Гурецкий,

Хенрык (Миколай) (Górecki; 6.12.1933, Черница – 12.11.2010, Катовице). Польский композитор. Учился в Катовицкой высшей музыкальной школе у Болеслава Шабельского (1955–1960), совершенствовался в Париже, в том числе у Мессиана. Во второй половине 1950-х Гурецкий, подобно другим значительным польским композиторам, чья молодость совпала с первыми фестивалями Варшавская осень, освоил новейшие западные техники композиции и вскоре уверенно занял позицию одного из лидеров молодого польского авангарда наряду с Сероцким, Бердом и Пендерецким. Его оркестровая партитура Scontri, выдержанная в технике, близкой сериализму, яркостью красок и резкостью звучаний выделяется на фоне остальной польской продукции того времени. Написанные 2–3 года спустя пьесы триптиха Genesis столь же радикальны по языку и насыщены контрастами, но более экономны по материалу; здесь Гурецкий выступает адептом сонористики, ставшей на время ведущим течением польской музыки. Тенденция к интенсивности высказывания и экономии материала в условиях резко диссонантного «сонористического» языка нашла свое продолжение в Рефрене и цикле небольших камерно-инструментальных партитур под общим названием Музычка. Тогда же (в 1960-х) в творчестве Гурецкого наметилась линия, непосредственно связанная с традиционной религиозной культурой Польши и с польским фольклором (Три пьесы в старинном стиле, Старопольская музыка). С начала 1970-х (Ad matrem, вторая часть двухчастной 2-й симфонии – Коперниковской) эта линия стала преобладающей. Отныне как небольшие пьесы, так и монументальные композиции Гурецкого строятся преимущественно на основе простого модального материала. Музыка Гурецкого 1970–1990-х с ее повторяющимися благозвучными гармоническими последованиями, лаконичными диатоническими мотивами и четко размеренными ритмами принадлежит к характерным проявлениям так наз. новой простоты. Его самое известное произведение – 3-я симфония (Симфония скорбных песен) для сопрано с оркестром, впервые исполненная в 1977 году, но ставшая всемирно популярной в 1990-х, когда диск с ее записью п/у Дэвида Зинмана (Zinman) стал международным бестселлером. Музыка симфонии, особенно во 2-й и 3-й частях, не чужда сентиментальности (1-я часть, основанная на технике канона, стилистически строже), однако благодаря сдержанному темпераменту и чувству формы Гурецкий удерживается от прямого китча. Иная, «сангвиническая» и юмористическая сторона индивидуальности Гурецкого нашла свое яркое выражение в некоторых более поздних партитурах (Концерт для клавесина или фп. со струнным оркестром, Маленький реквием для некоей польки (имеется в виду танец) для фп. и инструментального ансамбля).

В 1968–1979 Гурецкий преподавал в Катовицкой высшей музыкальной школе (с 1975 был ее ректором).

Для хора (в том числе с солистами) с сопров.: Эпитафия (Epitafium) соч. 12, с фл.-пикк., трубой, уд. и альтом, сл. Ю. Тувима (1958); Ad matrem соч. 29, с сопр. и орк., сл. Г. (1971); 2-я симфония (Коперниковская симфония – Symfonia Kopernikowska) соч. 31, с сопр., бар. и орк., сл. Коперника и тексты Пс. 145, 6, 135 (1972); Beatus vir соч. 38, с бар. и орк., тексты Пс. 142, 30, 37, 66, 33 (1979); Salve, Sidus Polonorum, кантата о св. Войцехе (Адальберте) соч. 72, с орг., 2 фп. и уд. (1997); Хвалебная песнь (Lobgesang) соч. 76, с колокольчиками (2000); Kyrie, с кам. орк. (2005).

Для хора a cappella: Euntes ibant et flebant соч. 32, тексты Пс. 125, 6, 94 (1972); 2 песни соч. 33, сл. Ю. Тувима (1972); Аминь (Amen) соч. 34 (1975); обр. народных песен соч. 39, 45, 46, 49–51, 54, 56 и без № опуса (1979–1986); Miserere соч. 44 (1981); На Ангел Господен бьют колокола (Na Anioł Pański biją dzwony) соч. 57, сл. К.П. Тетмайера (1986); Totus Tuus соч. 60, сл. М. Богуславской (1987); Приди, Дух Святой (Przybądz Duchu Swięty) соч. 61 (1988); Пять курпёвских песен (Pięć pieśni kurpiowskich, 1999, обр. для стр. квартета 2007); Песня катынских семей (Pieśń rodzin katyńskich) соч. 81 (2004).

Для гол. с сопров.: 3 песни соч. 3, гол. и фп., сл. Ю. Словацкого и Ю. Тувима (1956); Ноктюрн (Nokturn) соч. 42а, гол. и фп., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1956); Монологи (Monologhi) соч. 16, сопр. и 3 группы инстр., сл. Г. (1960); Genesis III: Monodramma соч. 19 № 3, сопр., 13 металлофонов и 6 кб. (1963); 2 духовные песни соч. 30, бар. и фп. или орк., сл. М. Скварницкого (1971); 3-я симфония (Симфония скорбных песен – Symfonia pieśni żałosnych) соч. 36, сопр. и орк., сл. Х.В. Блажусяк и анон. (1976); Малагенья (Malagueña) соч. 42б, гол. и фп., сл. Ф. Гарсиа Лорки (1980); Благословенные малиновые песни (Błogosławione pieśni malinowe) соч. 43, гол. и фп., сл. Ц. Норвида (1980); 2 песни соч. 48, гол. и фп., сл. Ю. Словацкого (1983); O Domina Nostra, Медитации о Ясногорской Богородице (Medytacje o Jasnogórskiej Pani Naszej) соч. 55, сопр. и орг., сл. Г. (1985); Доброй ночи (Good Night) соч. 63, сопр., альт. фл., фп., 3 тамтама, сл. Шекспира (1990); Три фрагмента (Trzy fragmenty) соч. 69, гол. и фп., сл. С. Выспяньского (1996); песни без № опуса.

Для орк.: Песни о радости и ритме (Pieśni o radości i rytmie) соч. 7, 2 фп. и кам. орк. (1956, 2/1960); 1-я симфония 1959 соч. 14, уд. и стр. (1959); Встречи (Scontri) соч. 17 (1960); Три пьесы в старинном стиле (Trzy utwory w dawnym stylu), стр. (1963); Choros I соч. 20, стр. (1964); Рефрен (Refren) соч. 21 (1965); Старопольская музыка (Muzyka staropolska) соч. 24, медн. и стр. (1969); Canticum graduum соч. 27 (1969); Три танца (Trzy tańce) соч. 34 (1973); Концерт для клав. (фп.) и стр. соч. 40 (1980); Концерт-кантата для фл. с орк. соч. 65 (1992); Quasi una Fantasia соч. 78, стр., обр. 2-го стр. квартета соч. 64 (2002); 4-я симфония Эпизоды Тансмана (Epizody Tansmana, 2006); фанфары.

Для 2–15 инструменталистов: Токката соч. 2, 2 фп. (1955); Вариации для скр. и фп. соч. 4 (1956); Quartettino соч. 5, 2 фл., гоб., скр. (1956); Сонатина для скр. и фп. соч. 8 (1956); Соната для 2 скр. соч. 10 (1957); Концерт для 5 инстр. и стр. квартета соч. 11 (1957); 5 пьес для 2 фп. соч. 13 (1959); Genesis I: Elementi соч. 19 № 1, стр. трио (1962); Genesis II: Canti strumentali соч. 19 № 2, 15 исполн. (1962); Музычка-1 (Muzyczka I) соч. 22, 2 трубы и гит. (1967); Музычка-2 соч. 23, 4 трубы, 4 трбн., 2 фп., уд. (5 исполн.) (1967); Музычка-3 соч. 25, не менее 3 альтов (1967); Музычка-4, или Концерт для тромбона (Koncert puzonowy) соч. 28, трбн., клар., влч. и фп. (1970); 3 маленькие пьесы для скр. и фп. соч. 37 (1977); Колыбельные и танцы (Kołysanki i tańce) соч. 47, скр. и фп. (1982); Жаворонковая музыка (Lerchenmusik) соч. 53, клар., влч., фп. (1985); Тебе, Энн-Лилл (Dla Ciebie, Anne-Lill) соч. 58, фл. и фп. (1986); Ария «оперная сцена» (Ariascena operowa) соч. 59, туба, фп., тамтам, большой барабан (1987); 1-й стр. квартет Уже смеркается (Już się zmierzcha) соч. 62 (1988); 2-й стр. квартет Quasi una Fantasia соч. 64 (1992); Маленький реквием для некоей польки (Małe requiem dla pewnej polki) соч. 66, фп. и 13 инстр. (1993); 3-й стр. квартет …поют песни (…pieśni śpiewają) соч. 67, по В. Хлебникову (1995–2005); Валентинка (Walentynka) соч. 70, фл. и колокольчик (1996); Маленькая фантазия (Kleine Phantasie) соч. 73, скр. и фп. (1997).

Для инстр. соло: 4 прелюдии соч. 1, фп. (1955); Соната для фп. соч. 6 (1956); 2 пьесы соч. 9, фп. (1956); 8 пьес соч. 52, фп. (1956, 1957, 1961, 1990); Три диаграммы (Trzy diagramy) соч. 15, фл. (1959); Диаграмма-4 (Diagram IV) соч. 18, фл. (1961); Кантата (Kantata) соч. 26, орг. (1968); Мазурки (Mazurki) соч. 41, фп. (1980); Интермеццо, фп. (1990).