Гласс,

Филип (Glass; р. 31.1.1937, Балтимор). Американский композитор, классик минимализма. Учился в Чикагском университете (1952–1956), нью-йоркской Джульярдской школе (1956–1961), в Аспене у (1960) и в Париже у (1964–1966). Познакомившись в Париже с Рави Шанкаром и его творчеством, Гласс отрекся от всех своих произведений, созданных до 1965 года, приступил к изучению культур Индии и Тибета, принял буддизм. Вскоре, уже по возвращении в Нью-Йорк (1967), он стал сочинять в подчеркнуто механической «репетитивной» манере, ограничивая набор композиционных приемов повторением простых ритмических ячеек, их суммированием и вычитанием отдельных элементов из полученных ритмических фраз. Этот метод организации ритма Гласс возводит к индийскому принципу работы с метроритмическими циклами тала и к новому ощущению времени, запечатленному в драматургии Сэмюэла Беккета (первой «минималистской» работой Гласса стала музыка к пьесе Беккета Play (франц. оригинал – Comédie) для 2 сопрано-саксофонов). Для исполнения своих опусов Гласс сформировал коллектив Philip Glass Ensemble, основу которого составили группы деревянных духовых и клавишных с электронным усилением. До 1970 года участником ансамбля Гласса был другой ведущий «минималист» – (Гласс, в свою очередь, эпизодически выступал с ансамблем Райча). До 1974 ансамбль Гласса избегал обычных концертных залов и концертировал только в галереях современного искусства, клубах и других модных местах, где собиралась богема. Громкая и ритмичная музыка Гласса конца 1960-х и начала 1970-х родственна рок-музыке; Гласс заметно повлиял на творчество некоторых видных рок-музыкантов. Самый масштабный из «минималистских» инструментальных опусов Гласса – 12-частная Музыка в 12 партиях, превосходящая его написанные ранее партитуры как по числу партий (и, соответственно, по плотности и насыщенности вертикали), так и по продолжительности звучания (до 4 часов); в последней части Гласс отходит от минимализма, поскольку использует 12-тоновую тему и разворачивает относительно сложное аккордовое последование. С середины 1970-х Гласс много сочиняет для театра. Мировую славу ему принесла пятичасовая опера Эйнштейн на пляже (1976), созданная в соавторстве с драматургом, режиссером и сценографом Робертом Уилсоном – приверженцем грандиозных мультимедийных форм, эпических концепций и многозначительной символики, заменяющей связный сюжет. Эйнштейн.., Сатьяграха (о Махатме Ганди) и Эхнатон составили оперную трилогию Гласса о людях, «изменивших мир, в котором они жили, силой своих идей». Если в Эйнштейне… Гласс все еще почти не выходит за рамки минимализма, то в двух других частях трилогии он до некоторой степени соблюдает верность традициям оперного жанра; особенно показателен гимн Солнцу из Эхнатона, выполненный в форме барочной арии da capo. В большинстве позднейших произведений Гласса для театра также разрабатываются идеи, имеющие отношение к ненасильственному преобразованию мира и к жизни людей, открывших новые горизонты перед человечеством, а также к экологии, экзистенциальной философии, восточным мистическим учениям и объединению человечества на основе вечных ценностей. Ряд театральных работ Гласса основан на выдающихся произведениях мировой литературы, а также кинематографа (трилогия по киносценариям Жана Кокто). Свой интерес к темам высокого социального, мировоззренческого, гуманистического звучания и к биографиям крупных, необычных личностей Гласс подтверждает и в ряде партитур концертных жанров, в том числе в «экуменических» 5-й симфонии и Орионе и в Страстях Рамакришны (индуистского праведника XIX века) для хора и оркестра. Воплощая общезначимое содержание, Гласс оперирует простыми, рассчитанными на легкое восприятие средствами, сохраняя верность мажорно-минорной диатонике, гомофонной фактуре и остинатной ритмике и при случае не пренебрегая легким «неоромантическим» китчем; бедность музыкального материала до известной степени компенсируется эффектами, достигнутыми благодаря применению высоких технологий. Гласс востребован как автор музыки к документальным и игровым фильмам самых разнообразных жанров. Значительная часть его кинопартитур исполняется и в качестве «чистой» музыки – так, музыкальное сопровождение к трилогии бессюжетных фильмов Коянискаци, Поуакаци и Накойкаци входит в гастрольный репертуар Philip Glass Ensemble, а музыка к биографическому фильму Мисима и к фильму 1931 года Дракула – в репертуар популярного во всем мире струнного Кронос-квартета. Гласс сотрудничает с рок- и поп-музыкантами (на слова четырех поп-певцов сочинил вокальный цикл Песни жидких дней, а на основе двух альбомов Дэвида Боуи и Брайена Ино – 1-ю и 4-ю симфонии для большого оркестра), а также с артистами, представляющими неевропейские цивилизации. Пишет музыку для официальных торжеств (в том числе для Олимпийских игр 1984, 1996 и 2004).

Муз. театр с пением: Эйнштейн на пляже (Einstein on the Beach), опера в 4 актах, в соавт. с Р. Уилсоном, тексты К. Наулза, Л. Чайлдс и Ч.М. Джонсона (1976, Авиньон); Мадригальная опера (A Madrigal Opera), 4 гол. и скр. или альт, без сюжета (1980, Амстердам, под назв. Attaca, 1980); Сатьяграха (Satyagraha), опера в 3 актах, либр. Г. и К. Де Джонг по Бхагавадгите (1980, Роттердам); Фотограф (The Photographer), муз. театр в 3 актах, либр. Г. и Р. Маласха (Амстердам, 1982); Эхнатон (Akhnaten), опера в 3 актах, либр. Г. с соавт. (1984, Штутгарт); ГРАЖДАНские войнЫ (римская часть) (the CIVIL warS. Rome Section), опера в 3 сценах с прологом, либр. Р. Уилсона (1984, Рим, затем Лос-Анджелес); Можжевеловое дерево (The Juniper Tree), кам. опера в 2 актах с прологом, в соавт. с Р. Мораном (Moran), либр. А. Йоринкса по братьям Гримм (1985, Кембридж, Массачусетс); Создание Представителя для Планеты 8 (The Making of the Representative for Planet 8), опера в 3 актах, либр. Д. Лессинг (1988, Хьюстон); Падение дома Эшеров (The Fall of the House of Usher), одноакт. кам. опера, либр. А. Йоринкса по Э. По (1988, Кембридж, Массачусетс); 1000 аэропланов на крыше (1000 Airplanes on the Roof), одноакт. муз. театр, текст Д. Хуанга (1988, Вена); Водородная вертушка (Hydrogen Jukebox), муз. театр в 2 актах, тексты А. Гинсберга (1990, Филадельфия, затем Чарлстон); Белый ворон (The White Raven), опера в 5 актах, либр. Л. Кошта Гомеш (1991, пост. 1998, Лиссабон); Путешествие (The Voyage), опера в 3 актах, либр. Д. Хуанга (1992, Нью-Йорк); Орфей (Orphée), кам. опера в 2 актах по киносценарию Кокто (1993, Кембридж, Массачусетс); Красавица и чудовище (La belle et la bête), опера по киносценарию Ж. Кокто (1994, Джибеллина); Несносные дети (Les enfants terribles), танц. опера в 27 сценах по киносценарию Ж. Кокто (1996, Цуг); Браки между зонами 3, 4 и 5 (The Marriages between Zones Three, Four and Five), опера в 2 актах, либр. Д. Лессинг (1997, Хайдельберг); Чудовища милосердия (Monsters of Grace), цифровая опера в 3 измерениях, в соавт. с Р. Уилсоном, по Джалаледдину Руми, XIII в. (1998, Лос-Анджелес); В исправительной колонии (In the Penal Colony), кам. опера, либр. Р. Вурлитцера по Ф. Кафке (2000, Сиэтл); Галилео Галилей (Galileo Galilei), опера в 10 сценах, либр. М. Циммерман (2002, Чикаго); Звук голоса (The Sound of a Voice), кам. опера, либр. Д. Хуанга (2003, Кембридж, Массачусетс); В ожидании варваров (Waiting for the Barbarians), опера в 2 актах, либр. К. Хэмптона по Дж. Кутзее (2005, Эрфурт); Кеплер (Kepler), опера в 2 актах, либр. М. Винкель (2009, Линц); Совершенный американец (The Perfect American), опера в 2 актах, либр. П.-С. Юнга (Jungk) (2013, Мадрид); Потерянный (The Lost), опера в 3 актах, либр. Р. Менникена по П. Хандке (2013, Линц), Процесс (The Trial), кам. опера в 2 актах, либр. К. Хэмптона по Ф. Кафке (2014, Лондон).

Др. произв. для театра: Музыка для ансамбля и двух актрис (Music for Ensemble and Two Actresses), дух. секстет и 2 чтицы (1965, Париж); Танец (Dance), мультимедийный спект. (1979, Амстердам); Низвержение в Мальстрём (A Descent into the Maelstrom), балет по Э. По (1985, Аделаида); Венецианские ведьмы (Witches of Venice), балет (1995, Милан); Человек-слон (The Elephant Man), муз. к бродвейскому мюзиклу (2002); балеты на осн. разл. произв.; инсталляции.

Муз. к спект., в том числе по пьесам С. Беккета Play (1965), Потерянные (The Lost Ones, 1975), Компания (Company, 1983) и Эндшпиль (Endgame, 1984); по пьесе Ж. Жене Ширмы (The Screens, в соавт. с Ф.М. Сусо, 1990); по пьесам Шекспира Цимбелин (Cymbeline, 1991) и Генрих IV (Henry IV, 1992); по драме Г. Бюхнера Войцек (Woyzeck, 1993); по пьесе Дж. Боулз В летнем доме (In the Summer House, 1993).

Муз. к фильмам, в том числе Северная звезда (North Star) Ф. де Мениля и Б. Роуз (1977), Коянискаци (Koyaanisqatsi) Г. Реджо (1982), Мисима (Mishima) П. Шрадера (1984), Поуакаци (Powaqatsi) Г. Реджо (1987), Тонкая синяя линия (The Thin Blue Line) Э. Морриса (1988), Краткая история времени (A Brief History of Time) его же (1991), Душа мира (Anima mundi) Г. Реджо (1992), Конфетник (Candyman) Б. Роуз (1992), Секретный агент (The Secret Agent) К. Хэмптона (1995), Конфетник-2 (Candyman-2) Б. Кондона (1995), Кундун (Kundun) М. Скорсезе (1997), Шоу Трумена (The Truman Show) П. Уэйра (1998), Дракула (Dracula) Т. Браунинга (1999), Накойкаци (Naqoyqatsi) Г. Реджо (2002), Часы (The Hours) С. Далдри (2002), Туман войны (The Fog of War) Э. Морриса (2003), Забирая жизни (Taking Lives) Д. Дж. Карузо (2004), Внутренняя жизнь Мартина Фроста (The Inner Live of Martin Frost) П. Остера (2006).

Орк. муз.: Пьеса для кам. орк. (1965); Arioso No. 2, стр. орк. (1967); Музыка в сходном движении (Music in Similar Motion, 1981, орк. ред. произв. 1969); Фасады (Façades, 1981); В верхней комнате (In the Upper Room, 1986); Свет (The Light, 1987); 1-й концерт для скр. с орк. (1987); Каньон (The Canyon, 1988); Переход (Passages, в соавт. с Шанкаром, 1990); Concerto grosso (1992); 1-я симфония Low (1992, на осн. одноим. альбома Боуи и Ино, 1977); 2-я симфония (1994); 3-я симфония (1995); Концерт для 4 сакс. с орк. (1995); Echorus, 2 скр. и стр. орк. (1995); 4-я симфония Heroes (1996, на осн. одноим. альбома Боуи и Ино, 1977); Дни и ночи в Росинье (Days and Nights in Rocinha, 1997); Концертная фантазия для 2 литавристов и орк. (2000); Тирольский концерт (Tirol Concerto), фп. с орк. (2000); Dancissimo (2001); Концерт для влч. с орк. (2001); Концерт для клав. с орк. (2002); 2-й концерт для фп. с орк. по Льюису и Кларку (after Lewis and Clark, 2004); 8-я симфония (2005); 2-й концерт для скр. с орк. Американские времена года (American Four Seasons, 2009); Концерт для скр. и влч. с орк. (2010); 9-я симфония (2011); 10-я симфония (2012); Концерт для 2 фп. с орк. (2015); 3-й концерт для фп. со стр. орк. (2017); 11-я симфония (2017); 12-я симфония (2019, по Боуи); обр. собств. произв., в т.ч. адаптации отрывков из опер и муз. к фильмам и спект.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): 1-й стр. квартет (1966); Head On, фп. трио (1967); In Again and Out Again, 2 фп. (1967); Музыка в форме квадрата (Music in the Shape of a Square), 2 фл. (1967); Strung Out, скр. с электр. усилением (1967); How Now, фп. или анс. (1968); Gradus, сакс. (1968); Музыка в противодвижении (Music in Contrary Motion), анс. (1969); Две страницы (Two Pages), 4 электр. клавиатуры (1969); Музыка в квинтах (Music in Fifths), анс. или фп. (1969); Музыка в сходном движении (Music in Similar Motion), анс. (1969); Музыка в восьми партиях (Music in Eight Parts), анс. (1969); Музыка с меняющимися партиями (Music with Changing Parts), анс. (1970); Музыка в 12 партиях (Music in Twelve Parts), анс. (1971–1974); Две страницы (Two Pages), фп. и анс. (1974, ред. произв. 1969); Другой взгляд на гармонию, части 1 и 2 (Another Look at Harmony, I and II), анс. (1975); Другой взгляд на гармонию, часть 3 (Another Look at Harmony, III), клар. и фп. (1975); Современный вальс любви (Modern Love Waltz), фп. или анс. (1977); Четвертая серия, часть 2 (Fourth Series, II), орг. (1978); Четвертая серия, часть 3 (Fourth Series, III), клар. и скр. (1979); Четвертая серия, часть 4, Безумная спешка (Fourth Series, IV, Mad Rush), орг. или фп. (1979); Glassworks, 5 пьес, анс. (1981); 2-й стр. квартет Компания (Company, 1983, на осн. муз. к спект.); каденция к Концерту для фп. с орк. K 467 C-dur Моцарта (1987); 3-й стр. квартет Мисима (Mishima, 1985, на осн. муз. к фильму); Metamorphosis, фп. (1988); Arabesque, фл. (1988); Wichita Sutra Vortex, фп. (1988); 4-й стр. квартет Бучак (Buczak, 1989); 5-й стр. квартет (1991); Любовь, разделенная между (Love Divided By), фл. и фп. (1992); Tesra, фп. (1993); Этюды для фп., тетрадь 1 (1994); Мелодии (Melodies), сакс. (1995); Квартет для 4 сакс. (1995); Голоса (Voices), орг., 2 диджериду и чтец (2000); Ловец ветра (The Windcatcher), 6 сакс. (2002); Музыкальный портрет Чака Клоуза (A Musical Portrait of Chuck Close), 2 пьесы, фп. (2005); Соната для скр. и фп. (2008); 4 части для 2 фп. (Four Movements for Two Pianos, 2009); Маятник (Pendulum), скр. и фп. (2010); Этюды для фп., тетрадь 2 (2012); 2 части для 4 фп. (Two Movements for Four Pianos, 2013); 6-й стр. квартет (2013); 7-й стр. квартет (2014); 8-й стр. квартет (2018); Благовещение (Annunciation), фп. и стр. квартет (2018); Соната для фп. (2019); Perpetulum, квартет ударных (2019); произв. на осн. отрывков из опер и муз. к фильмам и спект.

Вок. муз. (осн. произв.): Другой взгляд на гармонию, часть 4 (Another Look at Harmony, IV), хор и орг. (1977); Четвертая серия, часть 1 (Fourth Series, I), хор и орк. (1977); Hebeve Song, сопр., клар. и фаг. (1983); The Olympian – Lighting of the Torch and Closing, муз. к Олимпийским играм, хор и орк. (1984); 3 песни для хора a cappella, сл. О. Паса, Р. Левека и Л. Когена (1984); Песни из жидких дней (Songs from Liquid Days), гол. и инстр. анс., сл. П. Саймона, Л. Андерсон, С. Веги и Д. Бёрна (1986); Итайпу (Itaipu), симф. портрет, хор и орк., сл. из мифов гуарани (1989); Песни Миларепы (Songs of Milarepa), бар. и кам. орк. (1997); Planctus, гол. с фп. (1997); Псалом 126, хор и орк. (1998); 5-я симфония Requiem, Bardo, Nirmanakaya, 5 гол., смеш. и дет. хоры, орк., мифологические и религиозные тексты из разл. источников (1999); 6-я симфония Плутоническая ода (Plutonian Ode), сопр. и орк., сл. А. Гинсберга (2001); Орион (Orion), 2 жен. гол., ситар, пипа, диджериду, кора, скр., 3 дух., 2 уд., 3 фп. (2004); 7-я симфония Тольтекская (A Toltec Symphony), хор и орк. (2005); Страсти Рамакришны (The Passion of Ramakrishna), хор и орк. (2006); адаптации отрывков из опер; произв. на осн. муз. к фильмам и спект.

Др. произв.: 1+1 (One Plus One) для выстукивания на столе с микрофонами (1967).