Гуйваартс,

Карел (Август) (Goeyvaerts; 8.6.1923, Антверпен – 3.2.1993, там же). Бельгийский композитор. Учился в Антверпенской консерватории (1943–1947), затем (до 1950) в Парижской консерватории у (анализ), (композиция) и Мартено (волны Мартено). В 1951 году на летних курсах в Дармштадте в дуэте со сыграл свой первый зрелый опус – Сонату для 2 фп. Одна из частей этой сонаты выполнена в технике, близкой сериализму: Гуйваартс объединил элементы, заимствованные у (работа с «микросериями» одинакового интервального состава, симметрия, пуантилизм) и (опыт серийной организации иных, помимо высотного, параметров звука). Его следующее произведение, Opus 2 для 13 инструментов (1951), – едва ли не первый в истории европейской музыки образец последовательного применения этой техники. Считается, что первые «сериальные» партитуры Штокхаузена (Перекрестная игра, Контра-пункты), а затем и его ранние электронные композиции, были сочинены под прямым влиянием Гуйваартса, который оказался пионером также и в области электронной музыки. Гуйваартс трактовал электронику как средство, позволяющее максимально точно реализовать принципы многопараметрового сериализма; партитуру своей первой электронной пьесы он написал в 1952 году (ее звуковое воплощение появилось лишь в 1982), две другие пьесы создал в 1953 и 1955 в кёльнской студии под руководством Герберта Аймерта, где тогда же работал и Штокхаузен. Общение Гуйваартса и Штокхаузена в 1951–1956 документировано их перепиской (доступны преимущественно письма Штокхаузена). Со второй половины 1950-х Гуйваартс не играл столь заметной роли на европейской музыкальной сцене: некоторое время он работал менеджером авиакомпании, затем музыкальным продюсером, в 1985 возглавил Международную трибуну композиторов ЮНЕСКО, в 1992 занял должность профессора новой музыки Лёвенского университета. Все это время, с перерывами, продолжал сочинять, практически не возвращаясь к сериализму и пробуя свои силы во всевозможных техниках – от коллективной импровизации до индивидуальной разновидности минимализма или, в терминологии самого Гуйваартса, «развивающейся репетитивной техники». Именно в этой технике выполнены самые известные работы композитора – пять Литаний: № 1 для фп. (1979), № 2 для трех ударников (1980), № 3 для оркестра (1981), № 4 для сопрано и 5 инструментов, со словами Gloria in excelsis Deo (1982), и № 5 для клавесина и магнитофона или для нескольких клавесинов (1982). Заглавие Литании отсылает к архаической ритуальной форме, «репетитивной» по своей исконной природе; фактор «развития» выражается главным образом в том, что при каждом очередном повторении тематическая ячейка слегка меняется, либо обогащаясь новым элементом, либо что-то теряя (по завершении процесса «деконструкции» может вводиться новый тематический «модуль»). Литании Гуйваартса в целом более диссонантны, чем продукция американских минималистов, в них много пауз и нарушений ритмической регулярности, общий тон музыки – не столько «гипнотизирующий», сколько беспокойно-возбужденный. В последней Литании, самой объемистой из всех (ок. 35 минут), порядок разделов, основанных на различных «модулях», определяется исполнителем (род алеаторики).

Материал значительной части опусов Гуйваартса (по большей части инструментальных), созданных начиная с 1983 года, вошел в состав его главного произведения – оперы Водолей (Aquarius) для 8 сопрано, 8 баритонов и оркестра, в 2 актах, 10 сценах продолжительностью ок. 2 часов. Опера (подзаголовок – «апокалиптическая утопия») аллегорически представляет рождение нового человечества и его трудный путь к обретению Небесного Иерусалима. Либретто, авторства самого композитора, основано на последних двух главах Откровения св. Иоанна Богослова. Певцы поют только в ансамбле, слова большей частью неразличимы (текст Откровения исполняется на восьми языках, семантически осмысленные слова и фразы слышны преимущественно в конце), суть действа проясняется через его внешнее оформление (сценографию, пантомиму). В гармоническом языке оперы достаточно отчетливо выражены тональные устои, ритмика в целом проста, местами на грани монотонности. Водолей иногда трактуется как очередной образец взаимовлияния Гуйваартса и Штокхаузена: в замысле театрализованной утопии Гуйваартса усматривается сходство с концепцией «совокупного произведения искусства» Штокхаузена – гепталогии Свет: семь дней недели. Завершенный в апреле 1992 года, Водолей был впервые поставлен уже после смерти автора (декабрь 1993, Антверпен).