Кутавичюс,

Бронюс (собств. Бронисловас-Вайдутис) (Kutavičius; р. 13.9.1932, Молайняй). Литовский композитор. В 1964 году окончил Литовскую консерваторию (ныне Литовская академия музыки, Вильнюс) по классу композиции Антанаса Рачюнаса (Račiūnas, 1905–1984), там же преподавал. В своем зрелом творчестве апеллирует к национальной традиции в ее самых архаических проявлениях, восходящих к язычеству (вплоть до индо-арийских истоков). Стилистический прототип значительной части музыки Кутавичюса – реликтовое литовское многоголосие сутартине, которое характеризуется четкой акцентной ритмикой, простыми диатоническими мелодиями и многочисленными наложениями секунд по вертикали. Сочетание диссонантной диатоники и гипнотизирующей остинатной (в том числе полиостинатной) ритмики сближает музыку Кутавичюса с продукцией минимализма, хотя последняя имеет совершенно иные мировоззренческие корни. Другая возможная параллель – , чье творчество также было ориентировано на стилизацию архаического (в том числе языческого) ритуала. Впрочем, в арсенале Кутавичюса есть и современные техники, и архаический дух его искусства часто оттеняется такими «авангардными» приемами, как фактурная алеаторика и эффекты из области сонористики. В этом смысле показательно произведение, с которого, по-видимому, началась широкая известность Кутавичюса, – Дзукийские вариации для струнного оркестра, женского голоса (в записи) и хора на фольклорные тексты (1974). Высокой концентрацией нетрадиционных средств, включая серийную технику и экстравагантные способы звукоизвлечения, отличаются Струнный квартет (1971), квинтет Часы прошлого (в двух частях: Солнечные часы и Песочные часы) для гитары и струнного квартета (1977) и некоторые другие опусы того же периода. Исполнение многих произведений Кутавичюса предполагает элемент ритуальной театрализации, раскрывающей символические подтексты; символичен и до известной степени архаичен и внешний облик партитур Кутавичюса, фрагменты которых часто имеют форму круга, солнца, креста и т.п. В ряде партитур фигурируют старинные литовские народные инструменты, из обычных оркестровых инструментов он извлекает звучания, ассоциирующиеся с фольклорным музицированием.

Кутавичюс много писал на слова близкого ему по духу поэта Сигитаса Гяды (1943–2008); среди их крупных совместных работ – Пантеистическая оратория (Panteistinė oratorija) для сопрано, чтеца, 4 мужских голосов и 12 инструментов (1970), оратория Последние языческие обряды (Paskutinės pagonių apeigos) для хора, сопрано, 4 валторн и органа, с заключительным органным хоралом, возвещающим замену язычества новой религией (1978 – по-видимому его самое известное произведение), опера-поэма Зеленая птица Страздялис (дрозд. – Л.А.) (Strazdas žalias paukštis) для сопрано, баритона, хора, органа, струнных, народных инструментов и магнитофона (пост. 1981, Каунас), оратория Древо мировое (Pasaulio medis) для хора, духовых, клавесина, фп., органа и народных инструментов (1986) и Магический санскритский круг (Magiškas sanskrito ratas) для ансамбля вокалистов и народных инструментов (1990). Текст Гяды в латинском переводе использован и в масштабной оратории 1998 года Эпитафия ушедшим временам (Epitaphium temporum pereunti) для хора и оркестра, 4 части которой посвящены четырем моментам истории Вильнюса (другие источники текстов – памятники литературы XVI–XVII веков и Ветхий Завет). Среди других произведений Кутавичюса, принесших ему вначале всесоюзную, а затем и международную известность, – Соната для фп. (1975), Две птицы в лесной чаще (Du paukščiai girių ūksmėj), кантата для сопрано, гобоя, подготовленного фп. и магнитофона на слова Р. Тагора (1978), Perpetuum mobile для струнного оркестра (1980), Диспут с незнакомцем (Disputas su nepažįstamuoju) для 2 фп. и магнитофона (1982), органная соната Ad patres (1983), оратория Из камня ятвяг (Iš jotvingių akmens) для ансамбля вокалистов и народных инструментов на фольклорные тексты (1983), Танец журавлей (Gervių šokiai) для кларнета и 2 фп. (1989).

С начала 1990-х в творчестве Кутавичюса заметное место заняли опусы, вдохновленные архетипами инонациональных традиций. Таковы цикл из 4 произведений для разных составов Врата Иерусалима (Jeruzalės vartai, 1991–1995; каждая часть цикла соответствует стороне света и отличается от других интонационным строем музыки), пьеса для 5 саксофонов и струнного квинтета Вдали, до полуночи (Ten toli, iki vidurnakčio, 1995), стилизованная под индийский закатный рага, Бой деревьев (Kampf der Bäume) для сопрано и 5 инструментов на старинные кельтские тексты (1996), кантата Я говорю – и губы леденеют (Ištariu žodį lūpos ledėja) для камерного хора, трубы, тромбона и фп. на слова Мацуо Басё в литовском переводе (1996) и пьеса для 13 инструментов Часы прошлого-2 (Praeities laikrodžiai II, 2000), в структуре которой воспроизведен образ японского сада. Крупнейшие поздние работы Кутавичюса – опера Локис (Медведь, Lokys) по одноименной новелле Проспера Мериме, действие которой происходит в Литве (пост. 2000, Вильнюс), оратория Ignis et fides (Огонь и вера) на слова Гинтараса Береснявичюса и композитора (2003) и цикл из 4 произведений для разных составов Времена года (Metai), вдохновленный одноименной поэмой классика литовской литературы Кристийонаса Донелайтиса (2005–2007). Перу Кутавичюса принадлежит также множество вокальных и инструментальных миниатюр.