Фернихоу,

(Фернейхоу) Брайен (Джон Питер) (Ferneyhough; р. 16.1.1943, Ковентри). Английский композитор. В 1966–1967 учился в лондонской Королевской академии музыки у Леннокса Беркли, в 1968 совершенствовался в Амстердаме у Тона де Леу, а в 1969–1971 – в Базеле у . С 1973 года преподает композицию в разных заведениях Европы (в том числе в Дармштадте) и США; среди его учеников – Хосокава. Считается основоположником так наз. новой сложности (new complexity) в современной британской музыке. Партитуры Фернихоу в высшей степени детализированы, изобилуют ремарками, нюансами, необычными приемами инструментального звукоизвлечения, ритмически и интонационно головоломными пассажами; по тщательности внешней отделки они сопоставимы с изысканной современной живописью, а по звуковому результату мало отличаются от изощренно структурированной авангардной продукции 1950-х (иногда их уподобляют разросшимся в объеме миниатюрам ). Характерно название ряда инструментальных опусов Фернихоу – Воображаемые темницы; источником вдохновения для них послужили работы итальянского графика XVIII века Джованни Баттисты Пиранези, изображающие таинственные помещения причудливой конфигурации. Подобно пиранезиевским «темницам», опусы Фернихоу выполнены в замысловатой архитектуре, принципы которой «темны» для непосвященных. Комментарии Фернихоу к собственной музыке также лишены ясности; они позволяют сделать вывод, что его творчество питается разнообразными идеями из области философии и гуманитарных наук. Тема оперы Фернихоу Темное время – жизнь, творчество и гибель оригинальнейшего немецкого мыслителя XX века Вальтера Беньямина (1892–1940); в 7 сценах оперы разрабатываются наиболее существенные для Беньямина историософские, культурологические и метафизические мотивы.

Для театра: Темное время (Время теней, Shadowtime), сценич. действо на либр. Ч. Бернстайна, в 7 сценах (пост. 2004, Мюнхен, сцены могут исполняться по отдельности): 3. Доктрина сходства (The Doctrine of Similarity), 12- или 48-гол. хор, 3 клар., скр., фп. и уд. (1999–2000); 4. Творение против природы (Opus Contra Naturam), фп., чтец (1999–2000); 7. Стелы для неудавшегося времени (Stelæ for Failed Time), 12-гол. хор и магн. (2001); 1. Новые ангелы / Преходящая неудача (New Angels / Transient Failure), 5 гол., 12-гол. хор и 18 инстр. (2001–1902); 6. Семь «живых картин», изображающих Ангела Истории в виде Меланхолии (SevenTableaux VivantsDepicting the Angel of History as Melancholia), чтец и 15 инстр. (2003); 2. Шелест крыльев Гавриила (Les Froissements des Ailes de Gabriel), гит. и 13 инстр. (2003–2004); 5. Одиннадцать «вопросительных моментов» (ElevenInterrogatory Instances), бар., 12-гол. хор и 18 инстр. (2003–2004).

Др. вок. муз. (осн. произв.): Короткая месса (Missa brevis), 12-гол. хор (1969); Исследование времени и движения-3 (Time and Motion Study III), 16-гол. хор, уд. и электр. (1974); Transit, 6 гол., фл., гоб. и клар. с электр. усилением, орк. (1972–1975); Трансцендентные этюды (Etudes transcendantales), сопр., фл., гоб., влч. и клав., сл. Э. Майстера и О. Молла (1982–1985); 4-й стр. квартет с сопр., сл. Дж. Мак-Лоу по Э. Паунду (1987–1990); О звездных величинах (On Stellar Magnitudes), м.-сопр., фл., клар., фп., скр. и влч., сл. Ф. (1994).

Для орк. и больших инстр. анс. (осн. произв.): Эпицикл (Epicycle), 20 стр. (1968); Огненный круг Бета (Firecycle Beta), симф. остов, 2 фп., 2 анс. солистов, 2 группы стр. (1969–1971); Земля это человек (La terre est un homme), большой орк. (1976–1979); Воображаемые темницы-1 (Carceri dinvenzione I), 16 инстр. (1982); Carceri dinvenzione IIa, фл. и 20 инстр. (1985); Carceri dinvenzione III, 18 инстр. (1986); Шуршание крыльев Гавриила (Les froissements des ailes de Gabriel), гит. и 13 инстр. (2003); Внезапность (Plötzlichkeit), орк. с жен. гол. (2006); ChronosAion, большой анс. (2007—08).

Для 210 инстр. (осн. произв.): Сонатина, 3 клар. и бас-клар. или фаг. (1963); 4 миниатюры, фл. и фп. (1965); Прометей (Prometheus), фл., гоб., англ. рожок, клар., фаг. и влт. (1965, 2/1967); Соната для 2 фп. (1966); Колоратура (Coloratura), гоб. и фп. (1966); Сонаты для стр. квартета (1967); Похороны (Funérailles) I и II, арфа и стр. септет (1969–1980); 2-й стр. квартет (1980); Adagissimo, стр. квартет (1983); Фанфара для К. Хубера (Fanfare for Klaus Huber), 2 уд. (1987); 3-й стр. квартет (1987); Падение Икара (La chute dIcare), клар. соло, фл., гоб., скр., влч., кб., фп. и уд. (1988); Скоропостижная смерть (Mort subite), фл.-пикк., клар., фп., вибр. и фп. (1990); Территория (Terrain), скр. соло, фл., гоб., клар., фаг., влт., труба, трбн. и кб. (1992); Стр. трио (1995); Инципиты (Incipits), альт соло, уд., фл., клар., 2 скр., влч. и кб. (1996); Алгебра (Allgebrah), гоб. и стр. нонет (1996); Порывы ветра (Flurries), фл.-пикк., клар., влт., скр., влч. и фп. (1998); In Nomine a 3, фл.-пикк., гоб. и клар. (2001); нет времени [вообще] (no time (at all)), 2 гит. (2004); О свет (O Lux), 10 инстр. (2005); 5-й стр. квартет (2005); По прошествии [субботы] (Dum transisset), стр. квартет (2007); 6-й стр. квартет (2010); Книга о молниях (Liber Scintillarum), 6 инстр. (2012); Молчание (Silentium), стр. квартет (2014).

Для 1 инстр. (в том числе с электроникой) (осн. произв.): Эпиграммы (Epigrams), фп. (1966); 3 пьесы, фп. (1967); Семь звезд (Sieben Sterne), орг. (1970); Песня Кассандры во сне (Cassandras Dream Song), фл. (1970); Исследование времени и движения-2 (Time and Motion Study II), влч. и электр. (1973–1976); Капсула единства (Unity Capsule), фл. (1973–1976); Исследование времени и движения-1, бас-клар. (1971–1977); Superscriptio  Carceri dinvenzione I, фл.-пикк. (1981); LemmaIconEpigram, фп. (1981); Carceri d’invenzione IIb, фл. (1984); Intermedio alla ciaccona  Carceri d’invenzione III, скр. (1986); Mnemosyne  Carceri d’invenzione VII, бас. фл. и магн. (1986); Carceri d’invenzione IIc, фл. и магн. (1987); Короткие тени-2 (Kurze Schatten II), гит. (1983–1989); Триптих для Г[ертруды] С[тайн] (Trittico per G. S.), кб. (1989); Bone Alphabet, уд. (1991); Журавлиные танцы (Kranichtänze II), фп. (1998); Невидимые краски (Unsichtbare Farben), скр. (1997–1999); Sisyphus Redux, альт. фл. (2009).