Бёмер ,

Конрад (Boehmer; р. 24.4.1941, Берлин – 4.10.2014, Амстердам). Немецкий и нидерландский композитор, музыкальный теоретик и критик, социолог музыки. Учился в Кёльнском университете, в 1959–1961 прошел курс композиции у известного композитора и теоретика электронной музыки Готфрида Михаэля Кёнига (Koenig, р. 1926). В тот же период посещал летние курсы новой музыки в Дармштадте, изучал основы конкретной музыки в Париже, работал в студии электронной музыки Западногерманского радио (Кёльн) под руководством Герберта Аймерта (Eimert, 1897–1972). Формировался под значительным влиянием , , . В 1966 году обосновался в Нидерландах. Работал в Утрехтской консерватории (1967–1968), вел музыкальный раздел в газете Vrij Nederland (1968–1972). В 1972–2006 – профессор Гаагской консерватории, в 1994–2006 – директор Института звука (Institute of Sonology) при ней. Выступал в печати на темы о социальной роли композитора и музыки, о творчестве отдельных композиторов (как правило, политически ангажированных) и т.п., читал лекции во многих странах Европы и обеих Америк. В деятельности Бёмера важную роль играла критика установлений буржуазного общества; поначалу (со второй половины 1960-х примерно до конца 1970-х) она велась с позиций тривиального марксистского материализма, со временем идейный багаж Бёмера обогатился элементами мистики. В ряде опусов эта критика выражается через конфликтное сопоставление различных идиом – «от серийной техники до поп-музыки», как гласит название трактата Бёмера о социальных функциях музыки в классовом обществе. В двух партитурах, вдохновленных романом Томаса Манна Доктор Фаустус, – одноименной музыкальной драме на либретто Хуго Клауса (Doctor Faustus, 1983, пост. 1985, Париж) и Апокалипсисе с картинками (Apocalypsis cum figuris) для магнитофона, 4 ударников, 2 фп. и 3 поп-певцов (1984) – сделана попытка придать сопоставлению разнородных идиом глубокое философское звучание. Тема разрушительного воздействия буржуазной среды на невинную детскую душу разрабатывается в опере («комической трагедии») Маленький Вальтер Питерсе (Woutertje Pieterse) по произведению классика нидерландской литературы Мультатули (1985–1987, пост. 1988, Роттердам); музыка оперы «деконструирует» всевозможные певческие жанры, от бельканто до салонного романса, патриотического гимна и уличной песни. Еще один образец критики пороков современности, осуществленной посредством звука, – театрализованная электронная композиция Изначальное Слово (Logos Protos, 2000), вдохновленная пророчеством немецкого романтика Жана-Поля (Иоганна Пауля Рихтера, 1763–1825) о мире, из которого изгнаны Бог, мистика и метафизика (в современной западной действительности Бёмер усматривал исполнение этого пророчества). Идеологизированный подход к музыкальной композиции нередко (и вполне закономерно) приводил Бёмера к откровенной пошлости; так, в фортепианной пьесе Отключенный Орфей (Orpheus Unplugged, 2000), призванной, по мысли автора, выразить чуждость Орфея современному миру, партия фп., сама по себе не богатая материалом, сопровождается записанной на компакт-диск «конкретной музыкой», состоящей из кудахтанья птиц и рычания животных, городских шумов, звуков физиологических отправлений и т.п.

Кн.: Zur Theorie der offenen Form in der neuen Musik («К теории открытой формы в новой музыке»). Darmstadt, 1967. 2/1988; Zwischen Reihe und Pop: Musik und Klassengesellschaft («Между серийной и поп-музыкой: музыка и классовое общество»). Wien, 1970; Das böse Ohr («Злое ухо»), сб. статей 1961–1991. Köln, 1993; многочисл. статьи.