Лютославского. Новый этап его эволюции начался с Венецианских игр, завершенных в год 48-летия композитора. Здесь Лютославский впервые испытал новый метод организации оркестровой фактуры, при котором различные инструментальные партии синхронизированы не полностью. В исполнении некоторых разделов произведения дирижер не участвует; он лишь указывает момент начала раздела, после чего каждый музыкант играет свою партию в свободном ритме до следующего знака дирижера. Эту разновидность ансамблевой алеаторики, не влияющую на форму опуса в целом, иногда именуют «алеаторическим контрапунктом». В большинстве партитур Лютославского 1960–1980-х эпизоды, исполняемые в строгом ритме (a battuta, итал. «под палочку [дирижера]»), чередуются с эпизодами в алеаторическом контрапункте (ad libitum, лат. «по желанию»). Фрагменты ad libitum статичны и инертны, часто ассоциируются с оцепенением, разрушением или хаосом, тогда как активное поступательное развитие осуществляется в разделах a battuta.
Хотя по общему композиционному замыслу произведения Лютославского весьма разнообразны (в каждой очередной партитуре он стремился решать новые задачи), преобладающее место в его зрелом творчестве заняла схема, впервые опробованная в тех же Венецианских играх, но более четко и впечатляюще реализованная в Струнном квартете: первая, меньшая по объему и фрагментарная часть служит развернутым вступлением ко второй части, насыщенной целеустремленным движением, кульминационная точка которого достигается незадолго до конца произведения. Части Струнного квартета, в соответствии с их драматургической функцией, названы Introductory Movement (англ. «вступительная часть») и Main Movement («главная часть»). В большем масштабе та же схема воплощена во 2-й симфонии, где первая часть озаглавлена Hésitant (франц. «колеблясь»), а вторая – Direct («прямолинейно»). На модифицированных или усложненных вариантах той же схемы основаны также Книга для оркестра, Концерт для виолончели с оркестром, Прелюдии и фуга, более опосредованно – Mi-parti и 3-я симфония. Зрелый гармонический язык Лютославского глубоко индивидуален и основывается на филигранной работе с 12-тоновыми «полями» и вычлененными из них конструктивными интервалами и созвучиями. Начиная с Концерта для виолончели в его музыке возрастает роль протяженных, экспрессивных мелодических линий, позднее в ней усиливаются элементы гротеска и юмора (Novelette, финал Двойного концерта для гобоя и арфы, Песнецветы и песнесказки). Некоторые крупные поздние опусы Лютославского ассоциируются с жанровыми моделями инструментальной музыки романтизма; так, в 3-й симфонии – самой масштабной из всех его оркестровых партитур – оригинально претворен принцип монументальной одночастной монотематической композиции, а Концерт для фп. с оркестром продолжает линию блестящего пианизма «большого стиля». К позднему периоду относятся и три произведения под общим названием Цепи. В первой и третьей Цепях существенную роль играет принцип «сцепления» (частичного взаимного наложения) коротких разделов, различающихся по фактуре, тембровым и мелодико-гармоническим характеристикам (аналогичным образом связываются друг с другом прелюдии из более раннего цикла Прелюдии и фуги). С точки зрения формы более традиционна Цепь-2 – по существу четырехчастный скрипичный концерт (медленное вступление и 3 части, чередующиеся по схеме «быстро–медленно–быстро», причем обе быстрые части исполняются a battuta, а обе медленные – преимущественно ad libitum). Все вокально-оркестровые опусы Лютославского 1960–1980-х – Три стихотворения Анри Мишо, Вытканные слова, Пространства сна и Песнецветы и песнесказки – созданы на стихи франкоязычных поэтов-сюрреалистов: художественному мировоззрению композитора была близка характерная для сюрреализма многозначность и неуловимость смыслов.
Музыка Лютославского наделена концертным блеском, в ней ярко выражен виртуозный элемент. Неудивительно, что с композитором охотно сотрудничали выдающиеся артисты. Среди первых интерпретаторов его произведений – тенор Питер Пирс (Вытканные слова), Ласаль-квартет (Струнный квартет), виолончелист и дирижер Мстислав Ростропович (Концерт для виолончели, Novelette, Захеровская вариация), гобоист Хайнц Холлигер и арфистка Урсула Холлигер (Двойной концерт), баритон Дитрих Фишер-Дискау (Пространства сна), дирижер Георг Шолти (3-я симфония), скрипачи Пинхас Цукерман (Партита для скрипки и фп.) и Анне-Софи Муттер (Цепь-2, оркестровая версия Партиты), пианист Крыстиан Цимерман (Концерт для фп.). Сам Лютославский выступал как дирижер с исполнением собственной музыки. С 1962 читал лекции и вел классы композиторского мастерства в разных странах.
Орк. муз.: Симфонические вариации (1938); 1-я симфония (1947); Увертюра, стр. орк. (1949); Маленькая сюита (Mała suita), кам. орк. (1950); Концерт для орк. (1954); Танцевальные прелюдии (Preludia taneczne), клар. и кам. орк., обр. произв. для клар. и фп. (1955); Траурная музыка (Muzyka żałobna) памяти Бартока, стр. орк. (1958); 3 постлюдии (1959–1960); Венецианские игры (Jeux vénitiens), кам. орк. (1961); 2-я симфония (1967); Книга для оркестра (Livre pour orchestre, 1968); Концерт для влч. с орк. (1970); Mi-parti (1976); Novelette (1979); Двойной концерт для гоб., арфы и кам. орк. (1980); Grave, влч. и стр. орк., обр. произв. для влч. и фп. (1982); 3-я симфония (1981–1983); Цепь-2 (Chain 2), диалог для скр. с орк. (1985); Цепь-3 (Chain 3, 1986); Концерт для фп. с орк. (1988); Партита для скр. с орк., обр. произв. для скр. и фп. (1988); Интерлюдия (для исполнения между Цепью-2 и Партитой для скр. с орк. в одном концерте, 1989); 4-я симфония (1992).
Вок. муз.: Lacrimosa, сопр., хор и орк. (1937); Силезский триптих (Tryptyk śląski), сопр. и орк., сл. нар. (1951); 5 песен на сл. К. Иллакович, м.-сопр. и фп. (1957, обр. для м.-сопр. и кам. орк. 1958); Три стихотворения Анри Мишо (Trois poèmes d’Henri Michaux), хор, дух., уд. (1963); Вытканные слова (Paroles tissées), тен. и кам. орк., сл. Ж.-Ф. Шабрёна (1965); Пространства сна (Les espaces du sommeil), бар. и орк., сл. Р. Десноса (1975); Песнецветы и песнесказки (Chantefleurs et Chantefables), сопр. и орк., сл. его же (1990); песни для гол. с фп., в том числе дет., массовые, эстрадные (в основном 1956–1963) и шуточные.
Для фп.: Соната (1934, не опубл.); Вариации на тему Паганини, 2 фп. (1941, версия для фп. с орк. 1977); Народные мелодии (Melodie ludowe, 1945); Буколики (Bukoliki), 5 пьес (1952); др. миниатюры.
Др. инстр. муз. (до 14 исполн.): Трио, гоб., клар., фаг. (1945); Танцевальные прелюдии (Preludia taneczne), клар. и фп. (1954); Стр. квартет (1964); Прелюдии и фуга (Preludia i fuga), 13 стр. (1972); Захеровская вариация (Sacher Variation), влч. соло (1975); Эпитафия, гоб. и фп. (1979); Grave, влч. и фп. (1981); Мини-увертюра (Mini-Overture), квинтет медн. дух. (1982); Цепь-1 (Chain 1), 14 инстр. (1983); Партита, скр. и фп. (1984); Слайды (Slides), 11 солистов (1988); Subito, скр. и фп. (1992); фанфары и др. миниатюры.
Муз. к спект. и радиопостановкам (до 1960); эстрадные песни (1957–1963).