Хачатурян,

Арам Ильич (6.6.1903, Тифлис, ныне Тбилиси – 1.5.1978, Москва). Армянский советский композитор. Творческая личность Хачатуряна формировалась в космополитической атмосфере Тифлиса, где итальянская опера и русская консерватория сосуществовали с процветающим искусством ашугов (исполнителей восточных любовных и эпических песен с инструментальным сопровождением) и сазандаров (ансамблей традиционных восточных инструментов). С детства импровизировал на фп. в европейской и восточной манере, однако профессионально начал заниматься музыкой лишь после переезда в Москву (1922), где поступил одновременно на биологический факультет университета и в класс виолончели музыкального техникума Гнесиных. Вскоре оставил биологию и сосредоточился на изучении теории и композиции под руководством Михаила Гнесина – ведущего в СССР мастера еврейской музыки, обладавшего богатым опытом адаптации ориентального мелодического материала к европейским формам. В 1929 поступил в Московскую консерваторию, где продолжил занятия с Гнесиным, а затем стал учеником . Первые же значительные произведения Хачатуряна 1930-х – Трио для кларнета, скрипки и фп., Танцевальная сюита, 1-я симфония (дипломная работа, посвящена 15-летию установления Советской власти в Армении) – принесли ему репутацию ведущего композитора советского Востока, сумевшего объединить самобытный мелодический стиль и ритмику армянских (а в Танцевальной сюите также азербайджанских, грузинских и узбекских) народных песен и танцев с конструктивной четкостью европейских музыкальных форм. Своеобразен и гармонический язык Хачатуряна, органично связанный с природой ориентальных мелодий, которые разворачиваются в натуральных ладах, часто с увеличенными и уменьшенными интервалами (1.1.7.3). Основным методом тематической работы у Хачатуряна выступает варьирование исходной идеи путем дробления длительностей, усложнения фактуры и нагнетания ритмического остинато; соответственно привлекательность его музыки, особенно в крупных непрограммных инструментальных формах, определяется прежде всего выразительностью начального тематического «зерна». В самых удачных и популярных крупных оркестровых партитурах Хачатуряна – концертах для фп. и для скрипки с оркестром, посвященных, соответственно, Льву Оборину и Давиду Ойстраху, – исходные темы отдельных частей и разделов достаточно рельефны и эффектны, чтобы обеспечить музыке необходимый динамический импульс и свести к минимуму роль материала, формально заполняющего пространство между ними (в иных опусах Хачатуряна количество такого материала кажется чрезмерным). Оба концерта привлекают также жизнерадостной открытостью экспрессии, броскостью контрастов, роскошью оркестровки, виртуозным блеском сольных партий. Живописны и ярко характерны лучшие страницы балетов Хачатуряна Гаянэ и Спартак (в них Хачатурян продолжает линию западного «вакхического» ориентализма по следам танцев из Самсона и Далилы Сен-Санса и Аиды Верди, Танца семи покрывал из Саломеи Штрауса, Колдовской любви Фальи), а также его музыки к театральным постановкам, прежде всего к московскому спектаклю 1941 года по Маскараду Лермонтова (с неувядающим Вальсом). С другой стороны, когда Хачатурян старается быть глубокомысленным и впадает в патетический тон, художественные результаты получаются малоубедительными, на грани китча; особенно показательны две его не в меру помпезные симфонии – навеянная событиями войны 2-я (Симфония с колоколом), и «победная» 3-я, инструментованная для оркестра, органа и 15 труб.

С 1939 Хачатурян входил в руководство Союза композиторов СССР, однако в 1948 году он, подобно другим ведущим советским композиторам, подвергся нападкам за «формализм» и «отрыв от народа». В отношении Хачатуряна эти нападки выглядели особенно нелепо, т.к. его колоритная, темпераментная музыка идеально соответствует принципам социалистического реализма, проста для восприятия и в своих лучших образцах неизменно пользуется симпатиями широкой аудитории. Произведения Хачатуряна, созданные после Спартака, отмечены печатью творческого упадка.

С 1950 Хачатурян преподавал композицию в Московском музыкально-педагогическом институте им. Гнесиных, с 1951 – также в Московской консерватории. Осенью 1953 выступил в печати с призывом расширить стилистический диапазон советской музыки, избавив композиторов от диктата идеологических инстанций, и тем самым дал серьезный импульс послесталинской «оттепели». Концертировал и записывался как дирижер, исполняя собственную музыку.

Балеты: Счастье, в 3 актах, либр. Г. Ованесяна (1939, Ереван); Гаянэ, в 4 актах, либр. К. Державина (частично на материале балета Счастье, 1942, Пермь, 2 (в 3 актах, либр. Б. Плетнева)/1957, Москва); Спартак, в 4 актах, либр. Н. Волкова (1950–1954, пост. 1956, Ленинград, 2 (в 3 актах, либр. Ю. Григоровича)/1968, Москва).

Муз. для театра и кино, в том числе к спект. Хатабала (по Г. Сундукяну, 1928), Валенсианская вдова (по Лопе де Вега, 1940), Маскарад (по Лермонтову, 1941), Илья Головин (по С. Михалкову, 1948), Лермонтов (по Б. Лавреневу, 1954); к фильмам Пепо А. Бек-Назарова (1935), Зангезур его же (1938), Сталинградская битва В. Петрова (1949), Адмирал Ушаков М. Ромма (1953), Отелло С. Юткевича (1956) и др.

Орк. муз.: Танцевальная сюита (1933); 1-я симфония e (1934); Концерт для фп. с орк. Des (1936); Концерт для скр. с орк. d (1940); сюита из муз. к спект. Валенсианская вдова (1940); 3 сюиты из балета Гаянэ (1940–1943); сюита из муз. к спект. Маскарад (1941–1944); 2-я симфония e (1943, 2/1944); Русская фантазия (1944); Концерт для влч. с орк. (1946); 3-я симфония Симфония-поэма (1947); Ода памяти Ленина (1948); Торжественная поэма (1950); сюита из муз. к фильму Сталинградская битва (1949–1952); 3 сюиты и симф. картины из балета Спартак (1955); Концертный вальс (1955); Приветственная увертюра (1958); сюита из муз. к спект. Лермонтов (1959); Концерты-рапсодии для скр. (1961), влч. (1963), фп. (1967) с орк.

Вок. муз.: Поэма о Сталине для хора и орк., сл. ашуга Мирзы (Байрамова) (1938); гос. гимн Арм. ССР, сл. Сармена (1944); 3 конц. арии для сопр. с орк., сл. нар., О. Туманяна и М. Пешикташляна (1946); Ода радости для м.-сопр., хора и орк. с 10 арфами, сл. С. Смирнова (1956); Баллада о Родине для баса с орк., сл. А. Гарнакерьяна (1961); песни.

Для фп.: ранние пьесы (1925–1927); 7 речитативов и фуг (1928–1970); Сюита (1932); Токката (1932); Детский альбом (2 тетради, 1926–1946, 1964); Сонатина (1959); Соната (1961).

Др. инстр. муз.: ранние пьесы для влч. с фп. и скр. с фп. (1925–1929); Соната для скр. и фп. (1932); Трио для клар., скр. и фп. (1932); Соната-фантазия для влч. соло (1974); Соната-монолог для скр. соло (1975); Соната-песня для альта соло (1976); др. пьесы.

Ст. о муз., в том числе: О творческой смелости и вдохновении // Сов. муз. 1953. № 11.