Орф,

Карл (Orff; 10.7.1895, Мюнхен – 29.3.1982, там же). Немецкий композитор. Учился в Мюнхенской академии музыки (1912–1914), недолго работал в Мюнхене театральным капельмейстером, в 1917 году попал на фронт, был ранен, по возвращении в Мюнхен (1919) занялся изучением музыки XVI–XVII веков, а в 1920–1921 совершенствовался в искусстве композиции под руководством известного педагога, мастера контрапункта Генриха Камински. В 1924 вместе с Доротеей Гюнтер основал школу гимнастики, музыки и танца (Гюнтершуле). Из опыта работы в этой школе выросла музыкально-педагогическая система Орфа, которая заключается в раскрытии творческого потенциала детей путем обучения их хоровому пению, ритмике, ансамблевой игре и импровизации, обычно на специально подобранном наборе ударных инструментов (детская музыка Орфа – хоры, инструментальные миниатюры, театральные сценки и др. – собрана в многотомном издании Orff-Schulwerk). До 1933 года Орф выступал как дирижер, исполняя музыку барокко; в 1920-х аранжировал три произведения Монтеверди (в том числе оперу Орфей). В 1930-х вместе с музыковедом, будущим героем антинацистского сопротивления Куртом Хубером занимался полевыми исследованиями баварского фольклора. В годы нацизма, особенно после успешной премьеры сценической кантаты Carmina burana (1937, Франкфурт-на-Майне), вел благополучную жизнь, сохраняя относительную творческую независимость. В 1950–1960 возглавлял кафедру композиции в Мюнхенской ВМШ. В 1961 при зальцбургском Моцартеуме был основан Институт музыкального воспитания Орфа.

Творчество Орфа для взрослых, подобно его детской музыке, основано на простейших формах музицирования. Стилистика музыки Орфа определяется преобладанием ударных тембров, остинатными ритмами, короткими диатоническими темами, элементарными гармониями, преимущественно силлабическим, четко акцентированным складом вокальных партий, широким использованием parlando. Известное влияние на Орфа оказал (в том числе такими своими произведениями, как Свадебка и Царь Эдип), однако в трактовке Орфа модели Стравинского предстают огрубленными; тем самым в музыке подчеркивается «языческое», телесно-возбуждающее начало. Как и Стравинский, Орф тяготел к «театру представления», часто с элементами стилизованного ритуального действа; свои сюжеты он черпал из античности, фольклора и «низовых» жанров средневековой литературы. Для театра предназначены все его зрелые произведения, начиная с популярной доныне кантаты Carmina burana. Более поздние сценические кантаты Орфа, Catulli carmina (Песни Катулла) и Trionfo di Afrodite (Триумф Афродиты), составившие вместе с Carmina burana триптих Trionfi, иллюстрируют эволюцию Орфа в сторону откровенного примитивизма, крайняя точка которого была достигнута в его последней партитуре, апокалиптическом действе De temporum fine comoedia.

Осн. произв. для театра: Carmina burana (Бойернские песни), светские песнопения в 3 сценах, сл. из одноим. рукописи XIII века (1936, пост. 1937, Франкфурт-на-Майне, 1-я часть трилогии Trionfi (Триумфы)); Луна (Der Mond), одноакт. маленький мировой театр, либр. О. по братьям Гримм (1936–1938, пост. 1939, Мюнхен, 2/1970); Песни Катулла (Catulli carmina), сценич. игры в 3 актах с прологом и заключением, сл. Катулла (1943, Лейпциг, 2-я часть трилогии Trionfi); Умница: история о короле и умной женщине (Die Kluge: die Geschichte von dem König und der klugen Frau), в 12 сценах, либр. О. по братьям Гримм (1943, Франкфурт-на-Майне); Дочь Бернауэра (Die Bernauerin), баварская пьеса в 7 сценах, либр. О. (1947, Штутгарт); Антигона (Antigonae), трагедия Софокла в пер. Ф. Гёльдерлина (1949, Зальцбург); Хитрецы (Astutuli), одноакт. баварская комедия, либр. О. (1953, Мюнхен); Триумф Афродиты (Trionfo di Afrodite), сценич. концерт в 7 сценах, сл. Катулла, Сафо и Еврипида (1951, пост. 1953, Милан, 3-я часть трилогии Trionfi); Комедия о Воскресении Христа (Comoedia de Christi resurrectione), пасхальная пьеса, сл. О. (1955, пост. 1956, Мюнхен, ТВ); Эдип-царь (Œdipus der Tyrann), трагедия Софокла в пер. Ф. Гёльдерлина (1958, пост. 1959, Штутгарт); Игра о Рождестве Младенца (Ludus de nato infante mirificus), рождественская пьеса, сл. О. (1960, там же); Сон в летнюю ночь (Ein Sommernachtstraum), пьеса Шекспира в пер. А.В. Шлегеля (окончат. ред. 1962, пост. 1964, там же); Прометей (Prometheus), одноакт., либр. О. по Эсхилу (1967, пост. 1968, там же); Комедия о конце времен (De temporum fine comoedia), сценич. предст. в 3 частях, либр. О. (1971, пост. 1973, Зальцбург, окончат. ред. 1981, пост. 1994, Ульм).

Др. произв.: песни, хоры, кантаты (1911–1931); Гизеи, жертва (Gisei, das Opfer), муз. драма по пьесе япон. театра (1913); Танцующие фавны (Tanzende Faune), орк. (1914); Сон в летнюю ночь (1-я ред. 1917); Леонс и Лена (Leonce und Lena), орк. муз. к комедии Г. Бюхнера (1919); обр. 3 произв. Монтеверди (1925); Маленький концерт (Kleines Konzert), дух., клав., уд., на темы XVI в. (1927, орк. ред. 1937); Интрада (Entrata), орк. и орг., по Бёрду (1928, 2/1940); Сон в летнюю ночь (версии 1939 и 1941); Дифирамбы (Dithyrambi), хор и инстр., сл. Шиллера (1955–1956, 2/1981); пьесы для говорящего хора (1969, 1976 (с уд.)); Рота (Rota), хор и инстр., по англ. канону XIII века (1972).

Муз. для детей в сб. Orff-Schulwerk: Musik für Kinder (1932–1935, с соавт., 2/1950–1954).