Хренников,

Тихон Николаевич (10.6.1913, Елец – 14.8.2007, Москва). Русский советский композитор. Учился в музыкальном училище им. Гнесиных (1928–1932) и в Московской консерватории (1932–1936); его педагогами по композиции были Михаил Гнесин (1883–1957) и , по фп. – Генрих Нейгауз. Еще в годы учебы выступил с 1-м концертом для фп. с оркестром и 1-й симфонией, которые остались, пожалуй, самыми интересными работами во всем его наследии. Оба произведения, отмеченные известным влиянием , и , в целом весьма традиционны по форме и языку; их темы просты и мелодичны, ритмические и гармонические обострения приберегаются для юмористических эффектов и моментов драматического напряжения. Преобладающая в обоих произведениях жизнерадостная песенная манера стала неотъемлемым атрибутом почерка Хренникова. Симфония принесла Хренникову определенную известность за рубежом; в 1936 она вошла в репертуар Леопольда Стоковского и Юджина Орманди, позднее – Шарля Мюнша. В 1930–1940-х Хренников много писал для театра; значительную популярность приобрела его музыка к постановке комедии Шекспира Много шума из ничего в московском Театре им. Вахтангова (много лет спустя Хренников переработал ее в оперу Много шума из-за… сердец, затем – в балет Любовью за любовь). Его опера В бурю на сюжет из эпохи гражданской войны, с непритязательной музыкой, стилизованной в народно-песенном духе (отсюда закрепившееся за этим произведением жанровое наименование «песенная опера»), удостоилась в 1939 благожелательной оценки Сталина. Свою репутацию надежного певца советского строя Хренников утвердил музыкой к колхозной кинопасторали Ивана Пырьева Свинарка и пастух и песнями военных лет, в том числе из фильма В шесть часов вечера после войны. В годы войны Хренников создал также музыку к комедии Александра Гладкова Давным-давно о войне 1812 года (впоследствии эта музыка вошла в популярный фильм Гусарская баллада и была переработана в одноименный балет) и 2-ю симфонию. В кризисном для советской музыки 1948 году Хренников оказался наиболее подходящим кандидатом на роль ее официального лидера. Будучи назначен по распоряжению Сталина главой Союза композиторов СССР (СК), он оставался на этом посту 43 года, до упразднения СК и распада СССР. Проявил себя как защитник социалистического реализма и противник модернизма и авангарда; в то же время был умелым и гибким чиновником. Заслугой Хренникова следует признать то, что на начальном этапе его правления никто из видных «формалистов» не был исключен из СК. Он оградил СК от юдофобской кампании, развязанной в 1949 году по всей стране под видом борьбы с космополитизмом, а во времена «оттепели» и «застоя» его критика модернистских тенденций в творчестве членов СК носила скорее декларативный характер и, как правило, не влекла за собой серьезных санкций против «провинившихся». Послевоенное творчество Хренникова не богато выдающимися достижениями. В отдельных партитурах (2-й фортепианный концерт, 3-я симфония) фигурируют темы из 12 неповторяющихся звуков, однако в целом его язык остался на уровне 1930-х; его былой мелодический дар померк достаточно быстро, а его композиционные решения как в крупных инструментальных формах, так и в музыке театральных жанров были шаблонны и предсказуемы. С 1961 преподавал композицию в Московской консерватории.

Муз. театр: В бурю, опера в 4 актах, либр. А. Файко по Н. Вирте (1939, Москва); Фрол Скобеев, комич. опера в 4 актах, либр. С. Ценина по Д. Аверкиеву (1950, Москва, 2/1966, Новосибирск, под назв. Безродный зять); Мать, опера в 4 актах, либр. А. Файко по М. Горькому (1957, Москва); Сто чертей и одна девушка, оперетта в 3 актах, либр. Е. Шатуновского (1963, Москва); Белая ночь, оперетта в 3 актах, либр. его же (1967, Новосибирск); Наш двор, одноакт. балет, либр. Н. Касаткиной и В. Василёва (1969, Москва); Мальчик-великан, детская опера в 3 актах, либр. Н. Шестакова (1969, Москва); Много шума из-за… сердец, комич. опера в 2 актах, либр. Б. Покровского по В. Шекспиру (1972, Москва); Любовью за любовь, балет в 2 актах, либр. В. Боккадоро и Б. Покровского по В. Шекспиру (1976, Москва); Гусарская баллада, балет в 3 актах, либр. О. Виноградова по А. Гладкову (1979, Ленинград); Доротея, комич. опера в 2 актах, либр. Я. Халецкого по Р.Б. Шеридану (1983, Москва); Золотой теленок, комич. опера в 2 актах, либр. его же и И. Шароева по И. Ильфу и Е. Петрову (1985, Москва); Голый король, комическая опера в 2 актах, либр. Р. Рождественского и Шароева по Е. Шварцу (1988, Ленинград); Наполеон Бонапарт, балет в 2 актах, либр. А. Белинского и А. Петрова (1995, Москва); Капитанская дочка, балет в 2 актах, либр. А. Петрова по А. Пушкину (1999, Омск).

Муз. к спект. Мик (1934), Много шума из ничего (1936), Дон Кихот (1941), Давным-давно (1942) и др.

Муз. к кинофильмам: всего свыше 20, в том числе Свинарка и пастух И. Пырьева (1940), В шесть часов вечера после войны его же (1944), Поезд идет на Восток Ю. Райзмана (1947), Верные друзья М. Калатозова (1954), Гусарская баллада Э. Рязанова (1962), Дуэнья М. Григорьева (1978).

Орк. муз.: 1-й фп. концерт F (1933); 1-я симфония b (1935); 2-я симфония c (1942, 2/1944); 1-й скр. концерт C (1959); 1-й влч. концерт C (1964); 2-й фп. концерт C (1971); 3-я симфония A (1973); 2-й скр. концерт C (1975); 3-й фп. концерт C (1983); 2-й влч. концерт (1985); 4-й фп. концерт (1991); сюиты из муз. к спект.

Др. инстр. муз.: 5 пьес для фп. (1933); 3 пьесы для фп. (1935); 3 пьесы для скр. и фп. (1983); Стр. квартет (1988); 5 пьес для дер. дух. (1990); Соната для влч. и фп. (1990).

Др. вок. муз. (осн. произв.): 3 романса на сл. А. Пушкина, гол. с фп. (1935); 5 романсов на сл. Р. Бёрнса, гол. с фп. (1942); 3 сонета В. Шекспира, гол. с фп. (1988); песни; хоры.