Караманов,

Алемдар Сабитович (10.9.1934, Симферополь – 3.5.2007, там же). Русский и украинский (крымский) композитор с турецкими корнями. В 1953 году поступил в Московскую консерваторию, где его педагогом композиции был Семен Богатырев (1890–1960); в 1958–1963 продолжил учебу в аспирантуре у и . За консерваторское десятилетие создал внушительное число опусов всевозможных жанров, в том числе 2 балета и 10 пронумерованных симфоний; работы молодого Караманова были благосклонно восприняты авторитетными музыкантами, в том числе и , и повлияли на его соучеников, в том числе на . До 1962 года Караманов придерживался достаточно традиционного языка, его главными ориентирами были , , и Шостакович (показательна 5-я симфония («драматория») Владимир Ильич Ленин с хором, солистами и чтецом, слова Маяковского, 1957; определенную известность снискала и экспансивная 7-я симфония Лунное море, 1958). Затем освоил резко диссонантную, импульсивную свободно-атональную манеру, в которой до середины 1964 года сочинил несколько примечательных опусов; среди них – короткий фортепианный триптих Пролог, Мысль и Эпилог, Музыка для виолончели и фп., две Музыки для фп., Музыка для скрипки и фп., триптих Преступление было в Гранаде для сопрано, флейты, скрипки, обычного и подготовленного роялей на слова Антонио Мачадо (памяти Ф. Гарсиа Лорки). После цикла 19 технически изощренных концертных фуг для фп. (1964) и музыки к знаменитому документальному фильму Михаила Ромма Обыкновенный фашизм (1965) в жизни и творчестве Караманова наступил очередной перелом, связанный с обращением в православие: он оставил Москву, вернулся в Симферополь и приступил к созданию цикла программных симфоний Совершишася по четырем Евангелиям (по окончательному счету это симфонии с 11-й по 14-ю, в сумме 10 частей, с хором в предпоследней, 1966). Затем последовали Stabat mater (1967), 3-й фортепианный концерт Ave Maria (1968), Реквием (1971), Месса (1973) и ряд других симфоний с религиозным программным содержанием, в том числе цикл из 6 симфоний по Откровению св. Иоанна Богослова под общим названием Бысть (симфонии № 18–23, 1976–1980). Судя по прозвучавшим и опубликованным партитурам, религиозная музыка Караманова, созданная в симферопольском уединении, выполнена в выспренней, тяжеловесной позднеромантической манере с преобладанием мажора и ярко выраженной тенденцией к китчу; характерны длительные нагнетания секвенций, патетические кульминации, прямые или завуалированные цитаты из популярной классики, разного рода иллюстративные фигуры. С начала 1980-х активность Караманова заметно снизилась, религиозная тема в его творчестве перестала доминировать. В 1990-х, после получения Украиной независимости, Караманов удостоился относительного официального признания, но это не привело к широкому распространению его музыки (среди немногих видных исполнителей, включивших симфонии Караманова в свой репертуар, – Владимир Федосеев и Владимир Ашкенази). Среди поздних работ Караманова – мюзикл Фонтан любви по Пушкину (пост. 1982, Киев), Весенняя увертюра для оркестра (1984), гимн Республики Крым (1992), мистерия Херсонес (1994) и симфония для камерного оркестра Посвящение (1995). Историческая и эстетическая значимость обширного наследия Караманова далеко не ясна; вокруг его фигуры сложился специфический ореол, и с точки зрения немногочисленных адептов композитора его искусство, выражающее «полноту космического восприятия», абсолютно оригинально, органично и несет в себе неразгаданную тайну.