Мартынов,

Владимир Иванович (р. 20.2.1946). Русский композитор, музыковед, культуролог. Сын советского музыковеда Ивана Ивановича Мартынова (1908–2005). Учился в Московской консерватории, в том числе композиции у выдающегося педагога Николая Сидельникова. До 1974 года работал в более или менее «авангардной» манере, затем, после экспедиции на Памир, под впечатлением от «духовной упорядоченности» жизненного уклада людей, населяющих этот регион, изменил творческую установку. Отныне музыка интересует Мартынова не столько как автономная форма художественного творчества, сколько как часть синкретически упорядоченного внеличностного ритуала. В 1975–1978 он сочинял и исполнял рок-музыку (с 1976 – во главе собственной рок-группы Форпост), в конце 1970-х на несколько лет оставил композицию, редактировал издания полифонической музыки Средних веков и Возрождения, реконструировал памятники древнерусского литургического пения по крюковым записям, начал преподавать в духовной академии Троице-Сергиевой Лавры. В 1983–1984 вернулся к сочинению музыки, но уже на основе радикально «постмодернистского» мировоззрения, констатирующего смерть индивидуального, авторского письма. Характерно заглавие первой из созданных после перерыва партитур Мартынова: Opus posth[umus] – «сочинение посмертное» (в специфическом понимании Мартынова – созданное уже после того, как категория «сочинение» перестала существовать). Так же назывался струнный ансамбль под руководством жены Мартынова, скрипачки Татьяны Гринденко, исполнявший преимущественно его музыку. На место авторского творчества Мартынов выдвигает так наз. бриколаж – комбинирование общеизвестных, легко идентифицируемых стилистических клише. Термин «бриколаж» (bricolage), введенный в культурологический оборот французским мыслителем Клодом Леви-Стросом (Lévi-Strauss, 1908–2009) и по своему исходному (бытовому) смыслу близкий понятиям «самодеятельность», «кустарщина», «халтура», указывает на принцип архаического мифотворчества: построение картины мира из ограниченного числа «подручных» элементов (объектов, знаков, представлений), знакомых «дикарю» по опыту повседневной жизни. Бриколаж по Мартынову – единственный возможный метод создания нового сакрального искусства; последнее, подобно искусству далекого прошлого, еще свободному от «десакрализующего» воздействия ренессансного гуманизма и просвещенческого индивидуализма, должно быть каноническим (то есть исключающим проявления авторской воли), ритуальным и метафизическим. Музыкальный материал зрелой продукции Мартынова-композитора (точнее было бы сказать «бриколёра») – это длинные цепочки благозвучных фраз, напоминающие классику минимализма. Впрочем, минимализм Мартынова чаще всего лишен ритмической энергии, скорее «меланхоличен» (согласно Мартынову, «сладостная меланхолия» – естественное чувство композитора «эпохи opus posth.», не способного до конца подавить в себе творческое начало), его конструктивными единицами обычно служат обороты, стилизованные под западную классику, фольклор или церковное пение, встречаются и прямые цитаты. Исполнение опусов Мартынова, как правило, предполагает элемент театрализации, выступающий суррогатом ритуального действа в условиях современного концертного или театрального зала; некоторые его работы созданы в непосредственном сотрудничестве с театральными режиссерами (в частности с Анатолием Васильевым). В 2002 году при активном участии Мартынова в Москве был учрежден центр развития и поддержки новой музыки Devotio moderna («Современное благочестие»). Практика Мартынова, с привлечением многочисленных философских, исторических, богословских источников, обоснована в его книгах. Положения Мартынова часто убедительны, иногда бесспорны, но его труды заметно обесцениваются крайним схематизмом историософских построений и тенденциозной интерпретацией исторических фактов и закономерностей. В своих недавних книгах он отстаивает концепцию «автоархеологии» – познания своего «Я» через музыку и музыки через свое «Я». Занимавшая Мартынова на протяжении долгих лет идея «нового сакрального пространства» преобразовалась в идею opus prenatum («сочинение еще не рожденное»): в пространстве opus prenatum «проступает возможность начала – начала некоего непредставимого нового»; впрочем, работы Мартынова, созданные «в зоне opus prenatum» (начиная примерно с 2012), стилистически и идеологически очень мало отличаются от тех, которые рождались «в зоне opus posth.».

Осн. произв.: 4 стихотв. В. Хлебникова, хор и кам. орк. (1963); Серенады, инстр. анс. (1968); Концерт для гоб. с орк. (1968); Концерт для фл. с орк. (1968); Гексаграмма, фп. (1971); Музыка для фп., контрабаса и ударных (1974); Листок из альбома, скр., фп., кам. анс. и рок-группа (1976); Рождественская музыка, дет. хор и смеш. анс. (1976); Страстны́е песни (Passionslieder), сопр. и стр. анс., сл. И. Вейнцера (1977); Иерархия разумных ценностей, анс. уд., текст Хлебникова (1977, 2/1990); Распорядок дня, анс. уд. (1978); Серафические видения Франциска Ассизского, рок-опера (1978); Opus posth., фп., уд. и дискант, сл. Н. Заболоцкого (1984); Войдите! (Come in!), скр., стр. орк. и чел. (1985); Апокалипсис, 2 муж. хора с солистами (1991); Плач Иеремии, хор (1992); Magnificat quinti toni, к.-тен., скр. и стр. анс. (1993); Обретение абсолютно прекрасного звука, анс. уд. (1993); Opus posth. II, 2 фп. и дискант, сл. Заболоцкого (1984); Stabat mater, хор и стр. анс. (1994); Осенний бал эльфов, стр. орк. (1994); Реквием, солисты, хор и стр. анс. (1995); Танцы Кали-Юги эзотерические, фп. (1995); Танцы Кали-Юги экзотерические, инстр. анс. (1995); Ночь в Галиции, фольклорный вок.-инстр. анс. и стр. анс., сл. Хлебникова и «русалочьи песни» из фольклорного сб. И. Сахарова (1996); Песнь брату Солнцу (Canticum fratris Solis), тен. и стр. орк., сл. св. Франциска Ассизского (1996); Коан, фл. (1996); Упражнения и танцы Гвидо [Аретинского], опера (1997); Илиада. 23 песнь, фольклорный хор и уд. (1998); Литания Деве Марии, 3 жен. гол. (1999); Хорошо темперированная красота, скр. гоб. и кам. орк. (2000); Игра человеков и ангелов, хоры, певцы, скр. и инстр. анс. (2000); Монофония, сопр., фп. и колокольчики, сл. Дж. Джойса (2000); Песнь песней, 3 хора (2001); Новая жизнь (Vita nova), опера по Данте (2003); Сингапур. Геополитическая утопия, хор и инстр. анс. (2005); Прощание (Der Abschied), стр. квартет (2006); Стена-сообщение, фп. (2007); Дети выдры, тувинское горловое пение, хор, инстр. анс. и фп., сл. Хлебникова (2009); Неоконченный квинтет Шуберта, стр. (2009); Игры ангелов и людей, мистерия (2011); Исаие, ликуй!, хор и инстр. (2014); Opus prenatum, фп. (2014); Машина воспоминаний, фп. (2017).

Кн.: История богослужебного пения. М., 1994; Пение, игра и молитва в русской богослужебно-певческой системе. М., 1997; Культура, иконосфера и богослужебное пение Московской Руси. М., 2000; Конец времени композиторов. М., 2002; Зона Opus posth., или Рождение новой реальности. М., 2005; Пестрые прутья Иакова. М., 2010; Казус Vita nova. М., 2010; Автоархеология. 3 кн. М., 2011–2013; Книга книг. М., 2013; Книга перемен. М., 2016; и др.