Хауэр,

Йозеф Маттиас (Hauer; 19.3.1883, Винер-Нойштадт – 22.9.1959, Вена). Австрийский композитор и музыкальный теоретик. Окончил педагогическую школу, композиции специально не обучался, в 1902–1914 преподавал в общеобразовательных школах. В 1912–1919 сочинял пьесы, преимущественно миниатюры для фп. (в том числе под заголовком Nomos (Закон, греч.)) и для голоса с фп., пользуясь обычным для «прогрессивной» венской музыки начала века хроматическим языком с едва намеченными признаками тональной организации. Летом 1919 года независимо от открыл систему композиции, основанную на равноправии 12 тонов хроматического звукоряда; первой работой Хауэра, созданной в этой системе, стал очередной Nomos (соч. 19) для фп. или фисгармонии. Материал системы Хауэра – 44 двенадцатизвучных комплекса (так наз. тропы или констелляции (созвездия)), каждый из которых делится на два взаимодополняющих шестизвучных сегмента. Комбинируясь, такие сегменты формируют мелодико-гармоническую основу пьесы, причем порядок звуков внутри сегмента, как правило, не имеет значения (важен главным образом набор представленных в сегменте интервалов) (1.2.2.4). Отдельные работы Хауэра исполнялись в 1920-х годах; так, в 1928 Герман Шерхен продирижировал на фестивале в Баден-Бадене его камерной ораторией Метаморфозы (Wandlungen) на слова Ф. Гёльдерлина, а в 1930 в Берлине п/у Отто Клемперера состоялось концертное исполнение сцен из оперы Хауэра Саламбо (Salambo) по Флоберу, определенную известность приобрели также его Lieder на стихи Ф. Гёльдерлина, отдельные оркестровые сюиты (1924–1926), Скрипичный концерт (1928). Тем не менее ни творчество Хауэра, ни его идеи, многословно изложенные в нескольких трактатах, не привлекли к себе сколько-нибудь широкого внимания. Стремление Хауэра во что бы то ни стало утвердить свой приоритет в открытии 12-тоновой техники привело к прекращению его отношений с Шёнбергом, который ранее включал пьесы Хауэра в программы учрежденного им Общества закрытых музыкальных исполнений; Хауэр, в свою очередь, посвятил Шёнбергу 2 сборника этюдов для фп. (1922) и трактат Vom Melos zur Pauke. В последнем под «мелосом» подразумевается единственный объективный закон подлинно духовной («интуитивной» и, естественно, атональной) музыки, противопоставленный «ритму» (его воплощением служат литавры (Pauke)) – земному, материальному принципу, связанному с тональностью и с выражением чувств и идей, что с точки зрения Хауэра неприемлемо. Приверженцы Шёнберга (Эгон Веллес, Теодор В. Адорно и др.) отзывались о Хауэре пренебрежительно, Хауэр же с 1932 ставил рядом со своей подписью штамп: «Духовный отец и (несмотря на многочисленных подражателей!) все еще единственный мастер и знаток 12-тоновой музыки». Годы нацистской оккупации Австрии (1938–1945) он провел в Вене, публично никак себя не проявляя. После 1938 писал – или, точнее, синтезировал с помощью заранее разработанного алгоритма – только простые по фактуре пьесы для фп. (фисгармонии), различных инструментальных ансамблей и оркестра под общим названием 12-тоновая игра (Zwölftonspiele, всего ок. 1000 миниатюр, многие из них утеряны). Разработал собственную систему нотации для записи 12-тоновой музыки. К концу жизни, на волне моды на додекафонию, удостоился нескольких премий, почетных званий и внимания со стороны видных музыкантов (так, в 1953 в Вене п/у Ганса Розбауда прозвучала его кантата по Гёльдерлину Путь человеческий (Der Menschen Weg), созданная еще в 1934), но все равно оставался фигурой изолированной и маргинальной. Интерес к творчеству Хауэра ненадолго оживился после посмертной премьеры его оперы Черный паук (Die schwarze Spinne) по одноименному рассказу швейцарского писателя XIX века Иеремии Готхельфа (1932, пост. 1966, Вена). Среди учеников Хауэра – композитор и теоретик 12-тоновой музыки Отмар Штайнбауэр (Steinbauer, 1895–1962, учился также у Шёнберга и Веберна), композитор, теоретик, педагог и пианист Герман Хайс (Heiss, 1897–1966, после войны преподавал на летних курсах в Дармштадте) и композитор, дирижер и музыкальный деятель Николаус Феодоров (Fheodoroff, 1931–2011).

Значение Хауэра определяется не столько эстетическими достоинствами его музыки, сколько радикальностью тех выводов, которые он сделал из идеи равенства 12 тонов. С этой точки зрения он выдерживает сравнение с Веберном. Черты Хауэра угадываются в болезненном композиторе «не от мира сего», поборнике чистой духовности и создателе умозрительной музыки Матиасе Фишбеке из романа Франца Верфеля Верди (1924) и в персонаже романа Германа Гессе Игра в бисер (1943) по имени Joculator Basiliensis (Базельский игрок) – музыковеде, открывшем для игры в бисер «принципы нового языка, языка знаков и формул, где математике и музыке принадлежали равные доли» 1Перевод С. Апта..

Осн. теор. труды: Über die Klangfarbe («О тембре»). Wien, 1918; Vom Wesen des Musikalischen («О природе музыкального»). Leipzig; Wien, 1920; Deutung des Melos: eine Frage an die Künstler und Denker unserer Zeit («Истолкование мелоса: вопрос к художникам и мыслителям нашего времени»). Leipzig; Wien; Zürich, 1923; Vom Melos zur Pauke: eine Einführung in die Zwölftonmusik («От мелоса к литаврам: введение в 12-тоновую музыку»). Wien, 1925; Zwölftontechnik (Die Lehre von den Tropen) («Техника сочинения 12 тонами. Учение о тропах»). Wien, 1926; Josef Matthias Hauer. Schriften, Manifeste, Dokumente (собрание текстов Х) / Hrsg. N. Fheodoroff. Wien, 2003.