Пуссёр,

Анри (Леон Мари Терез) (Pousseur; 23.6.1929, Мальмеди – 6.3.2009, Брюссель). Бельгийский композитор. Учился в консерваториях Льежа (1947–1952) и Брюсселя (1952–1953). На его творческое становление существенно повлияло знакомство с (1951) и (1953); пробуя свои силы в технике многопараметрового сериализма и пуантилизма (Prospection для 3 фп., настроенных в отношении 1/6 тона друг к другу, 1952–1953, Квинтет памяти для кларнета, бас-кларнета и фп. трио, 1955), в электронной музыке (Seismogrammes, 1954; Scambi (Обмены), 1957) и «мобильной» разновидности алеаторики (Mobile для 2 фп., 1957–1958), он добросовестно шел по следам этих лидеров молодого европейского авангарда. Более радикальным опытом Пуссёра в области алеаторики явился Респонсорий (Répons) для флейты, арфы, 2 фп., ударных, скрипки и виолончели (1960). Чтобы оправдать этот свой опыт во мнении не готовой к его восприятию концертной публики, Пуссёр через несколько лет после премьеры, в 1965, добавил к нему комментарий, написанный французским писателем, мастером экспериментальной прозы Мишелем Бютором. В сотрудничестве с Бютором осуществлены и многие другие работы Пуссёра, самая известная из которых – Ваш Фауст (Votre Faust, 1-е исполнение 1968, Буффало). Сюжет этой «вариабельной фантазии в жанре оперы» для 4 певцов, 5 актеров, 12 инструменталистов и магнитофона – работа молодого композитора по имени Анри над оперой о Фаусте. По ходу второй половины спектакля публика решает, в каком направлении должно развиваться действие, то есть представляемый на сцене процесс сочинения оперы может идти по-разному. Соответственно музыкальное произведение выступает не как законченное целое, а как нечто бесконечно изменчивое и даже поддающееся исправлению. Ваш Фауст дал начало целому ряду «производных», которые могут исполняться отдельно; таковы Отражение «Вашего Фауста» (Miroir de Votre Faust) для фп. и сопрано ad libitum (1964–1965), Игра отражений «Вашего Фауста» (Jeu de miroirs de Votre Faust) для фп. и магнитофона (1966), Эхо «Вашего Фауста» (Echos de Votre Faust) для меццо-сопрано, флейты, фп. и виолончели на слова Бютора и Гёте (1967–1969), Парад «Вашего Фауста» (Parade de Votre Faust) для оркестра (1974). В своих теоретических работах 1960-х Пуссёр много рассуждал о периодичности (в самом широком понимании) как важнейшем принципе структурной организации музыки и указывал на необходимость перейти от чрезмерно строгих ограничений сериализма к открытому, допускающему совмещение различных стилей, диалогу с историческим прошлым музыки. На практике это свелось к выработке эклектической манеры письма, в рамках которой, по выражению Пуссёра, «Монтеверди рифмуется с Веберном» (а также с другими феноменами истории музыки вплоть до джаза и рок-музыки) на основе предварительно разработанных умозрительных схем. Со временем Пуссёр занялся созданием коллажей, комбинированием всевозможных фольклорных идиом и «пересочинением» классических опусов; характерна оркестровая партитура Ночь ночей (или провидческая бессонница г-на Гольдберга) (Nuits des nuits ou L a voyante insomnie de Mr Goldberg) по Гольдберг-вариациям Баха (1985).

В период своей наибольшей известности, между 1957 и 1970 годом, Пуссёр преподавал в Дармштадте, Кёльне, Базеле, Буффало. Затем он вернулся в Бельгию, где преподавал и возглавлял консерваторию в Льеже; в 1985–1987 руководил формированием Института музыкальной педагогики в Париже.