Глиэр,

Рейнгольд Морицевич (11.1.1875, Киев – 23.6.1956, Москва). Русский и советский композитор. Учился в Московской консерватории, в том числе у Антона Аренского, Сергея Танеева и Михаила Ипполитова-Иванова. С 1900 года преподавал в Москве, в 1902–1903 давал частные уроки и , в 1913 стал профессором, а с 1914 – директором Киевской консерватории, в 1920–1941 был профессором композиции Московской консерватории (среди учеников – ). Вершина творчества Глиэра – четырехчастная программная эпическая симфония Илья Муромец (завершена в 1911). По продолжительности (ок. 80 минут) она превосходит любую из более ранних русских симфоний, но чувство формы и умелое обращение с мотивным материалом позволяют Глиэру от начала до конца поддерживать достаточно высокий тонус музыкального повествования. Особенно примечательна 2-я часть симфонии, рисующая царство Соловья-Разбойника; в этом живописном звуковом полотне Глиэр демонстрирует редкую для русской музыки начала XX века импрессионистскую изысканность и красочность оркестровки. Еще одно крупное достоинство Ильи Муромца – отсутствие помпезной концовки: поскольку былинный богатырь, потерпев поражение от «силы нездешней», превращается в камень, симфония Глиэра завершается на сдержанной суровой ноте. Творчество Глиэра советского периода редко выходит за рамки добротного академизма. В СССР широко ставились его балеты Красный мак и Медный всадник, включающий Гимн великому городу (Санкт-Петербургу); определенную известность (в том числе за рубежом) снискали его мелодичные концерты для голоса (колоратурного сопрано), для арфы и для валторны с оркестром, а также ранний Романс для скрипки и фп. Особая сфера деятельности Глиэра – сочинение опер и симфонических произведений на ориентальном сюжетном и мелодическом материале; его оперы Шахсенем, Гюльсара и Лейли и Меджнун заложили основу музыкальной культуры европейского типа в Азербайджане и Средней Азии.

В 1938–1948 Глиэр как авторитетный старейшина советских композиторов номинально возглавлял Организационный комитет Союза композиторов СССР, ответственный за организацию 1-го всесоюзного композиторского съезда.

Осн. произв. для театра: Шахсенем, опера в 3 актах, либр. М. Гальперина по турецкой сказке Лермонтова Ашик-Кериб (1923, пост. 1927, Баку, 2/1934, там же); Красный мак, балет в 3 актах, либр. М. Курилко (1927, Москва; с 1957 – Красный цветок); Гюльсара, драма с муз., либр. Т. Джалилова и Т. Садыкова по пьесе К. Яшена и М. Мухамедова (1937, Ташкент, 2 (в виде оперы)/1949, там же); Лейли и Меджнун, опера по одноим. поэме Алишера Навои (1940, Ташкент); Медный всадник, балет в 4 актах, либр. П. Аболимова по А.С. Пушкину (1949, Ленинград).

Осн. произв. для орк.: 1-я симфония Es-dur (1900); 2-я симфония c-moll (1907–1908); Сирены, симф. поэма (1908); 3-я симфония Илья Муромец (1909–1911); Запорожцы, симф. картина (1921); Концерт для арфы с орк. (1938); Завещание, симф. поэма по Т. Шевченко (1938); Ферганский праздник, сюита (1940); Дружба народов, увертюра (1941); Концерт для голоса (сопр.) с орк., без слов (1943); Победа, увертюра (1945); Концерт для влч. с орк. (1946); Концерт для влт. с орк. (1950); Концерт для скр. с орк. (1956, неоконч., завершен Б. Лятошинским).

Осн. кам.-инстр. произв.: 1-й стр. секстет (1900); 1-й стр. квартет (1900); Стр. октет (1900); 2-й стр. секстет (1902); Романс для скр. и фп. (1902); Баллада для влч. и фп. (1902); 2-й стр. квартет (1905); 3-й стр. квартет (1928); 4-й стр. квартет (1946).

Пьесы для фп., романсы.