Куртаг,

Дьёрдь (Kurtág; р. 19.2.1926, Лугож). Венгерский композитор. В 1946–1955 учился в Будапештской академии музыки у ведущих педагогов композиции Шандора Вереша (Veress, 1907–1992) и Ференца Фаркаша (Farkas, 1905–2000). Подобно всем венгерским композиторам своего поколения, в молодости находился под сильнейшим влиянием . В 1957–1958 жил в Париже, где занимался под руководством психолога искусства Марианны Штайн (Stein) и посещал консерваторские курсы и . Впечатления этого периода, прежде всего знакомство с новейшими западными течениями и творчеством , а также полученный от Штайн совет ограничить свою творческую деятельность решением простых и ясных композиционных задач, предопределили дальнейшую эволюцию Куртага. По возвращении в Будапешт он фактически начал свою композиторскую деятельность с чистого листа, обозначив написанный в 1959 году и посвященный Штайн шестичастный Струнный квартет как соч. 1. С тех пор создал пятьдесят опусов, а также множество не обозначенных номером опуса миниатюр, в том числе для фп. (серия Игры, начата ок. 1973) и для струнных (серия Знаки, игры и послания, начата в 1989). До 2-й половины 1980-х практически не сочинял для оркестра, а в области камерно-инструментальной музыки ограничивался преимущественно малыми формами; самые значительные достижения Куртага этого времени относятся к камерно-вокальному жанру. Наибольшую известность приобрели два его вокальных цикла: концерт для сопрано и фп. Присловья Петера Борнемисы и Послания покойной Р.В. Трусовой для сопрано и инструментального ансамбля. Оба цикла показательны для стиля Куртага, среди наиболее заметных особенностей которого – частое использование остинато (иногда нарочито механического рода), glissando, резко очерченных коротких фраз и мотивов, широких мелодических скачков, крайних инструментальных и вокальных регистров. Гармонические структуры музыки Куртага разнообразны – от резко диссонантных (вплоть до кластеров) до подчеркнуто благозвучных; фактура может быть весьма густой, однако чаще она прозрачна, а иногда разрежена до предела (Куртаг любит писать для голоса соло, для голоса и одного струнного инструмента и т.п.). Аналогичное сочетание простоты и сложности отличает и инструментальное и вокальное письмо Куртага. Так, фортепианная партия в Присловьях… и скрипичная партия в объемистом цикле Фрагменты из Кафки для сопрано и скрипки в целом предъявляют исполнителям высочайшие технические требования, но содержат немало эпизодов, вполне доступных начинающим музыкантам; труднейшие для вокального воспроизведения изломанные фразы из 12 неповторяющихся звуков, разбросанных по разным регистрам, ходы по микрохроматическим интервалам и необычные тембровые эффекты нередко соседствуют с незамысловатыми диатоническими мелодиями на нескольких нотах. В вокальной музыке Куртага, как правило, не «деконструирует» слова и фразы, заботясь о понятности текста для слушателя, владеющего соответствующим языком; помимо венгерских и немецких, он часто использует русские тексты, в том числе авторства жившей в Венгрии поэтессы Риммы Далош. Более или менее крупные произведения Куртага обычно строятся как цепочки разнохарактерных миниатюр – своего рода «микрокосмов», в каждый из которых композитор, следуя примеру любимых им Бартока и Веберна, вкладывает концентрированный экспрессивный заряд. Вообще говоря, Куртаг сторонится фольклора, но испытывает пристрастие к цимбалам – венгерскому национальному инструменту, партии для которого фигурируют во многих его партитурах. Хотя премьера Струнного квартета (1961, Будапешт) принесла Куртагу репутацию первого «авангардиста» социалистической Венгрии, его имя долгое время оставалось почти неизвестным на Западе. Премьера Присловий… в Дармштадте (1968) прошла почти незамеченной. Положение Куртага в контексте современной музыкальной жизни принципиально изменилось лишь после первого исполнения Посланий.., созданных по заказу правительства Франции и Ансамбля InterContemporain под руководством (1981, Париж). Вторая половина 1980-х и 1990-е годы стали временем позднего расцвета Куртага. В этот период появились его первые симфонические партитуры. Оркестр обычно трактуется им как совокупность рассредоточенных в пространстве инструментальных ансамблей (…quasi una fantasia с солирующим фп., Надгробный камень Штефану (супругу М. Штайн) с солирующей гитарой, Op. 27 no. 2 с солирующими фп. и виолончелью). Обычная для Куртага фрагментарность формообразования преодолевается в сравнительно масштабной, драматургически цельной, пронизанной внутренними тематическими взаимосвязями тринадцатиминутной пьесе Стела, где большой оркестр функционирует как единый организм. Свое самое масштабное произведение, одноактную (продолжительностью около 2 часов) оперу Эндшпиль по одноименной драме Сэмюэла Беккета, Куртаг завершил в год своего 92-летия.

В 1967–1986 Куртаг преподавал в Будапештской академии музыки фп. и камерный ансамбль, активно способствовал приобщению молодых венгерских исполнителей к новой музыке. Среди многочисленных воспитанников Куртага – пианисты Золтан Кочиш и Андраш Шифф, скрипач Андраш Келлер и певица Адриенна Ченгери. С 1993 Куртаг жил преимущественно за границей (в 1993–1995 – композитор-резидент Берлинского ФО), работал в Париже и Базеле.

 

Муз. театр: Эндшпиль (Fin de partie), «сцены и монологи, опера в 1 акте» по пьесе С. Беккета (2018, Милан, Ла Скала).

Орк. муз.: ранние и неоконч. произв.; Надгробный камень Штефану (Grabstein für Stephan) соч. 15c, гит. и инстр. группы (1978–1979, 2/1989); quasi una fantasia соч. 27 № 1, фп. и 2 кам. анс. (1987–1988); Op. 27 no. 2 (Двойной концерт), фп., влч. и 2 кам. анс. (1989–1990); Стела (Stele) соч. 33 (1994); Послания (Üzenetek) соч. 34 (1991–1996); Новые послания (Új üzenetek) соч. 34а (1998–2000); concertante соч. 42, скр., альт и орк. (2003); Короткая симфония для струнных (Sinfonia breve per archi, 2004); Короткие послания (Brefs messages, 2010); Маленькая торжественная музыка – к 90-летию Пьера Булеза (Petite musique solennelle – En hommage à Pierre Boulez 90, 2015).

Для хора: ранние произв.; В честь Луиджи Ноно (Omaggio a Luigi Nono), a cappella соч. 16, сл. Ахматовой и Р. Далош (1979, 2/1985); Песни уныния и печали, с инстр. анс. соч. 18, сл. Лермонтова, Блока, Есенина, Мандельштама, Ахматовой и Цветаевой (1980–1994); 8 хоров a cappella соч. 23, сл. Д. Тандори (1982, 2/1984).

Сольная вок. муз.: ранние и неопубл. произв.; 4 каприччо соч. 9, сопр. и кам. орк., сл. И. Балинта (1959–1970, 2/1993); Присловья Петера Борнемисы (Bornemisza Péter mondásai), концерт для сопр. и фп. соч. 7 (1963–1968, 2/1978); В память о зимнем закате (Egy téli alkony emlékére) соч. 8, сопр., скр. и цимбалы, сл. П. Гуляша (1969); 4 песни на стихи Я. Пилински соч. 11, бар. и кам. анс. (1975); Шум воспоминаний о С.К. (Eszká emlékzaj) соч. 12, сопр. и скр., сл. Д. Тандори (1975); Послания покойной Р.В. Трусовой соч. 17, сопр. и инстр. анс., сл. Р. Далош (1976–1980); Эвритмия Гердеке (Herdecker Eurythmie) соч. 14a–c, чтец, фл., скр. и теноровая лира, текст Э. Лёш (1979); Сцены из романа соч. 19, сопр., скр., кб. и цимбалы, сл. Р. Далош (1979–1982); Фрагменты из Аттилы Йожефа (József Attila-töredékek) соч. 20, сопр. (1981); 7 песен соч. 22, сопр. и цимбалы или фп., сл. А. Каройи и Д. Тандори (1981); Реквием по другу соч. 26, сопр. и фп., сл. Р. Далош (1982–1987); Фрагменты из Кафки (Kafka-Fragmente) соч. 24, сопр. и скр. (1985–1987); Три старые надписи (Három régi felirat) соч. 25, сопр. и фп. (1986–1987); Фридрих Гёльдерлин: К… (Friedrich Hölderlin: An…) соч. 25, тен. и фп. (1988–1989); то же для голоса соло, соч. 29а (1989); Сэмюэл Беккет шлет слово через Ильдико Моньёк в переводе Иштвана Шиклоша: Что есть слово? (Siklós István tolmácsolásában Beckett Sámuel üzeni Monyók Ildikóval: mi is a szó?) соч. 30а, сопр. и фп. (1990); Сэмюэл Беккет: что есть слово? (Beckett Sámuel: mi is a szó?) соч. 30b, чтица, вок. и инстр. анс. (1991); Фридрих Гёльдерлин: В лесу соч. 29 № 2, бар. (1993); Песни на слова Гёльдерлина (Hölderlin-Gesänge) соч. 35, 1–3 бар. с трбн. и тубой ad lib. (1993–1997); …шаг за шагом – никуда… (…pas à pas nulle part…) соч. 36, бас, стр. трио и уд., сл. С. Беккета (1993–1997); Несколько отрывков из «Книг чепухи» Г.К. Лихтенберга (Einige Sätze aus den Sudelbüchern Georg Christoph Lichtenbergs) соч. 37, бар. и инстр. анс. (1996–1998); то же в ред. для сопр. и кб., соч. 37а (1999); Петер Эстергази: Фанчико и Пинта (Esterházy Péter: Fancsikó és Pinta) соч. 40, сопр., пианино и чел. (1999); песни на слова А. Ахматовой соч. 41, сопр. соло и с инстр. (1997–2008); песни на слова Д. Тандори, к.-а. соло и с инстр. (2019).

Для 15 инстр.: Стр. квартет соч. 1 (1959); Дух. квинтет соч. 2 (1959); 8 пьес соч. 3, фп. (1960); 8 дуэтов для скр. и цимбал соч. 4 (1961); Знаки (Jelek) соч. 5, альт (1961, 2/1992, ред. для влч. соч. 5b 1999); 5 пьес (Cinque Merrycate) соч. 6, гит. (1962); Осколки (Szálkák) соч. 6c, цимбалы (1973, ред. для фп. соч. 6d 1978); Памяти Дьёрдя Зильца (In memoriam Zilcz György), 2 трубы, 2 трбн. и туба (1975); В честь Андраша Михая (Hommage à Mihály András), 12 микролюдий для стр. квартета соч. 13 (1977); Маленькое затруднение (A kis csáva) соч. 15b, фл.-пикк., трбн. и гит. (1978); 3 пьесы соч. 14e, скр. и фп. (1979); 6 багателей соч. 14d, фл., кб. и фп. (1981, на осн. фп. пьес цикла Игры); Янош Пилински: Жерар де Нерваль (Pilinszky János: Gérard de Nerval) соч. 5b, влч. (1986); Краткий оффиций памяти Эндре Сервански (Officium breve in memoriam Andreae Szervánszky) соч. 28, стр. квартет (1988–1989); Лигатура: послание Фрэнсис-Мари (Ответ на вопрос, оставшийся без ответа) (Ligatura: Message to Frances-Marie (The Answered Unanswered Question)) соч. 31b, влч. с 2 смычками или 2 влч., 2 скр. и чел. (1989); Знаки, игры и послания (Jelek, játékok és üzenetek), пьесы для скр., альта, влч. и кб. соло и в разных сочетаниях (с 1989 до наст. времени); В честь Р[оберта] Ш[умана] (Hommage à R. Sch.) соч. 15d, клар., альт и фп. (1990); Лигатуры и версеты (Ligature e versetti), орг. (1990); Издалека-3 (Aus der Ferne III), стр. квартет (1991); Жизнеописание (Életút) соч. 32, 2 фп. и 2 бассетгорна (1992); Памяти Тамаша Блюма (In memoriam Tamás Blum), альт (1992); Взгляд в прошлое, в честь Штокхаузена. Старое и новое для четырех исполнителей (Rückblick, Hommage à Stockhausen, Altes und Neues für vier Spieler), труба, кб., фп., клав. и чел. (1993); 3 пьесы (3 pezzi) соч. 38, клар. и цимбалы (1996); 3 другие пьесы (3 altri pezzi) соч. 38а, клар. и цимбалы (1996); Сцены для флейты (Jelenetek fuvolára) соч. 39 (1999); Издалека-5 (Aus der Ferne V), стр. квартет (1999); Памяти Мириам Марбе (Myriam Marbé in memoriam), 3 блокфл. (1999); Шесть музыкальных моментов (Six moments musicaux) соч. 44, стр. квартет (1999–2005); Hipartita, скр. (2000–2004); Varga Bálint Ligaturája, скр., влч. и пианино (2007); Триптих, 2 скр. (2007); …вздохи, стоны… (sospiri, gemiti), виола да гамба (2011); фп. пьесы, большей частью входят в цикл Игры (Játékok, создается с 1973 в соавт. с М. Куртаг, некоторые пьесы существуют в обр. для др. инстр.); транскрипции произв. разных комп. для фп. в 4 и 6 рук и для 2 фп.

Электр. муз. (в соавт. с Д. Куртагом-младшим): Памяти Лайки (Lajka-emlék), магн. (1990); Диалог (Zwiegespräch), стр. квартет и электр. (1999).