Кабалевский,

Дмитрий Борисович (30.12.1904, Санкт-Петербург – 14.2.1987, Москва). Русский советский композитор, педагог. В детстве получил широкое гуманитарное образование, сочинял стихи, занимался живописью и подавал надежды как пианист. В 1918 году семья Кабалевского обосновалась в Москве. Здесь Кабалевский поступил в консерваторию, где занимался у Александра Гольденвейзера (фп.), Георгия Катуара и (композиция). До 1931 года был членом Ассоциации современной музыки, вышел из нее одновременно с Мясковским и . В 1932–1980 преподавал в Московской консерватории композицию (с 1939 – профессор). Занимал видное место в структурах Союза композиторов СССР и Академии педагогических наук СССР, считался одним из ведущих советских специалистов по эстетическому воспитанию детей и юношества, давал показательные уроки музыки в общеобразовательных школах и выступал с публичными лекциями по всему СССР, опубликовал ряд популярных работ о классической музыке; идея Кабалевского о том, что музыка держится на «трех китах» – песне, танце и марше – настойчиво внушалась нескольким поколениям советских школьников. В качестве автора директивных статей по проблемам социалистического реализма, редактора журнала Советская музыка (1940–1946), секретаря правления Союза композиторов и председателя комиссии Союза по работе с молодежью, члена репертуарной комиссии Министерства культуры СССР заметно влиял и на другие аспекты музыкальной жизни страны. Как композитор наиболее интересно проявил себя в 1930-х (симфонии № 1–3, 1-я редакция оперы Кола Брюньон по одноименной повести популярного в СССР Ромена Роллана, сюита Комедианты, музыка к театральным постановкам и кинофильмам). Музыка Кабалевского этого периода, написанная усредненным консервативным языком, но не лишенная мелодического обаяния, по преимуществу жизнерадостная и простая для восприятия, принесла ему определенное признание в мире. Творчество Кабалевского военных и первых послевоенных лет посвящено главным образом патриотической тематике (оперы В огне и Семья Тараса, кантаты, вокально-симфоническая сюита Народные мстители и др.); в 1944–1946 Кабалевский сочинил также цикл 24 прелюдий и 2 сонаты для фп., вошедшие в репертуар Владимира Горовица. После 1948 года писал преимущественно музыку для детей и юношества (выделяются технически нетрудные концерты для скрипки, виолончели, фп. с оркестром, 1948–1952), произведения для театра, песни, романсы и патриотические вокально-оркестровые полотна (главная работа Кабалевского в этой жанровой сфере – Реквием памяти жертв фашизма на слова Р. Рождественского). Сравнительно глубокая и серьезная субъективная нота затрагивается в 4-й симфонии, цикле 10 сонетов Шекспира для голоса с фп., 2-м концерте для виолончели с оркестром и Сонате для виолончели и фп.

Оперы: Кола Брюньон, либр. В. Брагина по Р. Роллану (1938, Ленинград, под назв. Мастер из Кламси, 2/1968, пост. 1970, там же); В огне (Под Москвой), либр. Ц. Солодаря (1943, Москва); Семья Тараса, либр. С. Ценина по Б. Горбатову (1947, 2/1950, Ленинград, 3/1967, Москва); Никита Вершинин, либр. С. Ценина по пьесе Вс. Иванова Бронепоезд 14-69 (1955, Москва); Сестры, либр. С. Богомазова по И. Лаврову (1967, пост. 1969, Пермь).

Оперетта Весна поет, либр. Ц. Солодаря (1957, Москва).

Орк. муз.: 4 концерта для фп. с орк. (1928, 1935, 1952, 1975 Пражский); 4 симфонии (1932, 1934, 1933 «Реквием» памяти Ленина с хором на сл. Н. Асеева, 1956); Комедианты, сюита, мал. орк. (на осн. муз. к спект., 1940); Концерт для скр. с орк. (1948); 2 концерта для влч. с орк. (1949, 1964); Ромео и Джульетта, сюита (на осн. муз. к спект., 1956); Патетическая увертюра (1960); Весна, симф. поэма (1960); Рапсодия для фп. с орк. (1963); Памяти героев Горловки, симф. поэма (1965).

Для хора (в том числе с солистами) и орк.: Поэма борьбы, сл. А. Шарова (1930); Народные мстители, сюита, сл. Е. Долматовского (1942); Ленинцы, кантата, сл. его же (1959); Реквием памяти жертв фашизма, сл. Р. Рождественского (1962); Письмо в ХХХ век, оратория, сл. его же (1972); др. произв., в том числе для дет. хора.

Кам.-инстр. муз.: 2 пьесы для влч. и фп. (1927); 2 стр. квартета (1928, 1945); Импровизация для скр. и фп. (1934); Рондо для скр. и фп. (1961); Соната для влч. и фп. (1962); пьесы для детей.

Для фп.: 3 сонаты (1927, 1945, 1946); 2 сонатины (1930, 1933); 24 прелюдии (1944); 6 прелюдий и фуг (1959); Школа игры на фортепиано, в 2 частях (1963); пьесы для детей.

Для гол. и фп.: 10 сонетов Шекспира (1955); романсы и песни, в том числе для детей.

Муз. к спект. и фильмам, в том числе к кинокомедии А. Ивановского Антон Иванович сердится (1941).

Ст., популярные кн. и сб. бесед о муз.