Корильяно,

Джон (Пол) (Corigliano; р. 16.2.1938, Нью-Йорк). Американский композитор. Сын скрипача итальянского происхождения Джона Корильяно (1901–1975), концертмейстера Нью-Йоркского ФО с 1943 по 1966. Учился в Колумбийском университете, в том числе композиции у Отто Люнинга (Luening, 1900–1996); педагогами Корильяно были также известные композиторы Витторио Джаннини (Giannini, 1903–1966) и Пол Крестон (Creston, 1906–1985). В 1961–1972 ассистировал в цикле музыкальных телепередач для юношества. С 1991 преподавал в Джульярдской школе. Творчество Корильяно – образец эклектического неоромантизма. Материал его произведений, как правило, основан либо на прямых заимствованиях из музыки прошлого, либо на едва завуалированных отсылках к конкретным жанрам, формам и стилям – от песен трубадуров, творчества мастеров Ренессанса, барокко и мангеймской школы до итальянского веризма и космополитического садово-паркового репертуара рубежа XIX–XX веков. Встречаются и элементы джаза, кантри и рок-музыки; в свое время Корильяно, в соавторстве с песенником и актером Дэвидом Хессом (Hess, 1936–2011), даже сочинил рок-оперу – модернизированный вариант Кармен. Консервативная основа – традиционные драматургические схемы, плотно организованная тематическая работа, квазиромантические гармонии и мелодии – оттеняется у Корильяно такими знаками современного письма, как наложения разнородных фактурных пластов, деформация знакомых мотивов, двенадцатитоновые последования, коллективная импровизация, микрохроматические интервалы, мультифоники у духовых. С одной точки зрения такой подчеркнутый плюрализм воспринимается как свидетельство глубинной связи творчества Корильяно с многовековой европейской традицией, с другой – как поверхностный и часто претенциозный, чреватый прямым китчем вариант полистилистики. Так или иначе, музыка Корильяно исполняется достаточно широко, в том числе музыкантами мирового класса. Среди наиболее известных работ Корильяно – ранняя, отмеченная влиянием американских классиков XX века Сэмюэла Барбера и Соната для скрипки и фп., партитуры концертных жанров на материале музыки к фильмам Смещенное сознание и Красная скрипка, Фантазия на остинато для фп. и для оркестра (по ритмической фигуре из 2-й части 7-й симфонии Бетховена), патетическая 1-я симфония памяти друзей, погибших от СПИДа (ключевая цитата – танго Исаака Альбениса в обработке Леопольда Годовского), концерты для деревянных духовых с оркестром. Значительный успех снискала опера Корильяно Версальские призраки по мотивам пьесы Бомарше Преступная мать, с антуражем из времен Великой французской революции; в этом произведении, написанном по заказу Метрополитен-опера, склонность Корильяно к манипулированию всевозможными идиомами проявилась с особым размахом.

Оперы: Обнаженная Кармен (The Naked Carmen), электрическая рок-опера по Бизе, в соавт. с Д. Хессом (1970); Версальские призраки (The Ghosts of Versailles), опера-буффа в 2 актах, либр. У. М. Хофмана по мотивам пьесы Бомарше Преступная мать (1991, Нью-Йорк).

Орк. муз. (осн. произв.): Элегия (Elegy, 1965); Турниры (Tournaments, 1965); Концерт для фп. с орк. (1968); Танцы в бельведере (Gazebo Dances, 1974); Концерт для гоб. с орк. (1975); Концерт для клар. с орк. (1977); Променад-увертюра (Promenade Overture, 1981); Три галлюцинации (Three Gallucinations), на осн. муз. к фильму К. Расселла Смещенное сознание (Altered States) (1981); Фантазия «Крысолов» (Pied Piper Fantasy), концерт для фл. с орк. (1982); Путешествие (Voyage), фл. и стр. (1983); Фантазия на остинато (Fantasia on an Ostinato, 1986); 1-я симфония (1988); Трубадуры (Troubadours), вариации для гит. и кам. орк. (1993); Красная скрипка (The Red Violin), чакона для скр. с орк., на осн. муз. к одноим. фильму Ф. Жирара (1997); Мангеймская ракета (The Mannheim Rocket, 2000); Фантасмагория (Phantasmagoria), сюита из оперы Версальские призраки (2000); 2-я симфония, стр. (2000, на материале Стр. квартета, 1995); Концерт для скр. с орк. Красная скрипка, на осн. муз. к одноим. фильму (2003); Большой цирк (Circus Maximus), симфония № 3, большой дух. анс. (2004); Заклинатель[ница] (Conjurer), концерт для уд. с орк. (2007).

Вок. муз. (осн. произв.): Монастыри (The Cloisters), сопр. и фп. или орк., сл. У. М. Хофмана (1965); Трилогия по Дилану Томасу (A Dylan Thomas Trilogy), м.-сопр., тен., бар., хор и орк., сл. Томаса (1960–1976, 2-я ред. 1999); О ярости и воспоминании (Of Rage and Remembrance), дискант, м.-сопр., муж. хор, стр. и уд., сл. У. М. Хофмана (1991); Аминь (Amen), двойной хор (1994); Вокализ (Vocalise), сопр., орк. и электроника (1999); Mr. Tambourine Man, 7 стихотв. Боба Дилана, сопр. и орк. (2000); разл. миниатюры.

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Соната для скр. и фп. (1963); Танцы в бельведере (Gazebo Dances), версия для фп. в 4 руки (1972); Этюд-фантазия (Etude Phantasy), фп. (1976); Фантазия на остинато (Fantasia on an Ostinato), версия для фп. (1985); Стр. квартет (1995); Светотень (Chiaroscuro), 2 фп., настроенных в отношении 1/4 тона друг к другу (1997); обр. собств. орк. произв. для сокращенных составов.