Бернстайн,

Леонард (Луис) (Bernstein; 25.8.1918, Лоренс, Массачусетс – 14.10.1990, Нью-Йорк). Американский дирижер, композитор и пианист. Учился в Гарвардском университете и в Кёртис-институте (Филадельфия); среди его учителей – Уолтер Пистон (Piston, 1894–1976) (композиция) и звезды дирижерского пульта Димитри Митропулос, Фриц Райнер, Сергей Кусевицкий. В молодости Бернстайн испытал также сильное влияние , чей демократический и эклектичный «американизм» был созвучен его устремлениям (впоследствии Бернстайн исполнил и записал почти все произведения Копленда). В 1943–1944 работал ассистентом Артура Родзинского – главного дирижера Нью-Йоркского ФО. Впервые публично выступил с этим оркестром в ноябре 1943 года (заменив заболевшего Бруно Вальтера). Это событие стало началом стремительной и блестящей карьеры; за удачным дирижерским дебютом последовали успешные премьеры 1-й симфонии (Иеремия – непосредственный отклик на притеснения европейских евреев), первого балета (Сердца свободны) и созданного на его основе первого мюзикла (В городе). Бернстайн сочинял музыку до конца жизни, но период его наибольшей активности как композитора пришелся на первое послевоенное десятилетие и увенчался триумфом комической оперетты Кандид и романтического мюзикла Вестсайдская история. Между тем его известность как дирижера также росла; он регулярно выступал с Израильским ФО (впоследствии, в 1988-м, был назначен его почетным дирижером), в 1949 году в Бостоне провел премьеру Турангалила-симфонии , а в 1953-м стал первым уроженцем США, вставшим за пульт театра Ла Скала (дирижировал Медеей Керубини с Марией Каллас в заглавной роли). С 1958 по 1969 год возглавлял Нью-Йоркский ФО; в дальнейшем, не занимая официальных постов, выступал c лучшими коллективами США и Европы (в поздние годы особенно часто с Венским ФО). Дирижировал в эффектной, темпераментной, экспансивной манере, которая способствовала популярности Бернстайна среди широкой публики и вместе с тем была источником постоянного недовольства критиков, упрекавших его в нарциссизме (впрочем, с годами жестикуляция Бернстайна стала заметно сдержаннее). Слава Бернстайна-дирижера основывалась прежде всего на его мощных, ярких, прочувствованных интерпретациях крупных симфонических и хоровых полотен – таких, как Сотворение мира и мессы Гайдна Торжественная месса и симфонии Бетховена (кульминацией торжеств по поводу сноса Берлинской стены в декабре 1989 стало исполнение 9-й симфонии п/у Бернстайна с участием хоров и оркестров из обеих Германий, СССР, США и Франции), Фантастическая симфония Берлиоза, Реквиемы Берлиоза и Верди, Фауст-симфония Листа, Патетическая симфония Чайковского, 9-я симфония Брукнера, Энигма Элгара, Весна священная, Симфония псалмов, Свадебка и Месса Стравинского, симфонии Сибелиуса, Айвза, Шостаковича (экспрессивные, во многом новаторские прочтения 5-й и некоторых других симфоний) и особенно Малера: Бернстайн сыграл важную роль в оживлении интереса к Малеру в 1950–1960-х и несколько раз с разными оркестрами записал все его симфонии. Но репертуар Бернстайна был обширен и включал музыку самых разных стилей, вплоть до отдельных опусов , , , и . Бернстайн часто выступал одновременно как пианист и дирижер, исполняя Моцарта, Бетховена, Равеля (Концерт G-dur), Гершвина. Излюбленные позиции его оперного репертуара – Фиделио, Тристан и Изольда, Кармен, Фальстаф, Богема и Кавалер розы. В своем композиторском творчестве Бернстайн стремился преодолеть границу между «серьезной» и «легкой» музыкой. Его произведения для музыкального театра, среди которых особой популярностью доныне пользуется Вестсайдская история – вариант Ромео и Джульетты на материале из жизни нью-йоркских иммигрантских низов, – большей частью выдержаны в обычной манере бродвейских мюзиклов, хотя и не лишены известного оперного размаха; наиболее масштабна поздняя опера Спокойное местечко, которую сам Бернстайн считал вершиной своего творчества. Язык его более академических опусов восходит к позднему романтизму, но не чужд современным влияниям. Любопытный образец смешения всевозможных музыкальных стилей – театрализованная Месса (1971) с текстами самого Бернстайна и С. Шварца (Schwartz), трактующими о вере, осквернении веры и возрождении. Еще одна область деятельности Бернстайна – популяризация классической музыки; он часто выступал с комментариями по ТВ и написал несколько книг для молодежи.

Оперы: Волнения на Таити (Trouble in Tahiti), одноакт., либр. Б. (1952, Уолтем), Спокойное местечко (A Quiet Place), одноакт., либр. С. Уодсуорта (1983, Хьюстон, 2 [в 3 актах]/1984, включает Волнения на Таити).

Оперетты и мюзиклы: В городе (On the Town), либр. Б. Комден, А. Грина и Б. (1944, Бостон); Чудесный город (Wonderful Town), либр. Комден и Грина (1953, Нью-Хейвен); Кандид (Candide), либр. Л. Хеллман, Б. и др. по Вольтеру (1956, Бостон, 2-я ред. 1973, Нью-Йорк); Вестсайдская история (West Side Story), либр. С. Сондхайма и Б. по А. Лорентсу (1957, Вашингтон); Пенсильвания-авеню, 1600 (1600 Pennsylvania Avenue), либр. А.Дж. Лернера (1976, Филадельфия).

Др. произв. для муз. театра: Сердца свободны (Fancy Free), балет (1944); Факсимиле (Facsimile), балет (1946); На берегу (On the Waterfront), муз. к фильму (1954); Месса (Mass), предст. для певцов, инструменталистов и танцоров, текст католич. мессы, Б. и С. Шварца (1971); Диббук (Dybbuk), балет (1974).

Орк. и хор. муз.: 1-я симфония Иеремия (Jeremiah), м.-сопр. и орк., сл. из Библии (1942); 2-я симфония Век тревог (The Age of Anxiety) по эклоге У.Х. Одена, фп. и орк. (1949); Прелюдия, фуга и риффы (Prelude, Fugue and Riffs), клар. и джаз-бэнд (1949); Серенада (Serenade) по Пиру Платона, скр., стр., арфа и уд. (1954); 3-я симфония Каддиш (Kaddish), сопр., чтец, смеш. и дет. хоры, текст иудейской молитвы и сл. Б. (1963, 2/1977); Чичестерские псалмы (Chichester Psalms), к.-тен., хор и орк., сл. из Библии (1965); Слава! (Slava!), увертюра для орк. в честь М. Ростроповича (1977); Песенный праздник (Songfest), 6 певцов и орк., сл. разных поэтов (1977); Дивертисмент для орк. (1980); Халил (Halil), фл., стр., уд. (1981); Юбилейные игры (Jubilee Games), концерт для орк. (1989).

Др. инстр. муз.: Соната для клар. и фп. (1942); Семь юбилеев (Seven Anniversaries), фп. (1943); Четыре юбилея (Four Anniversaries), фп. (1948); Музыка для медных (Brass Music), квартет медн. дух. и фп. (1948); Пять юбилеев (Five Anniversaries), фп. (1954); Прикосновения (Touches), фп. (1981); Танцевальная сюита (Dance Suite), квинтет медн. дух., уд. (1990).

Для гол. с фп.: Ненавижу музыку (I Hate Music), 5 дет. песен, сл. Б. (1943); Хорошая кухня (La bonne cuisine), 4 рецепта, сл. Б. (1947); Две песни о любви (Two Love Songs), сл. Р.М. Рильке (1949); Маленькая серенада (Piccola serenata, 1979); Арии и баркаролы (Arias and Barcarolles), м.-сопр., бар., фп. в 4 руки, сл. Б. и др. (1988).

Лит. работы (указ. год 1-го изд.): The Joy of Music («Радость музыки»). Pompton Plains, NJ, 1959; Young People’s Concerts («Концерты для молодежи»). Milwaukee, 1962; The Infinite Variety of Music («Бесконечное разнообразие музыки»). New York, 1966; The Unanswered Question («Вопрос, оставшийся без ответа»). Cambridge, MA, 1976; Музыка – всем. М., 1978; Findings («Находки»). New York, 1982.