Айслер,

(Эйслер) Ганс (Eisler; 6.7.1898, Лейпциг – 6.9.1962, Восточный Берлин). Немецкий композитор, сын философа-неокантианца Рудольфа Айслера. В 1901 году семья Айслера переселилась в Вену. В 1919–1923 Айслер учился у , чьим влиянием отмечены его первые художественно примечательные опусы, датированные первой половиной 1920-х – 2 сонаты и 2 серии пьес для фортепиано, Дивертисмент для квинтета духовых, вокальные миниатюры. Музыка Айслера этого периода сложна по фактуре, атональна (Айслер одним из первых вслед за Шёнбергом освоил додекафонию), насыщена разнообразными событиями, не лишена своеобразного изящества и юмора. Об ироничном складе дарования композитора свидетельствуют, в частности, вокальный цикл Пальмштрём на слова Кристиана Моргенштерна (1924), созданный по просьбе Шёнберга для исполнения в одной программе с Лунным Пьеро и предназначенный для сходного состава (голос и четыре инструменталиста) и гротескные Газетные вырезки для голоса с фортепиано (1926).

С 1925 года Айслер преподавал в Берлине, где проникся левыми политическими идеями и в 1926-м подал заявление о вступлении в Коммунистическую партию Германии. Тогда же, рассорившись с Шёнбергом, отказался от сложных форм и композиционных приемов современной музыки и переключился на сочинение политических песен и музыки к спектаклям (позднее также к фильмам) на темы классовой борьбы. Сотрудничал с такими видными активистами левого движения, как поэт Эрих Вайнерт, актер и певец Эрнст Буш, поэт и драматург Бертольт Брехт; первыми значительными и нашумевшими совместными работами Айслера и Брехта стали «поучительная пьеса» (нем. Lehrstück) Высшая мера (1930) и сценическая адаптация романа Максима Горького Мать (1932). Песни Айслера с текстами радикально «красной» направленности, в энергичных маршевых ритмах, по большей части в миноре (характерна не забытая доныне Солидарность – Solidarität), снискали широкую популярность не только в догитлеровской Германии, но и в других странах Западной Европы, и обеспечили композитору благосклонность сталинского руководства СССР. Айслер, в свою очередь, активно пропагандировал в песнях «достижения» сталинского режима. До прихода Гитлера к власти преподавал в Марксистской рабочей школе, писал для коммунистических газет. В 1933 году покинул нацистскую Германию и несколько лет занимался преимущественно сочинением музыки для театра и кино в разных европейских странах, параллельно выполняя функции руководителя музыкального бюро Коминтерна. К этому же периоду относятся серия камерных кантат на слова итальянского писателя левого толка Иньяцио Силоне и два масштабных вокально-оркестровых опуса на тексты Брехта – реквием Ленин (1935–1937, написан по советскому заказу) и антифашистская Немецкая симфония в 11 вокальных и инструментальных частях (1935–1939). В этих и некоторых других партитурах 1930-х Айслер возвращается к додекафонии, которую, впрочем, использует непоследовательно.

В 1938 году Айслер переехал в США, где продолжил сотрудничество с Брехтом (сочинил на его стихи ряд разнообразных по стилю вокальных миниатюр) и работу в области киномузыки (с 1942 – в Голливуде), преподавал. В соавторстве с известным философом, идеологом новой музыки Теодором В. Адорно (1903–1969) написал труд о музыке в кино, где разрабатываются идеи о независимости звукового ряда от визуального и о необходимости обогатить арсенал киномузыки сложными новейшими техниками композиции. Среди его произведений концертных жанров выделяется неожиданно изысканная додекафонная сюита для 5 инструменталистов Четырнадцать способов описания дождя (1940), посвященная Шёнбергу (с которым Айслер успел примириться) и открывающаяся его «монограммой» [a-d-es-c-h-e-b-g]. Сравнительно изысканная манера письма отличает и многие из песен Айслера, сочиненных в 1942–1943 годах и впоследствии изданных под названием Голливудская книга песен (Hollywood Liederbuch, всего 50 миниатюр на слова Брехта, а также поэтов прошлого – Гёльдерлина, Мёрике и др.).

В ходе кампании 1947–1948 годов по разоблачению «агентов коммунизма» Айслер был обвинен в «антиамериканской деятельности» и выслан из США, в 1950 году поселился в Восточном Берлине и остаток жизни посвятил работе в духе социалистического реализма, лишь изредка, преимущественно в Lieder на стихи немецких классиков, позволяя себе некий минимум субъективной выразительности. Написал музыку государственного гимна ГДР (1949, слова Иоганнеса Бехера), множество прикладных партитур, ряд статей и эссе, в том числе о кризисе западной музыки и о путях развития музыки в социалистическом обществе. Преподавал в Высшей музыкальной школе Восточного Берлина, ныне носящей его имя, был удостоен всевозможных государственных почестей. Репутация Айслера как идейно непоколебимого художника на службе репрессивного режима ГДР долгое время мешала по достоинству оценить эстетические качества его «чистой» музыки, но в последнее время интерес к личности и творчеству Айслера – композитора, которого Шёнберг назвал «единственным независимо мыслящим» из всех своих учеников – заметно оживился.

Вок. муз. (осн. произв. конц. жанров): ранние песни на сл. нем., австр. и вост. поэтов (ок. 50, 1917–1920); 6 песен соч. 2, гол. с фп. (1922); Пальмштрём (Palmström), 5 стихотв. соч. 5, гол., фл., клар., скр. (тж. альт) и влч., сл. К. Моргенштерна (1924); Дневник Ганса Айслера (Tagebuch des Hanns Eisler) соч. 9, 3 жен. гол., тен., скр. и фп., сл. А. (1926); Газетные вырезки (Zeitungsausschnitte), 10 песен соч. 11, гол. с фп. (1926); Ленин (Lenin), реквием, м.-сопр., бар., хор и орк., сл. Брехта (1935—37); 9 кам. кантат, гол. и 4 инстр., сл. Брехта (№ 1), Силоне (№ 2–8) и А. (№ 9) (1937); Немецкая симфония (Deutsche Sinfonie) соч. 50, солисты, хор и орк., сл. Брехта, а тж. Ю. Битнера и А. (1935–1939); Голливудские элегии (Die Hollywood-Elegien), 8 песен, гол. с фп., сл. Брехта (1942); 5 фрагментов из Анакреона в пер. Э. Мёрике, гол. с фп. (1943); 6 фрагментов из Ф. Гёльдерлина, гол. с фп. (1943); Счастливое плавание (Glückliche Fahrt), сопр. и орк., сл. Гёте (1946); Рапсодия (Rhapsodie), сопр. и орк., сл. Гёте (1949); Пример (Das Vorbild), к.-а. и мал. орк., сл. Гёте (1952); Строгие напевы (Ernste Gesänge), 7 песен, бар. и стр. орк., сл. Гёльдерлина, Дж. Леопарди и др. (1936–1962).

Песни, баллады, хоры на политически актуальные сл. (ок. 150, 1927–1961);

песни для детей.

Муз. к фильмам (ок. 40, 1927–1962) и спект. (ок. 40, 1927–1961, в том числе по пьесам Брехта Высшая мера (Die Massnahme), 1930, Берлин; Мать (Die Mutter), 1932, там же; Жизнь Галилея (Leben des Galilei), 1947, Лос-Анджелес, и др.).

Орк. муз.: Маленькая симфония (Kleine Sinfonie) соч. 29 (1932); произв. на осн. муз. для кино и театра.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): 1-я соната для фп. соч. 1 (1923); 4 пьесы для фп. соч. 3 (1923); Дивертисмент для дух. квинтета соч. 4 (1923); 2-я соната для фп. соч. 6 (1924); Дуэт для скр. и влч. соч. 7 (1924); 8 пьес для фп. соч. 8 (1925); 7 пьес для фп. соч. 32 (1933); Прелюдия и фуга на тему B-A-C-H для стр. трио соч. 46 (1934); Соната для фл., гоб. и арфы соч. 49 (1935); Соната для скр. и фп. Дорожная (Reisesonate, 1937); Стр. квартет соч. 75 (1938); Четырнадцать способов описания дождя (Vierzehn Arten, den Regen zu beschreiben), фл., клар., скр. (тж. альт), влч. и фп., соч. 70 (1940); 3-я соната для фп. (1943); произв. для кам.-инстр. анс. на осн. муз. для кино и театра.

Лит. работы: Composing for the Films («Музыка для кино»), в соавт. с Теодором В. Адорно. London, 1947, неоднокр. переизд.; Johann Faustus («Иоганн Фауст»), оперное либр. Berlin, 1952; Reden und Aufsätze («Речи и статьи»). Berlin, 1959; Materialen zu einer Dialektik der Musik («Материалы к диалектике музыки»). Berlin, 1973; Musik und Politik: Schriften 1924–1948 («Музыка и политика: работы 1924–1948»). Leipzig, 1973; Musik und Politik: Schriften 1948–1962. Leipzig, 1982.