Гершвин,

(точнее Гершуин) Джордж, собств. Джейкоб Гершовиц (Gershwin; Gershovitz; 26.9.1898, Бруклин – 11.7.1937, Голливуд). Американский композитор. Родился в семье выходцев из России. Играл на фп. с 12 лет, но систематического музыкального образования не получил (уже будучи знаменитостью, эпизодически брал уроки гармонии и композиции у известных педагогов Рубина Голдмарка, Иосифа (Джозефа) Шиллингера и др.). В 1914–1917 работал рекламным агентом на так наз. Аллее жестяных сковородок (Tin Pan Alley – популярное название нью-йоркского квартала музыкальных издательств): пел и играл только что выпущенные песни для потенциальных будущих исполнителей. Приобретя определенный практический опыт, начал сочинять песни в стиле ведущих композиторов Tin Pan Alley Джерома Керна и Ирвинга Берлина. Его первые публикации появились в 1916 году. С 1917 года песни Гершвина стали включаться в программы бродвейских шоу, а в мае 1919-го на Бродвее с большим успехом прошла премьера его первого мюзикла La La Lucille. Уже в своих ранних песнях Гершвин часто обнаруживает несомненную гармоническую изобретательность и, что особенно существенно, ритмическую гибкость и «драйв», свидетельствующие о свободном владении характерной афроамериканской манерой синкопировать; столь же легко Гершвин освоил и афроамериканский мелодический стиль с так наз. блюзовыми нотами. В ноябре 1923 обратил на себя внимание серьезных нью-йоркских музыкантов и критиков, приняв участие в концерте известной канадской певицы Эвы Готье: аккомпанировал ей в программе, включавшей музыку разных эпох и стран, от Пёрселла до , , , Керна, Берлина и самого Гершвина. Присутствовавший на концерте руководитель известнейшего «белого» джаз-бэнда Пол Уайтмен заказал Гершвину произведение для своего ансамбля с солирующим фп. Созданная в результате Рапсодия в стиле блюз принесла Гершвину славу первого композитора, сумевшего на основе элементов джаза, блюза и развлекательной музыки Tin Pan Alley создать виртуозный концертный опус серьезного европейского жанра, по характеру фортепианного письма напоминающий Листа и . Успех Рапсодии… побудил Гершвина сосредоточиться на «серьезной» композиции; его главными достижениями в этой области стали Концерт для фп. с оркестром F-dur и симфоническая поэма Американец в Париже (последняя навеяна впечатлениями от поездки в Париж, где Гершвин был принят как мировая знаменитость и общался с , , , и др.). Обе партитуры родственны Рапсодии… по музыкальному языку, но заметно превосходят ее с точки зрения мастерства организации внутренне связной формы; к тому же Гершвин оркестровал их сам (в Рапсодии… он воспользовался услугами штатного аранжировщика уайтменовского оркестра). Одновременно Гершвин продолжал работать для музыкального театра и на рубеже 1920–1930-х создал некоторые из своих самых удачных мюзиклов. В 1934–1935 написал свое главное произведение – «американскую народную оперу» Порги и Бесс, музыка которой основана на афроамериканских интонациях и ритмах (впрочем, прямых цитат в ней нет). Согласно честолюбивому замыслу автора, его опера должна была сочетать «драматизм и романтичность Кармен с красотой Майстерзингеров». Было бы преувеличением утверждать, что ему это удалось; вместе с тем Гершвин достаточно искусно адаптировал опыт Бизе и Вагнера. Как и Бизе, он сумел воссоздать своей музыкой экзотическую атмосферу места действия; подобно Кармен, опера Гершвина богата живыми, легко запоминающимися мелодиями, которые доныне живут самостоятельной жизнью в разнообразных аранжировках. Влияние Вагнера ощутимо в относительно «прогрессивной» музыкальной структуре оперы, где действует система лейтмотивов и тематических связей между различными сценами, встречаются сложные, развернутые ансамбли, вместо разговорных диалогов используются речитативы с оркестровым сопровождением, заметную роль играет полифония (фугато в эпизоде драки из 1-го акта прямо ассоциируется с фугой в конце 2-го акта Майстерзингеров). Успех первой бродвейской постановки Порги и Бесс, выдержавшей 124 представления, был умеренным; влиятельные критики и музыканты сошлись во мнении, что произведение Гершвина – не слишком удачный гибрид серьезной оперы и мюзикла (в свое время Кармен удостоилась сходной оценки). Тем не менее Гершвин продолжал оставаться модным композитором развлекательной музыки, выступал как пианист и дирижер, исполняя собственные композиции. В 1936 году он переехал в Голливуд, где успел подружиться с , который высоко ценил его талант, и сочинить песни для нескольких фильмов. Скончался от скоротечной опухоли мозга.

Его брат Айра Гершвин (1896–1983) – литератор, автор текстов к большинству его песен, особенно написанных после 1924 года.

Опера Порги и Бесс (Porgy and Bess), в 3 актах, либр. А. Гершвина и Д. Хейуорда (1935, Бостон), включает Summertime, I got plenty onuttin’, It aint necessarily so, Bess you is my woman, I loves you, Porgy.

Мюзиклы и оперетты: всего ок. 20, в т.ч. La La Lucille (1919); Lady, Be Good! (1924), включает Fascinating Rhythm и Oh, lady, be good!; Oh, Kay! (1926), включает Do-Do-Do и Someone to Watch Over Me; Strike up the Band (1927, 2/1930); Funny Face (1927), включает ’S wonderful; Girl Crazy (1930), включает Embraceable you и I got rhythm; Of Thee I Sing (1931); муз. к 6 фильмам.

Песни (самостоятельные или к различным шоу): всего ок. 40, в том числе Swanee (1920), The Man I Love (1924), How long has this been going on? (1927).

Инстр. муз.: Rialto Ripples, фп. (1917); Колыбельная (Lullaby), стр. квартет (1920); 3 прелюдии для фп. (1923–1926); Рапсодия в стиле блюз (Rhapsody in Blue), фп. и джаз-бэнд, оркестровка Ф. Грофе (1924; его же ред. с симф. орк. 1926); Концерт для фп. с орк. F (1925); Американец в Париже (An American in Paris), симф. поэма (1928); 2-я рапсодия для фп. с орк. (1931); Кубинская увертюра (Cuban Overture), орк. (1932); I got Rhythm, вариации на одноим. песню для фп. с орк. (1934); пьесы для фп., в том числе обр. собств. песен.