Айнем,

(Эйнем) Готфрид фон (Einem; 24.1.1918, Берн – 12.7.1996, Оберндюрнбах, Нижняя Австрия). Австрийский композитор, отпрыск знаменитого венгерского рода Хуньяди. Получил домашнее музыкальное образование. С 1938 года работал коррепетитором в Байройте, затем в Берлине, где в 1941–1943 брал уроки композиции у – будущего либреттиста нескольких его опер. Важнейшим стилистическим ориентиром для Айнема, как и для Блахера, служил неоклассицизм . Первый крупный успех ему принес балет Принцесса Турандот (1944), тогда как Концерт для оркестра, исполненный в том же году п/у Г. фон Караяна, подвергся в нацистской печати острой критике за злоупотребление «джазовыми» ритмами. В годы нацизма Айнем неоднократно допрашивался гестапо по подозрению в сотрудничестве с противниками режима, но избежал серьезных преследований. После войны обосновался в Зальцбурге, до 1951 года входил в совет директоров Зальцбургского фестиваля. Международная известность пришла к Айнему в 1947-м, когда на Зальцбургском фестивале состоялась премьера его оперы Смерть Дантона по одноименной драме Георга Бюхнера. С 1953 года он жил в Вене, где играл видную роль в музыкально-общественной жизни: возглавлял общество Концертхауз (с 1961) и общество авторов, композиторов и музыкальных издателей (1965–1970), преподавал в Венской ВМШ (1963–1972), выступал со статьями по вопросам социологии музыки. Важнейшую часть его обширного и многожанрового наследия составляют оперы, написанные традиционным и достаточно эклектичным языком (помимо Стравинского и Блахера источниками влияния на Айнема были , ранний , , ), но при этом сценически эффектные, мастерски оркестрованные, с качественными словесными текстами; наряду с Блахером постоянным либреттистом Айнема была его жена Лотте Ингриш. Помимо Смерти Дантона относительно широкую известность снискали Процесс по одноименному роману Франца Кафки и Визит старой дамы на текст одноименной драмы Фридриха Дюрренматта. Опера Свадьба Иисуса (где партия Марии Магдалины поручена эстрадной певице) подверглась официальному осуждению католической церкви за святотатственную трактовку евангельского сюжета и быстро сошла со сцены. Среди первых интерпретаторов произведений Айнема были музыканты мирового класса, в том числе дирижеры Ференц Фричай (Смерть Дантона), Карл Бём (Процесс) и Карло Мария Джулини (кантата К потомкам), певцы Криста Людвиг (центральная роль в Визите старой дамы), Дитрих Фишер-Дискау и Юлия Варади, но как оперы Айнема, так и его опусы концертных жанров ныне звучат редко. Между тем характерный венский шарм и ироничный юмор, присущие многим работам Айнема, обусловили особую притягательность его фигуры для ряда более молодых австрийских композиторов, дистанцировавшихся от строгостей авангарда; его влияние прослеживается в творчестве таких лидеров новой австрийской музыки, как (бравший у него частные уроки) и Курт Швертзик.

Оперы: Смерть Дантона (Dantons Tod), в 2 частях, либр. Б. Блахера и А. по Г. Бюхнеру (1947, Зальцбург); Процесс (Der Prozess), в 9 сценах, либр. Блахера и Х. фон Крамера по Кафке (1953, там же); Разорванный человек (Der Zerrissene), в 2 актах, либр. Блахера по И.Н. Нестрою (1964, Гамбург); Визит старой дамы (Der Besuch der alten Dame) в 3 актах, текст Ф. Дюрренматта (1971, Вена); Коварство и любовь (Kabale und Liebe), в 2 частях, либр. Блахера и Л. Ингриш по Шиллеру (1976, Вена); Свадьба Иисуса (Jesu Hochzeit), опера-мистерия в 2 актах, либр. Ингриш (1980, Вена); Принц Шоколад (Prinz Chocolat), муз. сказка в 5 эпизодах, либр. ее же (1983, Берн); Тулифант (Der Tulifant), в 3 актах, либр. ее же (1984, пост. 1990, Вена); Улыбка Люцифера (Luzifers Lächeln), одноакт. кам. опера, либр. ее же (1996, пост. 1998, Вена).

Балеты: Принцесса Турандот (Prinzessin Turandot), в 2 сценах, либр. Дж. Ф. Малипьеро (1944, Дрезден); Рондо Золотого тельца (Rondo vom goldenen Kalb), 3 ноктюрна, либр. Т. Гзовской (1952, Гамбург); Танец сердца (Смерть и воскресение балерины) (Pas de coeur (Tod und Auferstehung einer Ballerina)), в 2 сценах, либр. Х. фон Крамера (1952, Мюнхен); Счастье, смерть и сон (Glück, Tod und Traum), танц. серенада, либр. И. Георги (1954, Альпбах); Медуза (Medusa), в 3 сценах, либр. М. Г. Гофмана (1957, Вена).

Для орк. (осн. произв.): Каприччо (1943); Концерт для орк. (1943); Музыка для оркестра (Orchestermusik, 1947), Серенада, 2 стр. орк. (1949); Фп. концерт (1955); Метаморфозы (Wandlungen, 1956); Симфонические сцены (Symphonische Szenen, 1956); Баллада (1957); Танцевальное рондо (Tanz-Rondo, 1959); Ноктюрны (Nachtstücke, 1960); Филадельфийская симфония (Philadelphia Symphony, 1961); Скр. концерт (1967); Венская симфония (Wiener Symphonie, 1976); 2-й фп. концерт Ариетты (Arietten, 1977); Ласло Хуньяди (Hunyadi László, 1981); Орг. концерт (1981); Мюнхенская симфония (Münchner Symphonie, 1983); 4-я симфония (1986); Каринтийское концертино (Concertino Carintico, 1988); Фракталы (Fraktale, 1992); Словацкая сюита (Slowakische Suite), стр. (1995); сюиты из опер и балетов.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Соната для скр. и фп. (1949); 2 каприса, клав. (1969); Зрелый дивертисмент (Reifliches Divertimento), скр., альт, влт. и фп. (1972); 1-й стр. квартет (1975, на материале оперы Визит старой дамы); дух. квинтет (1975); Соната для скр. (1976); 2-й стр. квартет (1977); 3-й стр. квартет (1980); Соната для альта (1980); 4-й стр. квартет (1981); Соната для орг. (1981); Догадки насчет Лотти (Vermutungen über Lotti), 10 каприсов для фп. (1983); Стр. трио (1984); Соната для влч. и фп. (1985); Загадочная соната (Sonata enigmatica), кб. (1987); О крысе, о бобре и о медведе (Von der Ratte, vom Biber und vom Bären), серенада для клар., фаг. и влт. (1988); Квартет для фл. и стр. трио (1988); 5-й стр. квартет Спеши медленно (Festina lente, 1989–1991); Живопись К.-Х. Кальтнера (Karl-Hartwig Kaltners Malerei), дивертисмент для 5 медн. дух. (1993); 7 портретов, фп. (1995); пьесы для дух. соло и др.

Др. вок. муз. (осн. произв.): песни для гол. с фп. на сл. вост. поэтов в нем. пер. (всего ок. 30, 1944–1951); О любви (Von der Liebe), сопр. и орк., сл. Х.Р. Хименеса, Б. Брехта и Г. Мистраль (1961); Камерные песни (Kammergesänge), м.-сопр. и кам. орк., сл. из кит. и япон. поэзии в нем. пер. (1964); Rosa Mystica, 8 песен для м.-сопр. и кам. орк., сл. Г.К. Артмана (1972); К потомкам (An die Nachgeborenen), кантата для м.-сопр., бар., хора и орк., сл. Брехта, Ф. Гёльдерлина и Софокла (1973); Прощай, госпожа Земля (Leb wohl, Frau Welt), вок. цикл для гол. с фп., сл. Г. Гессе (1974); Добрые советы (Gute Ratschläge), кантата для м.-сопр., хора и гит., сл. разных авторов (1982); Мимоходом (Unterwegs), цикл хоров a cappella, сл. Л. Ингриш и др. (1982); Missa Claravallensis, солисты, хор и уд. (1987); Зерцало алхимика (Der Alchemistenspiegel), м.-сопр. или бар. и кам. орк., сл. Ингриш (1990); Звериный реквием (Tier-Requiem), сопр., чтец, хор и орк., сл. ее же (1993); др. песни и вок. циклы для гол. с фп. и с гит., в том числе на сл. Ингриш; хоры.

Кн.: Komponist und Gesellschaft («Композитор и общество»). Karlsruhe, 1967; Ich hab’ unendlich viel erlebt («Я бесконечно много пережил»). Wien, 1995.