Мансурян,

Тигран (Егиаевич) (р. 27.1.1939, Бейрут). Армянский композитор. В 1947 году его семья репатриировалась в Советскую Армению. В 1964-м окончил Ереванскую консерваторию по классу ведущего педагога композиции Лазаря Сарьяна (1920–1998). Между второй половиной 1960-х и началом 1980-х считался представителем того же нонконформистского течения в советской музыке, что и , и . Его музыка того времени – образец органичного синтеза национальной основы и изысканного современного письма. Пробуя силы в додекафонии и достаточно широко пользуясь элементами пуантилизма (характерны Соната и 3 пьесы для фп., Интерьер для струнного квартета, ансамблевые Арабески), Мансурян смолоду ориентировался прежде всего на импрессионизм и, соответственно, тяготел к модальности в мелодии и гармонии, к прозрачной, детализированной фактуре и к связному типу изложения, основанному на постепенной, обычно без резких сдвигов, разработке лаконичных интонационных структур, наделенных ненавязчивым национальным колоритом. На фоне сверхтемпераментной и «изобильной» экстравертной манеры , служившей главным эталоном для армянских композиторов середины века, сдержанная, по преимуществу негромкая музыка Мансуряна явилась освежающим новым словом. К его самым значительным работам принадлежат оркестровые Прелюдии и Ночная музыка, Двойной концерт для скрипки и виолончели со струнным оркестром и пьеса Tovem (в приблизительном переводе с древнеармянского – Заклинание) для 15 инструменталистов. В Прелюдиях и Tovem преобладают изменчивые, главным образом светлые и деликатные краски, плавные переходы между разделами и пластичная ритмика с завуалированными акцентами (ритмическая регулярность выходит на первый план лишь в сжатых кульминационных зонах); прихотливые очертания мелодических линий ассоциируются с орнаментикой средневекового армянского изобразительного искусства. Четырехчастная Ночная музыка и двухчастный Двойной концерт богаче драматическими перипетиями и моментами открытой патетики, содержат продолжительные медитативные разделы, их тематизм более рельефен и ритмически отчетлив. Названные опусы и большинство других крупных произведений Мансуряна завершаются на угасающей просветленной ноте (одно из немногих исключений – трехчастный 2-й виолончельный концерт с быстрым, напористым гротескным финалом). Одновременно Мансурян много писал для кино (в частности, создал звуковое оформление к знаменитому Цвету граната Сергея Параджанова, 1968) и для голоса с сопровождением. Его лучшие вокальные пьесы, в том числе айрены (старинная стихотворная форма) на слова средневекового поэта Наапета Кучака и мадригалы на стихи новых армянских поэтов, лиричны без сентиментальности и выдержаны в свободном от излишеств декламационном складе. Помимо армянской литературы разных эпох композитор черпает вдохновение в творчестве таких писателей, как Т.С. Элиот (Ибо я не надеюсь для 15 инструменталистов), У. Фолкнер (альтовый концерт И снова я во времени, Тень от оконной поперечины для 9 духовых), А. Ахматова. С начала 1980-х манера Мансуряна, оставаясь в целом утонченно-камерной, становится более традиционной, тенденция к подчеркиванию национального элемента и ностальгически-просветленных настроений – более заметной (концерты для скрипки, альта и кларнета и виолончели со струнными, для виолончели с духовыми, два струнных квартета, 5 багателей для фп. трио, цикл молитв Исповедуюсь с верой на слова поэта-католикоса XII века Нерсеса Шнорали, 2 фантазии для фп. со струнными и др.).

В 1992–1995 Мансурян был ректором Ереванской консерватории.

Балет Снежная королева (Dzne tʽaguhi), в 3 актах, либр. В. Галстяна по Х.К. Андерсену (1990, Ереван).

Вок. муз. (осн. произв.): 4 айрена, сопр. с фп., сл. Н. Кучака (1967); Дар розы (Vardi nver), мадригал № 1, сопр., фп., фл. и влч., сл. М. Зарифяна (1974); Луна, играющая на свирели (Srngahar lusin), мадригал № 2, тот же состав, сл. Р. Давояна (1976); Наирийские песни (Nairyan yerger), 3 песни, гол. с орк., сл. В. Теряна (1976); Две девушки (Due fanciulle), мадригал № 3, сопр., фп., фл. и влч., сл. К. Заряна на итал. яз. (1981); Закатные песни (Mayramuti yerger), гол. с фп., сл. А. Сагияна (1984); Страна Наири (Yerkir Nairi), гол. с фп., сл. В. Теряна (1985); Miserere, сопр. и стр., сл. Месропа Маштоца и из Библии (1989); Мадригал № 4, сопр., фл., клар., фп. трио и колокола, сл. А. Киракосян (1991); Весенние песни (Garnanayin yerger), хор, сл. О. Туманяна (1993); Искусство поэзии (Ars poetica), концерт для хора, сл. Е. Чаренца (1996–2000); Исповедуюсь с верой (Havatov khostovanim), 4 муж. гол. и альт, сл. Нерсеса Шнорали (1998); Мотет, 2 хора, сл. Григора Нарекаци (2000); На берегах вечности, хор, сл. А. Исаакяна (2003); Параллельные песнопения (Canti paralleli), сопр. и фп., сл. арм. поэтов (2007–2008); Реквием, сопр., бар., хор и стр. орк. (2011); Чистилище, солисты, хор и орк., сл. Данте (2021).

Концерты: для орг. с кам. орк. (1964); 1-й для влч. с орк., памяти Шостаковича (1976); 2-й для влч. со стр. орк. (1978); для скр. и влч. со стр. орк. (1978); 1-й для скр. со стр. орк. (1981); 3-й для влч. и 13 дух. (1983); для клар., влч. и стр. орк., Постлюдия, памяти О. Кагана (1992); для альта со стр. орк.; И снова я во времени (And then I was in time again) (1995); 2-й для скр. со стр. орк., Четыре серьезные песни (2006); 4-й для влч. с орк.; Где Авель, брат твой? (Ubi est Abel frater tuus?) (2010).

Др. орк. муз. (от 15 исполн., осн. произв.): Партита (1965); Прелюдии (1975); Tovem, 15 исполн. (1979); Ночная музыка (Nachtmusik, 1980); Ибо я не надеюсь (Because I dont hope), памяти И. Стравинского, 15 исполн. (1982); 1-я фантазия, фп. и стр. орк. (2003); 2‑я фантазия, фп. и стр. орк. (2005); Три арии, альт и орк. (2008); Quasi parlando, влч. и стр. орк. (2012).

Для фп. (осн. произв.): Соната (1967); 4 миниатюры (1969); 3 пьесы (1971); Ностальгия (1976); Три пьесы в густых тонах (1979).

Др. инстр. муз. (осн. произв.): Allegro barbaro, влч. и фп. (1964); 2 сонаты для скр. и фп. (1964, 1965); 1-е фп. трио (1965); Псалом, 2 фл. и скр. (1966); Арабески-1, 7 инстр. (1969); Арабески-2, 10 инстр. (1970); Элегия памяти Севака, влч. и фп. (1971); Силуэт птицы, клав. и уд. (1971–1973); Интерьер, стр. квартет (1972); 2 сонаты для влч. и фп. (1973–1974); Дух. квинтет (1974); Оратор, фл., скр., кб. и клав. (1978); Каприччо, влч. (1981); 2 стр. квартета (1983, 1984); 5 багателей для фп. трио (1985); Гробница (Tombeau), влч. и уд. (1988); 3-й стр. квартет (1993); Тень от оконной поперечины (The Shadow of the Sash), 9 дух. (1995); В честь А. Ахматовой (Hommage à Anna Akhmatova), бас-клар., канон (вост. цитра), альт и мар. (1997); Дуэт, альт и уд. (1998); 3 ср.-век. тага [духовных песнопения], альт и уд. (1998–2004); Слезы (Lachrymae), сопр.-сакс. и альт (1999); 2-е фп. трио памяти Шнитке (2000); Lamento, скр. или альт (2002); Завещание (Testament), стр. квартет (2004); Agnus Dei, скр., клар., влч. и фп. (2006); Con anima, альт и стр. квинтет (2007); Стр. трио (2008); Церковная соната (Sonata da chiesa), альт и фп. (2015).

Муз. для кино и театра; обр. песен Комитаса.