Кагель,

(Кахель) Маурисио (Рауль) (Kagel; 24.12.1931, Буэнос-Айрес – 18.9.2008, Кёльн). Аргентинский и немецкий композитор, а также кинорежиссер и драматург. Специального композиторского образования не получил. До 1957 года жил в Буэнос-Айресе, где изучал литературу и философию в университете, работал в кино и в опере (коррепетитором и хормейстером), выступал как дирижер. Затем эмигрировал в ФРГ и поселился в Кёльне, где в 1959 году основал ансамбль современной музыки Kölner Ensemble für neue Musik. В 1960-х регулярно участвовал в работе Дармштадтских летних курсов новой музыки. В 1974–1997 преподавал в Кёльнской ВМШ. Выступал с лекциями в США, Швеции и других странах. Европейский период творчества Кагеля открылся Анаграммой для певцов, хора и инструментального ансамбля, где разнообразные антивокальные звучания выступают в контексте изощренной фактуры, напоминающей музыку . Подобное «абсурдистское» сочетание строго организованной формы и отдельных нарочито неуместных компонентов, подрывающих ее логические основы, стало неотъемлемой чертой искусства Кагеля. Важнейшим побудительным мотивом для него всегда служило стремление к критической «деконструкции» основ западной музыки и музыкальной жизни и, шире, устоев современного западного общества. Свои «деконструктивистские» идеи он реализовал прежде всего в театре. Для творчества Кагеля 1960–1970-х особенно характерен так наз. инструментальный театр – род критического переосмысления традиционно принятых норм концертного этикета: вместо того, чтобы чинно воспроизводить свои партии по нотам, музыканты разыгрывают спектакль, в котором инструменты (в том числе предметы, изначально не предназначенные для того, чтобы из них извлекали звуки) могут использоваться не только по прямому назначению, но и служить в качестве сценического реквизита. Широко известный и остроумный образец инструментального театра Кагеля – Матч для двух виолончелистов и ударника: виолончелисты, уподобляясь спортсменам, соревнуются в виртуозности, а ударник выполняет функцию рефери и в конце присуждает победу одному из соперников. Среди пьес Кагеля для театра (а также для радиотеатра) есть и менее безобидные: предметом его насмешливой критики порой становятся политические тенденции (Трибун, …по прочтении Оруэлла) и так называемый европейский культурный империализм (Mare nostrum). В большой сценической композиции Государственный театр тотальной деконструкции подвергается весь комплекс стандартных, устоявшихся представлений об оперном и балетном театре. Кагель часто вносил элемент театрализации в музыку концертных жанров; так, в исполнении Вариаций без фуги, созданных на основе Вариаций с фугой на тему Генделя Брамса, помимо большого оркестра участвуют актеры в масках Генделя (без слов) и Брамса (с текстом). Мимо внимания Кагеля не прошла и современная мода на старинную и так наз. этническую музыку (Музыка для ренессансных инструментов, Экзотика для музыкантов, играющих на разнородных неевропейских инструментах и распевающих и выкрикивающих бессмысленные, «экзотически» звучащие слова и слоги). В ряде опусов Кагеля музыка если и присутствует, то лишь в самом расширительном смысле – например как набор звуков, возникающих при выполнении заранее расписанных хореографических движений (Pas de cinq). Увлечение подобными экстравагантными формами артистического поведения сближает Кагеля с , но Кагель, в отличие от Кейджа, обладал высокоразвитым академическим мастерством и умел писать музыку, вполне респектабельную с точки зрения обычной концертной практики. Показательна одна из наиболее масштабных партитур Кагеля — двухчасовая оратория Страсти св. Баха, повествующая о перипетиях жизни Баха и построенная по жанровой модели барочного пассиона. Предметом критической рефлексии здесь служит сложившееся в западной культуре отношение к Баху как к непогрешимому музыкальному святому. Текст оратории местами граничит то ли с издевательством, то ли с кощунством (обращает на себя внимание довольно безвкусный перифраз знаменитого лютеранского хорала Ein feste Burg ist unser Gott (Господь твердыня наша), где на место Gott подставлено Bach), но музыка отнюдь не пародийна и не гротескна, выдержана преимущественно в умеренно диссонантной атональной идиоме, не перегружена прямыми ассоциациями с барочным стилем и местами наделена напряженной, даже трагической экспрессией. Другие опусы Кагеля, созданные за последние три десятилетия его жизни, также выполнены по большей части в меру сложным языком и в драматургически ясных (по терминологии самого Кагеля – органических) формах, не без экскурсов в полистилистику, цитат и реминисценций из музыки прошлого и звукоизобразительных эффектов; Кагель испытывал явное пристрастие к агрессивно-напористым и статичным, длительно тянущимся звучаниям в низком регистре, мелодическому движению по звукам диатонической гаммы, чередованию и сопоставлению аморфного и подчеркнуто метричного типов ритмики, внезапным экспрессивным «взрывам». В ряде партитур распознаются концепционные (культурологические, сатирические и иронические, религиозные, идеологические) подтексты. Таковы, например, песенная опера Из Германии – опыт критического анализа традиционных немецких ценностей сквозь призму жанра Lied; Князь Игорь, Стравинский – вокальная сцена на текст арии из оперы Бородина, но с совершенно новой музыкой, стилистически не имеющей ничего общего ни с Бородиным, ни со Стравинским; Идеи-фикс – оркестровое рондо с рефреном в ритме танго и эпизодами, где ясная структура рефрена нарушается атональными наложениями; Литургии – «экуменический» конгломерат католических, иудейских, мусульманских и лютеранских богослужебных текстов и певческих формул; оркестровый цикл Роза ветров, 8 пьес которого, названные по восьми векторам компаса, ассоциируются с музыкой разных стран и континентов; Вавилонская башня для 18 голосов, поющих на 18 разных языках. К числу партитур того же периода, где «двойное дно» обнаруживается не столь явно, относятся, в частности, кантата Голос человеческий? на текст иудео-испанской молитвы, 2-й и 3-й струнные квартеты, Музыка для клавишных инструментов и оркестра, 3 этюда для оркестра, Двойной секстет для духовых и струнных, Концерт для флейты, арфы, ударных и струнных.

Кагель снял около 20 фильмов, эстетически родственных его же инструментальному театру. Широкую известность приобрел созданный к 200-летию Бетховена фильм Людвиг ван, где музыка классика представлена в качестве шумового фона для «общества потребления».

Для театра (осн. произв.): На сцене (Sur scène), пьеса для кам. муз. театра (1960, пост. 1962, Бремен); Антитеза (Antithèse), актер, электр. и фоновые звучания (1962, пост. 1963, Кёльн); Phonophonie, 4 мелодрамы для 2 гол. и др. источников звука (1963, пост. 1965, Мюнхен); Diaphonie I, хор, орк. и 2 диапроектора (1964, пост. 1965, Буффало; Diaphonie II – для того же состава без хора, Diaphonie III – без орк.); Prima vista, любые инстр. и 2 диапроектора (1964, пост. 1969, Кёльн); Tremens, сценич. монтаж клинического анализа, 2 актера и магн. (1965, пост. 1966, Бремен); Pas de Cinq, 5 актеров (1965, пост. 1966, Мюнхен); Небесная механика (Die Himmelsmechanik), композиция с декорациями (1965, пост. 1969, Венеция); Camera oscura, хроматич. пьеса для актеров и световых проекторов (1965, пост. 1976, Кёльн); Комментарий и экспромт (Kommentar und Extempore), монологи с жестами (1967, Франкфурт-на-Майне); Вариакции (Variaktionen) для певцов и актеров (1967, Франкфурт-на-Майне); Synchronstudie, 1 гол., актер, кинопроектор, магн. (1969, Базель); Людвиг ван (Ludwig van) для любого состава, на осн. муз. Бетховена (1970, фильм); Государственный театр (Staatstheater), сценич. композиция в 9 разделах (1971, Гамбург); Репетиция (Probe), опыт коллективной импровизации (1971); Оркестр из 2 человек (Zwei-Mann-Orchester, 1971–1973); С голосом (Con voce), 3 беззвучных инстр. (1973, Берлин); Kantrimiusik, пастораль для гол. и инстр. (1975, Донауэшинген); Наше море (Mare nostrum), «открытие, умиротворение и обращение Средиземноморья племенем из Амазонии», пьеса для 2 певцов и 6 инстр. (1975, Зап. Берлин); Зверинец (Bestiarium), «звуковые сказки на двух сценах» (1975, пост. 1976, Кёльн); Отсчет и рассказ (Zählen und Erzählen), муз. театр для невзрослых (1976); Четыре стадии (Quatre degrés), 4 сцены для разных составов (1977, Мец); Изнурение мира (Die Erschöpfung der Welt), одноакт. сценич. иллюзия (1978, пост. 1980, Штутгарт); Blues Blue, этномузыковедческая реконструкция для 4 исполн. (1979, фильм); Трибун (Der Tribun), пьеса для оратора-политика, звуков марша и динамиков (1979, пост. 1981, Экс-ан-Прованс); Из Германии (Aus Deutschland), песенная опера в 27 сценах (1981, Зап. Берлин); Rrrrrrr.., радиофантазия, 41 пьеса для разных составов (с заглавиями на R) (1982, Донауэшинген); …по прочтении Оруэлла (…nach einer Lektüre von Orwell), радиопьеса (1984); Школа танцев (Tanz-Schul), действенный балет (1988, Саарбрюккен); Два акта (Zwei Akte), саксофон, арфа и 2 актера (1989); Точка с запятой (Semikolon), акция с большим барабаном (1999).

Др. радиопьесы и фильмы, в том числе по собств. театр. произв. и произв. конц. жанров; звуковое сопров. к фильмам др. режиссеров; 2 фильма со «зримой музыкой» Д. Шнебеля.

Для орк.: 2 пьесы (1950–1952); Гетерофония (Heterophonie), 42 инстр. (1961); Вариации без фуги (Variationen ohne Fuge, 1972); 10 маршей, чтобы не победить (10 Märsche, um den Sieg zu verfehlen), дух. и уд. (из радиопьесы Трибун, 1979); Финал (Finale) с кам. орк. (1981); Сценарий (Szenario), стр. орк. и магн. (1982); Музыка для клавишных инструментов и оркестра (Musik für Tasteninstrumente und Orchester, 1988); Идеи-фикс (Les idées fixes), рондо (1989); Роза ветров (Windrose), 8 пьес для салонного орк. (1988–1994); Концертная пьеса (Konzertstück) для литавр и орк. (1990–1992); Opus 1.991 (1990); 3 этюда (1992–1996); Интервью с Д. (Interview avec D), с чтецом, сл. из статей Дебюсси (1994); Orchestrion-Straat, кам. орк. (1996); Арпеджо (Broken Chords, 2002); Концерт для фл., арфы, уд. и стр. (2002); Чуждые тоны и эхо (Fremde Töne und Widerhall, 2005).

Др. инстр. муз.: Вариации, фл., клар., скр. и влч. (1952); Стр. секстет (1953, 2/1957); 4 пьесы для фп. (1954); Афоризмы Аполлинера (Aforismos de Apollinaire), клар. и фп. (1956); 1-я прелюдия, бандонеон (1956); Переход-2 (Transición II), фп., уд., 2 магн. (1959); Ящик Пандоры (Pandorasbox), бандонеон (1960); Sonant (1960/…), гит., арфа, кб., уд. (1960); Metapiece (Mimetics), фп. (1961); Mimetics (Metapieces), фп. (1961); Добавленная импровизация (Improvisation ajoutée), орг. (1962); Матч (Match), 2 влч. и уд. (1964); Mirum, туба (1965); Камерная музыка для ренессансных инструментов (Kammermusik für Renaissance-Instrumente), 2–22 исполн. (1966); Музыка для ренессансных инструментов (Musik für Renaissance-Instrumente), 23 исполн. (1966); 1-й и 2-й стр. квартеты (1965—67); Фантазия (Phantasie), орг., 2 ассистента и 2 магн. (1967); Звук (Der Schall), 5 исполн. (1968); Дыхание (Atem), 1 дух. и магн. (1970); Конкурсная пьеса (Morceau de concours), 5 труб (1 или 2 исполн.) и магн. (1971); Характерная пьеса (Charakterstück), квартет цитр (1971); Musi, анс. щипковых (1971); Siegfriedp, влч. (1971); Экзотика (Exotica), 6 исполн. на неевропейских инстр. и магн. (1972); Генерал Бас (General Bass), неопред. состав (1972); Из язычков звуки (Aus Zungen Stimmen), квинтет акрд. (1972); Ноготь воплотился/врос в кожу (Unguis incarnatus est), фп. и любой бас. инстр. (1972); MM51, фп. (1976); На клавишах (An Tasten), этюд для фп. (1977); Звуковые волки (Klangwölfe), скр. и фп. (1979); Из наследия (Aus dem Nachlass), 16 пьес для альта, влч. и кб. (1981—86); Клятва Гиппократа (Der Eid des Hippokrates), фп. в 3 руки (1984); 1-е фп. трио (1985); Пан (Pan), фл.-пикк. и стр. квартет (1985); Старое/Новое (Old/New), труба (1986); 3-й стр. квартет (1987); Ce-A-Ge-E, фп. (1987); Для нас: с днем рождения! (For us: Happy birthday to you!), 4 влч. (1987, обр. для 8 инстр. 1990); Фантастическая пьеса (Phantasiestück), фл. и фп. или фл., фп. и 2 клар. и стр. квартет (1987–1988); Прошедшее сложное (клавирапсодия) (Passé composé, KlavieRhapsodie), фп. (1993); Эпизоды, фигуры (Episoden, Figuren), акрд. (1993); Фанфанфары (Fanfanfaren), 4 трубы (1993); Мелодии (Melodien), карийон (1993); 4-й стр. квартет (1993); Искусство-шум (Lart bruit), ударник и ассистент (1995); Серенада (Serenade), 3 исполн. на фл., щипковых и уд. (1995); Звуки-тени (Schattenklänge), 3 пьесы для бас-клар. (1995); Ауфтакты (Auftakte), фп. и уд. (2 исполн.) (1996); В две руки (A deux mains), экспромт для фп. (1996); Двойной секстет (Doppelsextett), 6 дух. и 6 стр. (2001); 2-е фп. трио (2002); Дивертисмент? Фарс для ансамбля (Divertimento? Farce für Ensemble), инстр. анс. (2006).

Для электроники (осн. произв.): Переход-1 (Transición I, 1960); Acustica IIII, магн. и 2–5 инстр. (1968–1970); Мой дорогой Лучано (Берио) (Mio Caro Luciano), коллаж (1985); звуковое сопров. к фильмам.

Вок. муз. (осн. произв.): Палимпсест (Palimpsestos), хор (1950); 5 песен из Кн. Бытия (5 Cantos de Génesis), гол. с фп. (1954); О разрушении мира (De ruina mundis), чтец и инстр. (1955); Анаграмма (Anagrama), 4 гол., говорящий хор, инстр. анс. (1958); Hallelujah, 16 гол. (1968); Мутация (), 30 муж. или дет. гол. и фп. или клав. (1971); Понаслышке (Vom Hörensagen), 18 гол. девочек и фисгарм. или орг. (1972); 1898, дет. гол. и инстр. анс. (1972, ред. для жен. хора 1996); Gegenstimmen, хор и клав. (1972); Recitativarie для поющей клавесинистки (1972); Вечер (Abend), 8 гол., 5 трбн., фп. и электрич. орг. (1972); Немецкое танго (Tango alemán), гол., бандонеон, скр. и фп. (1978); Голос человеческий? (Vox humana?), кантата для жен. хора, чтеца и орк., сл. Леви (1979); Князь Игорь, Стравинский (Fürst Igor, Stravinsky), бас и 6 инстр., сл. Бородина (1982); 2 баллады Машо (XIV век), обр. для муж. гол. или смеш. хора и инстр. анс. (1983); Страсти св. Баха (Sankt-Bach-Passion), чтец, 3 гол., дет. и 2 смеш. хора, орк. и орг., либр. К. по биографии Баха (1985); Полуночная пьеса (Mitternachtsstük [так!]), чтец, 3 гол., хор, инстр. анс., сл. из дневников Шумана (1986); Письмо (Ein Brief), конц. сцена для м.-сопр. и орк. (1986); Интермеццо (Intermezzo), чтец, хор, инстр. (1983); Кводлибет (Quodlibet), жен. гол. и орк., сл. франц. песен XV в. (1988); Вопрошающая ода (Fragende Ode), двойной хор, медн. дух., кб., уд. (1989); Литургии (Liturgien), 3 муж. гол., хор, орк., богослуж. тексты разных религий (1990); .., 24.12.1931 (искаженные новости) (…, den 24.xii.1931 (Verstümmelte Nachrichten)), бар., 2 уд., фп. в 4 руки, 4 стр. (1991); Дуодрамы (Duodramen) для сопр., бар. и орк. (1999); Бурлеска (Burleske), бар.-сакс. и хор (2000); Черный мадригал (Schwarzes Madrigal), хор, труба, 2 уд. (2000); Похищение в концертном зале (Entführung im Konzertsaal), конц. опера, тен., хор и инстр. анс. (2000); Любовный поцелуй Квирина (QuirinusLiebeskuss), кам. хор и инстр. анс., сл. К. Кульмана, XVII в. (2002); Вавилонская башня (Der Turm zu Babel), 18 гол. (2002); Другие песни (Andere Gesänge), интермеццо для сопр. и для орк. (2002); Quasi niente для пения закрытыми ртами (2007).

Др. произв., в том числе для домашних и экзотических птиц в 2 клетках (1968) и 111 мотоциклистов (1996).

Лит. работы и выступления, в том числе в сб.: Tamtam: Monologe und Dialoge zur Musik («Тамтам: монологи и диалоги о музыке»). München, 1975; Worte über Musik: Gespräche, Aufsätze, Reden, Hörspiele («Слова о музыке: беседы, статьи, речи, радиопьесы»). München, 1991.