Жевски,

(Ржевски, Рзевски) Фредерик (Энтони) (Rzewski; 13.4.1938, Уэстфилд, Массачусетс – 26.6.2021, Монтиано, Италия). Американский композитор и пианист. Учился в Гарвардском (1954–1958) и Принстонском (1958–1960) университетах, в том числе у композиторов консервативного толка Рэндалла Томпсона и Уолтера Пистона и у более «прогрессивных» Роджера Сешнса и . Входил в круг друзей . В 1960 году отправился в Италию, где продолжил обучение у и начал выступать как пианист, исполняя современную музыку. В 1962–1964 сотрудничал со ; первым сыграл 2-ю редакцию его виртуознейшей 10-й пьесы для фп. (Klavierstück X). В 1966 году вместе с Элвином Карреном и Ричардом Тейтелбаумом основал в Риме группу живой электроники и коллективной импровизации Musica Elettronica Viva (MEV). В 1971 году переехал в Нью-Йорк, но спустя 5 лет вернулся в Европу; в 1977–2003 работал в Льежской консерватории (с 1983 – профессор композиции). Преподавал и в других учебных заведениях Европы и США. Пройдя через увлечение серийной техникой и отдав дань экстравагантным, мнимо наивным опытам, призванным «встряхнуть» и шокировать аудиторию (характерны Панурговы бараны (Les moutons de Panurge) для любого исполнителя или ансамбля (1969), своеобразно иллюстрирующие известный эпизод из романа Рабле), Жевски стал писать подчеркнуто традиционным языком, часто на основе народных и популярных мелодий. «Демократизм» стиля Жевски прямо связан с его приверженностью идеям социализма. К периоду максимальной политической ангажированности Жевски относится его самое известное произведение – 36 вариаций для фп. на песню чилийского композитора-коммуниста Серхио Ортеги (Ortega, 1938–2003) Когда народ един, он непобедим! (исп. ¡El pueblo unido jamás será vencido!, англ. The People United Will Never Be Defeated!, 1975); помимо песни Ортеги в цикле разрабатываются мотивы песни Cолидарность (Solidarität) и гимна итальянских коммунистов Красное знамя (Bandiera rossa). Этот мастерски выстроенный, изобилующий темповыми, динамическими, фактурными и регистровыми контрастами 50-минутный опус заключает в себе широчайший спектр пианистических красок и приемов, рассчитан на первоклассных виртуозов и, безотносительно к своей идейной подоплеке, обнаруживает преемственные связи с Диабелли-вариациями Бетховена, Симфоническими этюдами Шумана и Вариациями на тему Паганини Брамса. В традициях романтического пианизма выдержаны и другие «политизированные» фортепианные опусы Жевски, в том числе сравнительно часто звучащие Североамериканские баллады (North American Ballads, 4 пьесы, 1979–1980). В 1980-х Жевски, оставаясь социально озабоченным художником, разнообразил свою стилистику – в частности, вновь стал пользоваться элементами додекафонии (Легенда об Антигоне (Antigone-Legend) на слова Бертольта Брехта для голоса с фп., 1982; Маяковский (Mayakovsky) для чтеца, фп. и струнного квартета на текст Приказа № 2 по армии искусств, 1984 и др.). Его самая значительная работа 1980-х – двухчасовая сценическая оратория для 4 солистов и струнного квартета Триумф смерти (The Triumph of Death, 1988) по документальной антифашистской пьесе Петера Вайса Дознание. В творчестве Жевски 1990-х политико-социальные аспекты не столь заметны. В 1995–2003 он сочинял 8-частный «роман» для поющего пианиста Дорога (Road), общей продолжительностью ок. 6 часов; в 2006 –10–56 миниатюрных «наносонат» для фп. Среди записей Жевски-пианиста, помимо его собственных произведений и упомянутой пьесы Штокхаузена, фигурируют произведения Айслера, , , Корнильеса Кардью и др.