Канчели,

Гия (Георгий Александрович; 10.8.1935, Тифлис – 2.10.2019, Тбилиси). Грузинский композитор. В юности выступал как джазовый пианист. В 1963 году окончил Тбилисскую консерваторию по классу композиции Ионы Туския. В 1971–1990 возглавлял музыкальную часть тбилисского Театра им. Руставели – одного из самых популярных и передовых драматических театров в масштабах всего СССР. Сочинил музыку к нескольким десяткам постановок этого театра в режиссуре Роберта Стуруа, а также ко многим фильмам ведущих мастеров грузинского кинематографа, который в 1960–1980-х переживал расцвет. Мелодичная, часто веселая и остроумная прикладная музыка принесла Канчели всесоюзную известность. К совершенно иной сфере искусства относятся созданные в тот же период симфонии Канчели для большого оркестра. Все они, за исключением 1-й, не делятся на части и выдержаны преимущественно в медленном движении; их продолжительность составляет от 20 до 30 минут. Начиная с 3-й, все симфонии «смонтированы» из нескольких достаточно самостоятельных, замкнутых эпизодов; единство формы достигается путем создания тематических «арок» на расстоянии. Мелодические линии невелики по протяженности, разворачиваются в узком диапазоне и, как правило, диатоничны. В вертикальной плоскости преобладают консонансы, фактура по большей части прозрачна, ритмика размеренна, важную формообразующую роль играют паузы. Характерны внезапные контрасты между едва слышным pianissimo и оглушительным fortissimo. Громкая, относительно динамичная музыка чаще всего сосредоточена в середине целого и поручена полному составу оркестра, тогда как в исполнении музыки тихой и статичной нередко участвуют солирующие инструменты (в 3-й симфонии – мужской голос, поющий без слов). Все симфонии заканчиваются на тихой ноте. В мелодическом и гармоническом строе симфоний Канчели возрождаются древние пласты грузинского фольклорного и церковно-певческого многоголосия, однако этнографический элемент у Канчели завуалирован, выступая скорее как универсальный символ идеальной красоты и гармонии, часто с оттенком наивности; соответственно грубые вторжения tutti символизируют чуждую, разрушительную силу. Последняя симфония Канчели, 7-я (Эпилог), отличается от остальных большей разнородностью тематизма и неожиданно мрачным минорным завершением. Симфонии Канчели стали новым словом в советской музыке; наряду с современными и в некоторых отношениях близкими им симфониями они явились ценной, ориентированной на архаическую простоту языка и почти плакатную ясность идеи, альтернативой наиболее распространенным в XX веке моделям жанра. К симфониям стилистически примыкают другие крупные опусы Канчели 1980-х – опера-притча Музыка для живых с вставной сценой, стилизованной в итальянском духе, кантата Светлая печаль памяти детей – жертв Второй мировой войны и четырехчастная «литургия» для альта и оркестра Оплаканный ветром, посвященная памяти видного музыковеда Гиви Орджоникидзе (1929–1984); их драматургия также определяется дуализмом ностальгически-идеального и силового, императивного начал.

С 1991 года Канчели жил преимущественно в Западной Европе (Германия, Нидерланды, Бельгия). Благодаря распространившейся моде на так наз. новую простоту с легким экзотическим оттенком творчество Канчели оказалось весьма востребовано на Западе, и за последние полтора десятилетия он создал значительное число произведений разных жанров, широко пользуясь композиционными и стилистическими шаблонами, выработанными на протяжении предыдущего периода – не столь продуктивного в количественном смысле, но художественно более интересного. Обычные для музыки Канчели ностальгические настроения отражены в заглавиях ряда его опусов, созданных на чужбине (Жизнь без Рождества, Ушел, чтобы не видеть, Изгнание, Страна цвета печали и т.п.). Иногда ностальгия оттеняется ироническими аллюзиями на старые бытовые танцы – вальс-бостон, танго, рэгтайм и др.

Опера Музыка для живых, в 2 актах, либр. Р. Стуруа, с текстами на грузинском, шумерском, английском, французском и итальянском (1984, Тбилиси, 2/1999, Веймар, под назв. Musik für die Lebenden, на нем. яз.).

Хор. муз.: Светлая печаль, 2 дисканта, хор мальчиков и орк., сл. Г. Табидзе, Гёте, Шекспира и Пушкина (1985); Стикс, альт, хор и орк., сл. Шекспира и груз. нар. тексты (1999); Маленький Имбер (Little Imber), тен., дет. и муж. хоры и кам. орк., сл. из разл. источников (2003): Я сказал (Dixi), с орк. (2009); Ангелы скорби (Angels of Sorrow), дет. хор, скр., влч., мал. орк. (2013); др. произв.

Симфонии: № 1 (1967); № 2, Песнопения (1970); № 3, с муж. гол. соло (1973); № 4, Памяти Микеланджело (1975); № 5, Памяти родителей, с клав. соло (1977); № 6, с дуэтом альтов (1980); № 7, Эпилог (1986).

Др. произв. для большого орк., в том числе с солистами: Концерт (1961); Largo и Allegro, фп., литавры и стр. (1963); Оплаканный ветром, литургия памяти Г. Орджоникидзе, альт и орк. (1989, ред. для влч. и орк. 1997); Еще один шаг… (Noch einen Schritt), орк. и магн. (1992); Без крыльев (Flügellos, 1993); Плач (Lament) памяти Л. Ноно, скр., сопр. и орк., сл. Г. Заля (1994); Страна цвета печали (Trauerfarbenes Land, 1994); …à la duduki, дух. квинтет и орк. (1995); Безотрадные размышления (Simi), влч. и орк. (1995); Sio, стр., фп. и уд. (1998); Rokwa (1999); И прощание уходит, вздыхая… (And Farewell Goes Out Sighing…), скр., контратенор и орк. (1999); al niente (2000); Ergo (2000); Не горюй, бар. и орк., сл. разных поэтов (2001); Отпечатки пальцев (Fingerprints, 2002); Одинокий (Lonesome), скр. и орк. (2002); Warzone (2002); Сумерки (Twilight), 2 скр., стр. орк. и синт. (2004); Неторопливо (Lingering, 2012); Nu.Mu.Zu (2015).

Др. произв. конц. жанров: Дух. квинтет (1961); Жизнь без Рождества, цикл из 4 произв. (Утренние молитвы, кам. орк. и магн., 1990; Дневные молитвы, клар., дискант и кам. анс., 1991; Вечерние молитвы, 8 м.-сопр. и кам. орк., 1991; Ночные молитвы, стр. квартет и магн., 1992, ред. для сакс., стр. орк. и магн. 1994); Ушел, чтобы не видеть (Abii ne viderem), стр. орк., альт. фл., фп. и бас-гит. (1992, ред. с альтом вместо фл. 1994); Великий незнакомец (Magnum ignotum), 7 дер. дух., кб. и магн. (1994); После плача (Nach dem Weinen), влч. (1994); Изгнание (Exil), сопр., фл. и стр., сл. П. Целана, Г. Заля и текст Пс. 23 (1994); Caris mere, сопр. и альт, сл. Ф. Гёльдерлина и из Нового Завета (1994); Rag-Gidon-Time, скр. и фп. (1995, ред. для стр. трио 1999); V & V, скр., магн. и стр. (1995); Вальс-бостон, фп. и стр. орк. (1996); Вместо танго (Instead of a Tango), скр., бандонеон, фп. и кб. (1996); Снова… и снова (Timeand Again), скр. и фп. (1997, ред. для стр. трио 1998); С улыбкой к Славе [Ростроповичу], влч. и фп. (1997); Diplipito, влч., контратенор и кам. орк. (1997); In l’istesso tempo, фп. квартет (1998); В гостях у детства (Childhood Revisited), гоб., фп., бас-гит., стр. (1998); Маленькая Данелиада, скр., фп. и стр. орк. (2000); 3 песни, гол. с фп., сл. Г. Табидзе (2003); Однажды (Kápote), акрд., уд., бас-гит. и стр. (2006); Тихая молитва (Stilles Gebet), скр., влч., кам. орк. и магн., памяти Ростроповича (2007); Разбитая песнь (Broken Chant), скр., гоб. и кам. орк. (2007); Колыбельная (Ninna Nanna), фл. и стр. квартет (2008); Простая музыка для фп. (Simple Music for Piano, 2009); Мосты к Баху (Bridges to Bach), скр. и мал. орк. (2010); Светотень (Chiaroscuro), стр. квартет (2010); Дух. квинтет (2013).

Муз. к драм. спект. (ок. 40, 1960–2005, в том числе Ханума по А. Цагарели, 1968, Кавказский меловой круг по Б. Брехту, 1975, Ричард III по Шекспиру, 1979, реж. Стуруа) и фильмам (ок. 50, 1965–2005, в том числе Не горюй! Г. Данелии, 1969, Мимино, его же, 1977, Твой сын, Земля Р. Чхеидзе, 1980, Слезы капали Г. Данелии, 1982, Голубые горы Э. Шенгелая, 1984, Дон Кихот Чхеидзе, 1989).