Мáртину,

Богуслав (Ян) (Martinů; 8.12.1890, Поличка – 28.8.1959, Листаль, Швейцария). Чешский композитор. С детства играл на скрипке, в 1906–1910 учился в Пражской консерватории, откуда был исключен за плохое посещение занятий. В 1910 году начал серьезно заниматься композицией и в 1918 обратил на себя внимание патриотической кантатой Чешская рапсодия. В 1919–1923 играл в группе вторых скрипок Чешского ФО; в тот же период недолго посещал консерваторский класс композиции Йозефа Сука. В 1923 году переехал в Париж, где продолжил обучение у , углубил знакомство с новейшими тенденциями, прежде всего с творчеством и представителей «Шестерки», и стал сочинять в духе французского неоклассицизма, при случае используя элементы джаза. В 1920-х репутация Мартину росла быстро, чему немало способствовали такие его качества, как исключительная легкость письма и восприимчивость к самым разнообразным влияниям (впрочем, экспрессионизм и Новая венская школа остались ему чужды). В своих самых ярких работах этого периода Мартину предстает остроумным юмористом, приверженцем актуальной тематики и динамичных современных ритмов (Суматоха – в честь беспосадочного трансатлантического полета Ч. Линдберга, и Джаз для оркестра, секстет Кухонное ревю, изначально предназначенный для балетного исполнения, балет Мятеж – сатира на мир современной музыки). В творчестве Мартину 1930-х возобладали более масштабные концепции – инструментальные концерты (в том числе выполненные в традициях жанра Concerto grosso), крупные камерно-инструментальные циклы, оперы на чешские либретто, предназначенные для постановки в Праге или Брно; самыми значительными работами этого периода явились опера-мистерия Игры о Марии и сюрреалистическая опера Жюльетта по пьесе французского писателя Ж. Невё Жюльетта, или Ключ к сновидениям. Летом 1938 года Мартину в последний раз посетил Чехию, а вскоре после ее оккупации нацистами создал Полевую мессу, посвященную Армии свободной Чехословакии. В 1940-м покинул Париж и весной 1941-го поселился в Нью-Йорке, где благодаря поддержке Сергея Кусевицкого смог продолжить активную творческую деятельность; до 1946 года сочинил 5 из своих 6 симфоний, еще несколько концертов и множество камерно-инструментальных опусов разного масштаба. С 1948 работал попеременно в Европе и США, последние два года жизни провел в Швейцарии. До конца жизни остался верен тональному языку, приправленному терпкими диссонантными гармониями, типично неоклассицистской манере настойчивого повторения либо ритмического варьирования коротких мотивов и не отягощенному особой рефлексией, в целом жизнерадостному тону. Бесцветная гладкость и некоторая легковесность почерка в значительной степени свойственна также его поздним серьезным по замыслу партитурам – таким, как 6-я симфония, программный симфонический триптих Фрески Пьеро делла Франческа (по-видимому, наиболее часто исполняемый опус Мартину), духовная кантата Пророчество Исаии и опера Греческий пассион по роману Никоса Казандзакиса Христа распинают вновь.

Оперы: Солдат и танцовщица (Voják a tanečnice), в 3 актах, либр. Я.Л. Будина по Плавту (1928, Брно); Слезы ножа (Les larmes du couteau), одноакт., либр. Ж. Рибмон-Дессеня (1928, пост. 1969, Брно); Три желания, или Превратности жизни (Les trois souhaits, ou Les vicissitudes de la vie), для кино, в 3 актах, либр. его же (1929, пост. 1971, Брно); Игры о Марии (Hry o Marii), легенда в 3 актах с прологом, тексты В. Незвала, В. Завады (оба – по старинным зап.-европейским источникам), из моравской нар. поэзии и М. по Ю. Зейеру и нар. поэзии (1935, Брно); Голос леса (Hlas lesa), для радио, одноакт., либр. В. Незвала (1935, Прага); Комедия на мосту (Veselohra na mostě), для радио, одноакт., либр. М. по В.К. Клицпере (1935, пост. 1937, Прага); Пригородный театр (Divadlo za bránou), в 3 актах, либр. М. по нар. поэзии, Мольеру и Ж.-Г. Дебюро (1936, Брно); Жюльетта (Julietta), либр. М. по Ж. Невё (1938, Прага); Александр-бис (Alexandre bis), одноакт., либр. А. Вюрмсера (1937, пост. 1964, Мангейм); Чем люди живы (What Men Live By), для ТВ, одноакт., либр. М. по Л. Толстому (1953, Нью-Йорк); Женитьба (The Marriage), для ТВ, в 2 актах, либр. М. по Гоголю (1953, Нью-Йорк); Мирандолина (Mirandolina), в 3 актах, либр. М. по К. Гольдони (1954, пост. 1959, Прага); Ариадна (Ariane), либр. М. по Ж. Невё (1958, пост. 1961, Гельзенкирхен); Греческий пассион (The Greek Passion), в 4 актах, либр. М. по Н. Казандзакису (1954–1959, 1-е конц. исполнение 1961, Цюрих); 2 неоконч. оперы.

Балеты (осн. произв.): Иштар (Istar), либр. Ю. Зейера (1918–1921, пост. 1924, Прага); Кто на свете всех сильней? (Kdo je na světě nejmocnější?), либр. М. по англ. нар. сказкам (1922, пост. 1925, Брно); Мятеж (Vzpoura), либр. М. (1925, пост. 1928, Брно); Кухонное ревю (La revue de cuisine), для клар., фаг., трубы и фп. трио, либр. Я. Крёшловой (Я. Лёвенбаха) (1927, Прага); Шпаличек 2/1940); Душитель (The Strangler), либр. Р. Фицджералда (1948, Нью-Лондон).

Муз. к фильмам и спект.

Орк. муз. (осн. произв.): Смерть Тинтажеля (Smrt Tintagilova), увертюра по М. Метерлинку (1910); Ангел смерти (Anděl smrti, 1910); Ноктюрн fis (1915); Розы ночи (Růže noci), ноктюрн (1915); Вилла на море (Vila na moři), баллада (1915); Маленькая танцевальная сюита (Malá taneční suita, 1919); Голубой час (Modrá hodina, 1922); Тайм (Half-Time, 1924); Концертино для влч. и кам. орк. (1924); 1-й фп. концерт, с кам. орк. (1925); Суматоха (La bagarre, 1926); Концертино для фп. (левой руки) и кам. орк. (1926); Джаз (Le jazz, 1928); Рапсодия (симф. allegro) (La rhapsodie (Allegro symphonique), 1928); 1-й влч. концерт (1930); 4-я серенада, кам. орк. (1930, 2/1955); Концерт для стр. квартета и орк. (1931); Партита, стр. (1931); Дивертисмент, кам. орк. (1932); 1-я концертная симфония, 2 орк. (1932); 1-й скр. концерт (1933); Инвенции (1934); 2-й фп. концерт (1934); Концерт для клав. и кам. орк. (1935); Концерт для фл., скр. и кам. орк. (1936); Concerto grosso, кам. орк. (1937); 1-й концерт для 2 скр. с орк. (1937); 3 ричеркара, кам. орк. (1938); Концертино для фп. с орк. (1938); Двойной концерт для 2 стр. орк., фп. и литавр (1938); Концертная сюита для скр. с орк. (1938—45); Sinfonietta giocosa, фп. и мал. орк. (1940); Sonata da camera, влч. и кам. орк. (1940); Камерный концерт (Concerto da camera), скр., фп., уд. и стр. (1941); 1-я симфония (1942); Концерт для 2 фп. с орк. (1943); 2-й скр. концерт (1943); 2-я симфония (1943); Памятник жертвам Лидице (Památník Lidicím, 1943); 3-я симфония (1944); 2-й влч. концерт (1945); 4-я симфония (1945); Молниеносный налет P-47 (Thunderbolt P-47, 1945); 5-я симфония (1946); Токката и 2 канцоны (Toccata e due canzoni), кам. орк. (1946); 3-й фп. концерт (1948); 2-я концертная симфония, скр., влч., гоб., фаг. и кам. орк. (1949); Ла Джолла (La Jolla), симфониетта для фп. и мал. орк. (1950); 2-й концерт для 2 скр. с орк. (1950); Интермеццо (1950); Рапсодия-концерт для альта с орк. (1952); Концерт для скр. и фп. с орк. (1953); 6-я симфония Симфонические фантазии (Fantaisies symphoniques, 1953); Увертюра (1953); Фрески Пьеро делла Франческа (Les fresques de Piero della Francesca, 1955); Концерт для гоб. и мал. орк. (1955); 4-й фп. концерт Заклинание (Incantation, 1956); Утес (The Rock, 1957); 5-й фп. концерт Концертная фантазия (Fantasia concertante, 1958); Притчи (The Parables), по Ж. Невё и А. де Сент-Экзюпери (1958); Эстампы (Estampes, 1958).

Хор. муз. (осн. произв.): Чешская рапсодия (Česká rapsódie), кантата, с бар., орк. и орг., сл. А. Ирасека (1918); Гирлянда (Kytice), кантата, с солистами и орк., сл. нар. (1937); Полевая месса (Polní mše), кантата для бар., муж. хора, дух., фп., фисгарм. и уд., сл. И. Мухи, литургич. и библ. тексты в чеш. пер. (1939); Гимн св. Иакову (Hymnus k sv. Jakubu), с солистами, клар., влт., стр. орк. и орг., сл. Я. Данека (1954); Гильгамеш (Gilgamesh, Gilgameš), оратория, с чтецом, солистами и орк., сл. шумерского эпоса в англ. пер. (1955); 3 кам. кантаты, сл. М. Буреша (1955, 1956, 1959); Пророчество Исаии (The Prophecy of Isaiah), кантата для солистов, муж. хора, трубы, альта, фп. и литавр, сл. из Библии (1959); хоры a cappella и в сопров. отд. инстр. по мотивам чеш., моравского и словацкого фольклора; детские хоры.

Для гол. с сопров.: ранние произв. для гол. с фп., орг. и орк.; 3 песни для кабаре, гол. с фп. (1921); Вокализ-этюд, гол. с фп. (1930); песни на нар. сл., гол. с фп.

Для 312 инстр. (осн. произв.): 2 ноктюрна и Andante, стр. квартет (1912); Стр. квартет es (1917); 1-й стр. квартет, Французский (1918); 1-е стр. трио (1923); Квартет для клар., влт., влч. и барабана (1924); 2-й стр. квартет (1925); Кухонное ревю, см. Балеты; Стр. квинтет (1927); Джаз-сюита, 12 инстр. (1928); 3-й стр. квартет (1929); Секстет, фл., гоб., клар., 2 фаг. и фп. (1929); 1-е фп. трио (1930); Сонатина для 2 скр. и фп. (1930); Дух. квинтет (1930); Хороводы (Les rondes), гоб., клар., фаг., труба, 2 скр. и фп. (1930); Соната для 2 скр. и фп. (1932); 1-я серенада, клар., влт., 3 скр. и альт (1932); 2-я серенада, 2 скр. и альт (1932); 3-я серенада, гоб., клар., 4 скр. и влч. (1932); Стр. секстет (1932, обр. для стр. орк. 1958); 1-й фп. квинтет (1933); 2-е стр. трио (1934); Соната для фл., скр. и фп. (1937); Трио для фл., скр. и фаг. (1937); Мадригалы (Les madrigaux), гоб., клар. и фаг. (1937); 4-й стр. квартет (1937); 5-й стр. квартет (1938); Прогулки (Promenades), фл., скр. и клав. (1939); Пасторали (Bergerettes), фп. трио (1939); Мадригал-соната (1942); Фп. квартет (1942); Трио для фл., влч. и фп. (1944); 2-й фп. квинтет (1944); Фантазия, терменвокс, гоб., стр. квартет и фп. (1945); 6-й стр. квартет (1946); 7-й стр. квартет Concerto da camera (1947); Квартет для гоб. и фп. трио (1947); Мазурка-ноктюрн, гоб., 2 скр. и влч. (1949); 2-е фп. трио (1950); 3-е фп. трио (1951); Стоувские пасторали (Stowe Pastorals), 5 блокфл., клар., 2 скр. и влч. (1951); Серенада, 2 клар. и стр. трио (1951); Камерная музыка № 1 (Musique de chambre No. 1), клар., стр. трио, арфа и фп. (1959); Нонет, фл., гоб., клар., фаг., влт., скр., альт, влч. и кб. (1959).

Для 2 инстр. (осн. произв.): 1-й дуэт для скр. и влч. (1927); 1-я соната для скр. и фп. (1929); Фантазия, 2 фп. (1929); 4 ноктюрна, влч. и фп. (1930); 6 пасторалей, влч. и фп. (1930); Легкие этюды, 2 скр. (1930); 2-я соната для скр. и фп. (1931); Сонатина для скр. и фп. (1937); 4 интермеццо, скр. и фп. (1937); 1-я соната для влч. и фп. (1939); 2-я соната для влч. и фп. (1941); Вариации на тему Россини, влч. и фп. (1942); 3-я соната для скр. и фп. (1944); Чешская рапсодия (Rhapsodie Tchéque), скр. и фп. (1945); Соната для фл. и фп. (1945); 1-й дуэт (3 мадригала) для скр. и альта (1950); 2-й дуэт для скр. и альта (1950); 3-я соната для влч. и фп. (1952); Соната для альта и фп. (1955); Сонатина для клар. и фп. (1956); Сонатина для трубы и фп. (1956); Дивертисмент для 2 блокфл. (1957); 2-й дуэт, скр. и влч. (1958); Вариации на словацкую нар. песню, влч. и фп. (1959); Пьеса, 2 влч. (1959); др. сонаты и пьесы для скр. и фп., др. пьесы для влч. и фп. и для 2 фп.

Для фп. (осн. произв.): Учебный дуэт для нервных (Instruktivní duo pro nervózní, 1925); Фильм в миниатюре (Film en miniature, 1925); 3 чешских танца (1926); Три эскиза современных танцев (Trois esquisses de danses modernes, 1927); 8 прелюдий (1929); 2 думки (1936); Сказки (Pohádky, 1939); Фантазия и токката (1940); Этюды и польки (1945); Соната (1954); AdagioIn memoriam (1957); др. пьесы.

Для клав.: 2 пьесы (1935); Соната (1958); 2 экспромта (1959).