Хубер,

Клаус (Huber; р. 30.11.1924, Берн – 2.10.2017, Перуджа). Швейцарский композитор. Учился в Цюрихской консерватории, в том числе композиции у Вилли Буркхарда, совершенствовался в Западном Берлине под руководством (1955–1956). Преподавал игру на скрипке в Цюрихской консерватории (1950–1960), историю музыки в Люцерне (1960–1963), композицию в консерваториях Базеля (1964–1973) и Фрайбурга (1973–1990), выступал с лекциями, вел семинары и курсы высшего мастерства во многих странах. Среди его многочисленных учеников – , , , Хосокава. Имя Хубера приобрело известность после премьеры миниатюрной камерной сольной кантаты Обращение ангела к душе (1959, Рим), где неортодоксальная серийная техника и изысканно экономное письмо, напоминающее позднего , служат воплощению возвышенной религиозной идеи. Репутация Хубера как серьезного религиозного композитора укрепилась благодаря завершенной в 1964 году оратории Монологи св. Аврелия Августина – первой в ряду монументальных духовных вокально-оркестровых фресок, составивших стержень его творчества (многие опусы Хубера меньшего масштаба – предварительные эскизы или будущие эпизоды таких фресок). Другая значительнейшая работа Хубера 1960-х – пятичастная оркестровая фреска Tenebrae (Потемки) по одноименному глубоко трагическому, вдохновившему многих композиторов стихотворению Пауля Целана. Христианский гуманизм, пацифизм, вера в преобразующую силу утопических идеалов одушевляли всю деятельность Хубера – художника, последовательного в своей приверженности сложному и суровому, радикально диссонантному музыкальному языку, несовместимому с любого рода «красивостями». Декларируя преемственность своей музыки от ренессансной полифонии, Хубер вместе с тем широко пользуется самыми разнообразными приемами из арсенала авангарда, в том числе свободно трактуемой додекафонией, ограниченной (фактурной) алеаторикой, микрополифонией, приемом наложения пластов, движущихся в разных темпах, нетрадиционными способами инструментального звукоизвлечения, микрохроматическими интервалами, в том числе равными 1/3 тона (с конца 1980-х темперация по третьим частям тона становится устойчивым атрибутом его языка). Не избегает также полистилистики, эпизодически включая в ткань своей музыки цитаты из Баха и Моцарта в качестве знаков высших, непреходящих ценностей (характерны эпитафии близким по духу коллегам: вокальная пьеса Горчичное семя памяти и Инкрустации для фп. и 17 инструментов памяти ). С начала 1980-х в системе стиля Хубера утверждаются элементы, заимствованные из латиноамериканской, арабской, дальневосточных культур. Литературную основу для своих произведений он черпал в Библии, Коране, писаниях мистиков и богословов, творчестве поэтов разных эпох, политических манифестах и памфлетах. Начиная с 1989 особое значение для него имели проза, поэзия и биография Осипа Мандельштама; эта линия его творчества обобщена в опере Чернозем.

Муз. театр: Йот, или Когда Господь вернется (Jot, oder wann kommt der Herr zurück), диалектическая опера, текст К. Марти и Д. Ричля по Ф. Оксману (1973, Западный Берлин); В раю, или Старик с горы (Im Paradies, oder Der Alte vom Berge), 5 схематических оперных актов, текст А. Жарри в нем. пер. (1975, Базель); Чернозем (Schwarzerde), сценич. произв. в 9 эпизодах, либр. М. Шиндхельма и Х. по О. Мандельштаму, на рус., нем. и арм. яз. (2001, там же).

Орк. муз.: Инвенции и хорал (Inventionen und Choral, 1957); Litania instrumentalis (1957); Терцовый этюд (Terzen-Studie, по финалу Скрипичного концерта И. Брамса, 1958); Cantio-Moteti-Interventiones, стр. (1963); «Камерная музыка» Дж. Джойса (James Joyce Chamber Music), арфа, влт., кам. орк. (1967); Потемки (Tenebrae, 1967); Времена (Tempora), скр. и орк. (1970); Оборот (Turnus, 1974); …без границ и очертаний… (…ohne Grenze und Rand…), альт и кам. орк. (1977); Протуберанцы (Protuberanzen), 3 пьесы, могут исполняться подряд или одновременно (1986); Антракт (Zwischenspiel, 1986, вошел в вок. произв. Spes contra spem, 1989); Плач о конце двадцатого века (Lamentationes de fine vicesimi saeculi), с суфийским певцом ad lib. (1994).

Хор. муз.: Quem terra, 2 гол., хор и 6 инстр., сл. Венанция Фортуната (1955); Немецкий Te Deum (Das Te Deum laudamus deutsch), 3 гол. и хор a cappella (1956); Псалом 131, a cappella (1956); Антифонная кантата (Antiphonische Kantate), 2 хора и орк., сл. Пс. 136 (1956, 2/1957); Монологи св. Аврелия Августина (Soliloquia Sancti Aurelii Augustini), оратория для 5 певцов-солистов, 2 хоров и оркестра, сл. бл. Августина (1959—64); Музыка к богослужению в честь Иоанна Крестителя (Musik zu einem Johannes-der-Täufer-Gottesdienst), хор, орг., орк. ad lib. (1965); Маленькая немецкая месса (Kleine deutsche Messe), хор, орг., инстр. ad lib. (1969); …внутри заполненной фигуры… (…inwendig voller figur…), чтец, хор, орк., магн., сл. из Откр. и А. Дюрера (1971); Иов, гл. 19 (Hiob XIX), хор и 9 инстр. (1971); Видение (Traumgesicht), муж. хор, сл. из Откр. (1971); Умален–порабощен–покинут–презрен… (Erniedrigtgeknechtetverlassenverachtet…), оратория для солистов, 2 хоров, нескольких оркестровых групп и магн., сл. Э. Карденаля, Ф. Кноблоха, К.М. де Хесус, Дж. Джексона и из Ис. (1975–1982); Канон на начало года (Kanon zum Jahresbeginn), a cappella (1977); Блаженны нищие-2 (Beati pauperes II), 7 гол. и орк., сл. Карденаля и из Нагорной проповеди, исполняется одновременно с произв. Лассо (1979); Солнце праведности (Sonne der Gerechtigkeit), чтецы, бар., 2 хора, орг., медн. дух. и уд., текст из Иер. (1979); Узел, который ты так связываешь (Ñudo que ansí juntáis), кам. хор a cappella, сл. св. Терезы Авильской и П. Неруды (1984); Песни вращающегося круга (Cantiones de Circulo Gyrante), чтец, сопр., к.-а., бар., кб., хор, 10 инстр., уд. (3 исполн.), сл. Г. Бёлля и св. Хильдегарды Бингенской (1985); Вспаханное время (Die umgepflügte Zeit), чтец, м.-сопр., тен., хор, виоль д’амур, орк., сл. О. Мандельштама (1990); Маленький реквием для Генриха Бёлля (Kleines Requiem für Heinrich Böll), бар. и хор, сл. св. Хильдегарды Бингенской (1991); Ибо воззвал я к Тебе: помилуй (Quia clamavi ad te: miserere), 6 гол., сл. из Иер. и Х. (1993); Молитва на молитву (A Prayer on a Prayer), жен. хор и инстр. анс. (1996); Поворот – быть в свете (Umkehr im Licht sein), диптих, м.-сопр., хор, мал. орк., сл. О. Мандельштама, М. Фриша, Э. Канетти и М. Бубера (1997); Быть на миру – быть в свете / Свет – Невозможно дышать (Auf der Welt sein Im Licht sein / Svjet Man kann nicht atmen), хор, 6 гол., литавры, уд. (3 исполн.), сл. М. Фриша и О. Мандельштама (2000); Да, я лежу в земле (Ja, ich liege in der Erde), 6 гол. и хор, сл. Мандельштама (2001).

Др. вок. муз.: Вечерняя кантата (Abendkantate), бас и 5 инстр. (1952); Маленькая кантата на крестины Кристофа (Kleine Taufkantate für Christoph), сопр., фл., альт, сл. из Библии (1952); Вечер – моя книга (Der Abend ist mein Buch), к.-а. и фп., сл. Р.М. Рильке (1955); Песенка (Das kleine Lied), дважды по 7 дуэтов для к.-а. и альта, сл. Р. фон Шпарр (1955); 6 маленьких вокализов, к.-а., скр., влч. (1955); 3 песни для баса с фп., со средневерхненемецкого (1956); Проповедь Мехтильды (Oratio Mechtildis), к.-а. и кам. орк., сл. св. Мехтильды Магдебургской (1957); Обращение ангела к душе (Des Engels Anredung an die Seele), кам. кантата, тен. и 4 инстр., сл. И.Г. Альбини (1957); На спокойную ночь (Auf die ruhige Nacht-Zeit), сопр. и 3 инстр., сл. К.Р. фон Грайфенберг (1958); Аскеза (Askese), чтец, фл. и магн., сл. Г. Грасса (1966); Эпитафия (Grabschrift), бар. и 7 инстр., сл. Н. Закс (1967); Псалом Христов (Psalm of Christ), бар. и 8 инстр., текст Пс. 22 (1967); Человек (Der Mensch), бас и фп., сл. Ф. Гёльдерлина (1968); …расправленный… (…ausgespannt…), бар., чтец, орг., 5 инстр. групп, магн., сл. из Библии и др. (1972); Горчичное семя (Senfkorn), дискант и 5 инстр., сл. Э. Карденаля и из Библии, памяти Даллапикколы (1975, включено в ораторию Умален–порабощен–покинут–презрен…); Дыхание безвременья-4 (Ein Hauch von Unzeit IV), сопр. и акрд. ad lib., сл. Г.В.Ф. Гегеля и М. Бензе (1976); Фрагменты из «Весны» (Fragmente aus Frühling’), м.-сопр., альт и фп., сл. Б. Шульца, памяти Б. Шульца и К. Шимановского (1987); Надежда против надежды (Spes contra spem), контрпарадигма против Заката богов, 5 чтецов, 5 гол., орк., магн., сл. Р. Люксембург, Э. Канетти, Г. Гервега, Б. Брехта, Р. Вагнера и др. (1989); Земля людей (La terre des hommes), м.-сопр., к.-тен., чтец, 17 инстр., сл. С. Вейль и О. Мандельштама (1989); Жалоба – Вспаханное время-2 (Plainte Die umgepflügte Zeit II), м.-сопр., тен., виоль д’амур, 13 инстр., сл. О. Мандельштама (1990); Agnus Dei с воспоминанием (Agnus Dei cum recordatione) в честь Окегема, 5 муж. гол., лютня и 2 виолы, текст Agnus Dei и сл. Й. Нойвирта (1990); …Покойся с миром… (…Ruhe sanft…), гол. (магн.) и 4 влч., памяти Дж. Кейджа (1992); Земля вращается на рогах быка (Die Erde bewegt sich auf den Hörnern eines Ochsen), суфийский певец, 3 арабских инструменталиста, скр., гит., магн., сл. М. Дулатабади и из Корана (1993); Духовные и светские ламентации на респонсории Джезуальдо (Lamentationes sacrae et profanae ad responsoria Iesualdi), 6 гол., теорбо или гит., бассетгорн или бас-клар., сл. из Библии, Х., Карденаля и Дулатабади (1993, 2/1997); Metanoia, 2 дет. гол., трбн., орг., уд. (1995); Мой цветок, цветок моей души (Flor mía, flor de mi alma), 2 группы стр., 2 ударника и 2 дет. гол. ad lib., и Песня (Canción), м.-сопр., гит. и стр. квинтет, сл. П. Неруды (2000, могут исполняться вместе и по отдельности); Душа должна сойти с мула… (Die Seele muss vom Reittier steigen…), влч., бар., к.-тен. и 2 орк. группы, сл. М. Дарвиша (2002); (…к душе идти на своих шелковых ногах… (…à l’âme de marcher sur ses pieds de soie…), ред. предыд. произв., влч., бар., к.-тен. и 9 инстр., сл. его же (2004, есть тж. ред. с 3 инстр.); Голос из Герники… (A Voice from Guernica…), бар. и мандола, сл. А. Дорфмана (2004); Miserere hominibus, 7 гол. и 7 инстр. (2006); Почему мир? – К разуму сердца (Quod est pax? – Vers la raison du coeur), 5 гол., араб. уд. и орк., сл. О. Паса и Ж. Деррида (2007); Жизнь и смерть – не противоположные миры (Vida y muerte no son mundos contrarios), м.-сопр. или контратенор и виоль д’амур, сл. О. Паса (2007).

Др. инстр. муз.: Церковная соната (Sonata da chiesa), скр. и орг. (1953); Чакона, орг. (1954); Партита, влч. и клав. (1954); Concerto per la camerata, 2 фл., гоб., скр., влч., клав. (1955); Памяти Вилли Буркхарда (In memoriam Willy Burkhard), орг. (1955); 2 пьесы, 7 медн. дух. (1958); 3 пьесы в 2 частях, дух. квинтет (1959); Ночи умопостигаемого света (Noctes intelligibilis lucis), гоб. и клав. (1961); Moteti-Cantiones, стр. квартет (1963); 6 миниатюр, клар., скр., влч. (1963); Качча (La chace), клав. (1963); На Тебя, Бога, уповаю (In te Domine speravi), орг. (1964); Ракоходная песнь (Cantus cancricans), орг. (1965); Строить улей – звать весну (Alveare vernat), фл. и 12 стр. (1965); Спросить флейтиста (To ask the Flutist), фл. (1966); Sabeth, альт. фл., англ. рожок, арфа (1967); Подъем (Ascensus), фл., влч. и фп. (1969); Три маленьких размышления (Drei kleine Meditationen), стр. трио и арфа (1969); Дыхание безвременья-1 (Ein Hauch von Unzeit I), фл. соло или с др. инстр. (1972); Дыхание безвременья-2 (Ein Hauch von Unzeit II), 2–7 исполн. (1972); Дыхание безвременья-5 (Ein Hauch von Unzeit V), гит. (1972); Дыхание безвременья-6 (Ein Hauch von Unzeit VI), акрд. (1972); Дыхание безвременья-7 (Ein Hauch von Unzeit VII), кб. (1972); Дыхание безвременья-8 (Ein Hauch von Unzeit VIII), влч. (1972); Листья тени (Schattenblätter), бас-клар. и фп. (1975, есть тж. ред. для тех же инстр. и влч.); Без листьев (Blätterlos), фп. (1975); Транспозиция до бесконечности (Transpositio ad infinitum), влч. (1976); Золотые птички (Oiseaux dargent), 1–3 фл. (1977); Вспомни о Г… (Erinnere dich an G…), кб. и 18 инстр. (1977); Лазарь-1–2 (Lazarus III), влч. и фп. (1978); Блаженны нищие-1 (Beati pauperes I), фл., альт, фп., уд. (1979); Пою землю, которая скоро родится (Ich singe ein Land, das bald geboren wird), 17 инстр. и магн. (1979); Посмотрите на землю, напоенную кровью (Seht den Boden, blutgetränkt), 14 инстр. (1983); …от времени до времени… (…von Zeit zu Zeit…), стр. квартет (1985); Маленькая пьеса (Petite pièce), 3 бассетгорна (1986); Ярмо поэта (Des Dichters Pflug), стр. трио, памяти О. Мандельштама (1989); Agnus Dei во вспаханном времени (Agnus Dei in umgepflügter Zeit), 8 инстр. (1991); Жалоба – Вспаханное время-1 (Plainte Die umgepflügte Zeit I), виоль д’амур и 13 инстр., памяти О. Мандельштама (1990); …Жалоба… (…Plainte…), виоль д’амур (1990); Жалоба – Лучше бы мое сердце разбилось… (Plainte Lieber spaltet mein Herz…), виоль д’амур, гит., уд., памяти О. Мандельштама (1992); Luminescenza, манд., гит., арфа (1992); Грубые кончики кисточек-1 (Rauhe Pinselspitze I), корейские цитра и дух. инстр. бук (1992); Грубые кончики кисточек-2 (Rauhe Pinselspitze II), влч. и бук (1992); Грубые кончики кисточек-3 (Rauhe Pinselspitze III), влч. (1992); Зимние семена (Winter Seeds), акрд. (1993); Инкрустации (Intarsi), кам. концерт для фп. и 17 инстр. памяти В. Лютославского (1994); Metanoia I, орг. (1995); Черная жалоба (Black Plaint), сё (япон. губной орг.) и уд. (1996); Се человеки (Ecce homines), стр. квинтет (1998); Век нашей тени (L’âge de notre ombre), альт. фл., виоль д’амур, арфа (1998); Тень нашего века (Lombre de notre âge), те же инстр., англ. рожок, клар., скр. и влч. (1999); Блаженны нищие-3 (Beati pauperes III), фп., гит., уд. (4 исполн.) (2000); Жалоба – Вспаханное время-3 (Plainte Die umgepflügte Zeit III), фл. и 13 инстр. (2004); Agnus Dei qui tollis peccata mundi, 8 инстр. (2008); Помяни на Голгофе… (Erinnere dich an Golgatha…), кб., 18 инстр. и живая электроника (2010); Intarsimile, скр. (2010).

Лит. работы: Écrits («Сочинения»). Genève, 1991; Umgepflügte Zeit: Schriften und Gespräche («Вспаханное время: сочинения и речи»). Köln, 1999.