Хаба,

Алоис (Hába; 21.6.1893, Визовице – 18.11.1973, Прага). Чешский композитор. В отрочестве пел и играл в фольклорном ансамбле своего отца. В 1914–1915 учился в Пражской консерватории у ведущего композитора, ученика Дворжака, знатока моравского и словацкого фольклора Витезлава Новака. В 1918–1922 совершенствовался в Вене и Берлине под руководством Франца Шрекера. Стиль Хабы складывался под влиянием и других новейших композиторов, а также моравского фольклора; от современных западных «модернистов» Хаба воспринял идею преодоления тональности, ритмической регулярности и классических принципов формообразования, а фольклор внушил ему мысль о необходимости обогатить полутоновую темперацию микрохроматическими интервалами. Начиная с Сюиты для струнных (1917) Хаба регулярно пользовался четвертитонами, позднее также интервалами в 1/6 и 1/5 тона. По возвращении в Прагу (1923) организовал кафедру четвертитоновой музыки в консерватории (функционировала до 1949 с перерывом на время войны), сконструировал несколько разновидностей фп. и ряд других инструментов для воспроизведения музыки, основанной на темперации по четвертям и шестым частям тона. Самое значительное произведение Хабы – опера Мать (Matka) на собственное либретто, не имеющее отношения к одноименному роману Горького (1929, поставлена в 1931 в Мюнхене на немецком языке); музыка оперы целиком выдержана в четвертитоновой системе и стилистически примыкает к австро-немецкому экспрессионизму. Перу Хабы принадлежат также 16 струнных квартетов (1919–1967), концерты для скрипки и для альта с оркестром (1955–1957), ряд других камерно-ансамблевых и оркестровых опусов, множество хоров и пьес для фп., несколько вокальных циклов и еще две оперы. Во многих произведениях Хабы, особенно созданных после 1945 года, микрохроматическое письмо выступает в контексте вполне традиционных формальных схем и методов тематического развития.

Его брат и ученик Карел Хаба (21.5.1898, Визовице – 21.11.1972, Прага) – композитор, скрипач и альтист.