Крам,

(Крамб) Джордж (Генри) (Crumb; р. 24.10.1929, Чарлстон, Западная Виргиния). Американский композитор. Учился в Университете шт. Иллинойс, в Берлине у , в Мичиганском университете у Росса Ли Финни, преподавал в университетах шт. Колорадо (1959–1964) и Пенсильвания (1965–1997). Стиль Крама складывался под преимущественным влиянием , , , . Вокальные опусы 1960-х, вдохновленные поэзией Федерико Гарсиа Лорки, – Ночная музыка-1, 4 книги мадригалов, Песни, бурдоны, припевы смерти, Ночь четырех лун и особенно Давние голоса детей, – принесли Краму репутацию одного из наиболее самобытных и серьезных композиторов США. Следуя примеру Гарсиа Лорки, Крам прихотливо сочетает символизм с натурализмом, инфантильную наивность с откровенной чувственностью, изобретательность, выдающую руку современного мастера (необычные и изысканные сочетания тембров, тонкая игра динамических оттенков и микрохроматических интервалов, изломанные, сложные для вокального и инструментального воспрозведения мелодические линии, элементы пуантилизма), с простотой, местами доходящей до нарочитой примитивности. Произведения Крама, как правило, многочастны; между отдельными частями действуют разветвленные системы перекрестных тематических ссылок. Одна из заметных особенностей композиторского почерка Крама – пристрастие к долгим вибрирующим органным пунктам («бурдонам») или аналогичным тянущимся звучаниям в высоком регистре. Звуковые события, разворачивающиеся на их фоне, нередко ассоциируются с некими воображаемыми обрядами и сменяют друг друга непредсказуемо, подобно сновидениям (один из лучших инструментальных опусов Крама носит знаменательное заглавие Ряд сновидений). Крам широко использует цитаты из произведений классиков, мелодические обороты и тембровые краски «экзотической» (в вокальных циклах на слова Гарсиа Лорки – испанской) музыки, разного рода иллюстративные эффекты, в том числе необычные способы пения и инструментальной игры, сценическое движение и другие элементы театрализации (он не пишет специально для музыкального театра, однако многие его партитуры получили хореографическое воплощение), а также обороты с устоявшимся символическим значением (мотив Dies irae, тритон как «дьявол в музыке» и т.п.). Подобные приемы, безусловно повышая степень коммуникабельности музыки Крама, дают критикам основание упрекать его в чрезмерном увлечении внешними эффектами в ущерб более глубокой содержательности. Так или иначе, Крам принадлежит к тем современным художникам, которые готовы поступиться чистотой стиля и условностями так наз. хорошего вкуса ради расширения спектра выразительных средств, служащих воплощению серьезных идей. Некоторые его опусы представляют собой отклики на современные события; так, вокальный цикл Ночь четырех лун создавался под впечатлением от первого полета астронавтов на Луну, а в программе квартета Черные ангелы отразилась духовная драма, пережитая в связи с вьетнамской войной. Самая масштабная работа Крама – апокалиптическая притча Дитя-звезда, где его склонность к картинному, несколько прямолинейному символизму проявилась особенно откровенно («глас вопиющего в пустыне» поручен солирующему тромбону с сурдиной «уа-уа», семь труб Апокалипсиса изображаются «хором» семи оркестровых труб и т.п.). Особое место в зрелом творчестве Крама занимает одно из его немногих произведений, не делящихся на части, и одновременно одна из его немногих партитур для большого оркестра: двадцатиминутная поэма Зачарованный пейзаж, где присущий Краму дар изобразительности служит созданию неуловимо-таинственной «импрессионистской» атмосферы. К числу оригинальных находок Крама, получивших широкую известность, относится нотация целых пьес в форме креста, круга, спирали и других фигур (так записаны, в частности, некоторые пьесы его двух фортепианных циклов под общим названием Makrokosmos).

После некоторого творческого затишья, уже в XXI веке, Крам выпустил несколько Американских книг песен – обработок традиционных песен, гимнов, псалмов, спиричуэлов с «экзотическим» аккомпанементом – и написал новые вокальные опусы на слова Гарсиа Лорки.

Для гол. и инстр.: ранние песни и вок. циклы; Ночная музыка-1 (Night Music I), сопр., фп. (чел.) и уд. (2 исполн.), сл. Ф. Гарсиа Лорки (1963, 2/1976); Мадригалы, кн. 1, сопр., вибр., кб., сл. его же (1965); Мадригалы, кн. 2, сопр., фл. (пикк., альт. фл.), уд., сл. его же (1965); Песни, бурдоны, припевы смерти (Songs, Drones and Refrains of Death), бар., эл.-гит., электр. фп. (клав.), электр. кб., уд. (2 исполн.), сл. его же (1968); Мадригалы, кн. 3, сопр, арфа, уд., сл. его же (1969); Мадригалы, кн. 4, сопр., фл. (пикк., альт. фл.), арфа, кб., уд., сл. его же (1969); Ночь четырех лун (Night of the Four Moons), м.-сопр., альт. фл. (пикк.), банджо, электр. влч., уд., сл. его же (1969); Давние голоса детей (Ancient Voices of Children), м.-сопр., дискант, гоб., манд., арфа, муз. пила, электр. фп., игрушечный рояль, уд. (3 исполн.), сл. его же (1970); Lux aeterna для 5 музыкантов в масках, сопр., бас. фл. (также блокфл.), ситар, уд. (2 исполн.), сл. из католич. реквиема (1971); Явление (Apparition), сопр. и фп. с электр. усилением, сл. У. Уитмена (1979); Спящий (The Sleeper), м.-сопр. и фп., сл. Э. По (1984); Детские песенки Федерико (Federicos Little Songs for Children), сопр., фл. и арфа, сл. Гарсиа Лорки (1986); Американские книги песен (American Songbooks), гол. или 2 гол., уд. (4 исполн.) и фп. с электр. усилением, на осн. традиционных американских напевов (7 сборников, 2002–2010); Призраки Альгамбры (The Ghosts of Algambra), бар., гит. и уд., сл. Гарсиа Лорки (2008); Солнце и тень (Sun and Shadow), жен. гол. и фп. с электр. усилением, сл. его же (2009); Желтая луна Андалусии (The Yellow Moon of Andalusia), м.-сопр. и фп. с электр. усилением (2012).

Для гол. и орк.: Дитя-звезда (Star-Child), притча для сопр., дет. хора, говорящего муж. хора, звонарей и орк. на библ. и ср.-век. лат. тексты (1977).

Для орк.: ранние опыты; Диптих (1955); Вариации (1959); Эхо времени и реки: 4 процессионала (Echoes of Time and the River: Four Processionals, 1967); Зачарованный пейзаж (A Haunted Landscape, 1984).

Для клавишных инстр.: ранние неопубл. произв.; 5 пьес для фп. (1962); Makrokosmos I, 12 фантастических пьес по Зодиаку, фп. с электр. усилением (1972); Makrokosmos II, 12 фантастических пьес по Зодиаку, фп. с электр. усилением (1973); Небесная механика (Celestial Mechanics), фп. с электр. усилением в 4 руки (1979); Маленькая сюита на Рождество 1979 года (A Little Suite for Christmas, A. D. 1979), фп. (1980); Гномические вариации (Gnomic Variations), фп. (1981); Пастушья волынка (Pastoral Drone), орг. (1982); Процессионал (Processional), фп. (1984); Дух времени (Живые картины) (Zeitgeist (Tableaux Vivants)), 2 фп. с электр. усилением (1988); Пасхальная заря (Easter Dawning), карийон (1991); Маленькая полуночная музыка (Eine kleine Mitternachtmusik), фп. (2002); Потусторонние резонансы (Otherworldly Resonances), фп. в 4 руки или 2 фп. с электр. усилением (2003); Metamorphoses I, фп. (2017).

Др. инстр. муз.: ранние неопубл. произв.; Соната для влч. соло (1955); 4 ноктюрна (Ночная музыка-2), скр. и фп. (1964); 11 эхо осени (11 Echoes of Autumn), скр., альт. фл., клар. и фп. (1966); Черные ангелы: 13 картин из страны тьмы (Black Angels: 13 Images from the Dark Land), электр. стр. квартет (1970); Голос кита (Vox balaenae) для 3 музыкантов в масках, электр. фл., электр. влч., электр. фп. (1971); Музыка для летнего вечера (Макрокосмос-3) (Music for a Summer Evening (Makrokosmos II)), 2 фп. с электр. усилением и 2 исполн. на уд. (1974); Ряд сновидений (Dream Sequence), скр., влч., фп., уд. и стеклянная гармоника (1976); Идиллия для незаконнорожденных (An Idyll for the Misbegotten), электр. фл. и 3 исполн. на уд. (1986); Поиск (Quest), гит., сакс., арфа, кб. и 2 исполн. на уд. (1990, 2/1994); Мир собаки (Mundus Canis), 5 юморесок, гит. и уд. (1997).