Корндорф,

Николай Сергеевич (23.1.1947, Москва – 30.5.2001, Ванкувер). Русский композитор. В 1972 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Сергея Баласаняна, там же в 1975–1991 преподавал инструментовку. Получил также дирижерское образование. Своим первым достойным внимания опусом считал 1-ю симфонию (1975). Его главные партитуры второй половины 1970-х, Confessiones для 14 инструменталистов (1979) и Вторая симфония (1980), изобилуют контрастами, драматическими столкновениями, экспансивными инструментальными репликами, монологами и диалогами. Ярко выраженное театральное начало дополнительно усиливается благодаря внедрению чужеродных идиом: в заключительном разделе партитуры Confessiones, вдохновленной Исповедью блаженного Августина, инструментальная разноголосица «усмиряется» под воздействием магнитофонной записи фольклорного напева, кульминационная зона симфонии отмечена конфликтом между простой диатонической темой финала Маленького триптиха Свиридова и окружающей ее агрессивной звуковой массой, в симфонии есть и другие цитаты и аллюзии, играющие свою роль в воображаемом театральном действе. Переломным для творческой эволюции Корндорфа стал получасовой фортепианный опус Ярило (имя древнеславянского божества солнца и плодородия) – картина солнечного восхода или весеннего расцвета, насыщенная имитациями птичьего пения.

Начиная с пьесы Con sordino для 16 струнных и клавесина, более известной в редакции для двух фортепиано под названием Колыбельная (1984), в музыке Корндорфа утвердились диатоника и длительные ритмические остинато. Эта и некоторые другие работы 1980-х, столь же радикальные с точки зрения консонантности гармонии и строгости формообразующих приемов, принесли Корндорфу репутацию «минималиста», хотя как духовно, так и с точки зрения применяемых технических приемов он был далек от «классического» минимализма Райли , Райча или Гласса. Композиции Корндорфа могут считаться «минималистичными» постольку, поскольку изменения в них происходят очень медленно и в ровном ритме. Процесс кристаллизации целостной формы организуется широкими плотными волнами, без разрывов и резких сдвигов; в звучании музыки ненавязчиво подчеркнут русский колорит (плавные диатонические мотивы, глубокие благозвучные гармонии, ассоциирующиеся с колокольным звоном). Этот подход последовательно и художественно убедительно реализован в двух оркестровых Гимнах Корндорфа, № 2 и № 3; по материалу и методам его развития им близка полуторачасовая 3-я симфония – самое масштабное произведение композитора, где к огромному оркестру присоединяются фп., 2 хора и чтец.

В 1991 году Корндорф эмигрировал в Канаду. С этим временем совпал еще один стилистический поворот в его творчестве: он стал уделять больше внимания элементу театрализации концертного исполнения и, развивая собственный ранний опыт, более активно пользоваться приемом смешения всевозможных стилей, в том числе неакадемических (наиболее откровенный образец полистилистики Корндорфа – 4-я симфония Музыка андерграунда). Значительная часть наследия Корндорфа по существу недоступна; его камерная опера Марина и Райнер (по мотивам переписки Цветаевой и Рильке с привлечением других сходных сюжетов, известных по истории литературы) прозвучала лишь однажды, ряд партитур все еще остается неисполненным.

Осн. произв.: 1-я симфония (1975); Исповедь (Confessiones), 14 инстр. и магн. (1979); 2-я симфония (1980); Движения, анс. уд. (1981); Примитивная музыка, 12 сакс. (1981); Ярило, фп. и магн. (1981); Да!!, ритуал для 3 певцов, кам. анс. и магн. (1982); Пение, м.-сопр. и магн. (1982); Жалобные песни, кам. хор и уд. (1983); Con sordino, 16 стр. и клав. (1984, тж. в ред. для 2 фп. под назв. Колыбельная); Квинтет, медн. дух. (1985); Concerto capriccioso, влч., стр. орк. и уд. (1986); Amoroso, 11 инстр. (1986); Танец в металле в честь Джона Кейджа, уд. (1986); В честь Альфреда Шнитке (AGSCH), стр. трио (1986); Гимн-1. Sempre tutti, орк. (1987); Гимн-2, орк. (1987); Марина и Райнер, одноакт. кам. опера (1989, пост. 1994, Мюнхен); 3-я симфония, с дет. и муж. хорами, фп. соло и чтецом (1989); Гимн-3 памяти Малера, орк. и сопр. соло (1990); Моцарт-вариации, стр. секстет (1990); Continuum, орг. и магн. (1991); Пролог, орк. (1992); Да произрастит земля, кам. анс. (1992); Стр. квартет (1992); si muove! (…она вертится!), сопр., тен., рок-певец, инстр. анс. (2 дирижера), актеры и танцовщики (1993); Эпилог, симф. орк. (1993); Виктор, орк. (1995); Приветствуем Вас! (Welcome!), жен. хор или 6 жен. гол. и инстр. (1995); Пошли вон!!! (Get out!!!), 4 или более инстр. (1995); Готов ли ты, брат мой? (Are You Ready, Brother?), фп. трио (1996); 4-я симфония Музыка андерграунда (Underground Music, 1996); Музыка для Оуэна Андерхилла и его великолепной восьмерки (Music for Owen Underhill and His Magnificent Eight), кам. анс. (1997); Пассакалья, влч. (1997); Улыбка Мод Льюис (A smile of Maud Lewis), орк. (1998); Грустные песни (Canzone triste), арфа (1998); Musica Nominis Expers, орк. (1998); In D, орк. (1998); Lament, Response and Glorification, влч. и фп. (1999); Эхо (Echo), хор и анс., сл. Дж. Херберта (1999); Веселая музыка для очень хороших людей (Merry Music for Very Nice People), клар., уд. и фп. трио (2000).