Пиццетти,

Ильдебрандо (Pizzetti; 20.9.1880, Парма – 13.2.1968, Рим). Итальянский композитор. Учился в Пармской консерватории (1895–1901). В 1905 году познакомился со знаменитым Габриэле Д’Аннунцио, который предложил Пиццетти написать музыку к своей очередной пьесе и тем самым способствовал его ранней известности; драматургия Д’Аннунцио послужила литературной основой ряда позднейших произведений Пиццетти. В 1907 Пиццетти стал преподавателем гармонии и контрапункта в Пармской консерватории. Его педагогическая деятельность продолжилась во Флоренции (1908–1924, директор консерватории в 1917–1924), в Милане (директор консерватории в 1924–1936) и в римской Академии Санта-Чечилия (1936–1958, президент в 1947–1952); среди его многочисленных учеников – Марио Кастельнуово-Тедеско, Нино Рота, Джонатан Смит-Бриндл, . Выступал как музыкальный критик и дирижер. Основную часть наследия Пиццетти составляет музыка для театра. Оперное творчество Пиццетти – опыт консервативной альтернативы веризму с его мелодраматическими сюжетами и экспансивной мелодикой: Пиццетти предпочитал героические, возвышенные сюжеты, в том числе из Библии и античной мифологии, и гибкий ариозный склад сольных вокальных партий, точно отражающий просодию словесного текста. Вокальное письмо Пиццетти отмечено влиянием раннебарочной флорентийской монодии, Монтеверди, Дебюсси, отчасти также Вагнера и Мусоргского. Монологи и диалоги в операх Пиццетти могут быть многословными и монотонными, зато хоровые сцены разработаны оригинально и изобретательно; именно в них, как правило, сосредоточено наиболее интересное музыкальное содержание. Оперы Пиццетти, созданные большей частью для театра Ла Скала, имели достаточно широкий отклик в Италии, но за ее пределами исполнялись редко. В мире Пиццетти был известен главным образом своими ранними операми Федра и Девора и Иаиль, особенно же масштабной поздней музыкальной драмой Убийство в соборе на адаптированный текст одноименной драмы Томаса С. Элиота о мученической гибели архиепископа Кентерберийского св. Томаса Беккета (XII век). Примечательны и некоторые камерно-инструментальные опусы и сольные вокальные миниатюры Пиццетти, а также его произведения для хора a cappella, деликатно стилизованные в духе вокальной полифонии XVI–XVII веков.

Оперы: ранние и неоконч. опыты; Федра (Fedra), в 3 актах, либр. Г. Д’Аннунцио по Еврипиду и Сенеке (1909–1912, пост. 1915, Милан); Девора и Иаиль (Debora e Jaele), в 3 актах, либр. П. по Библии (1915–1921, пост. 1922, там же); Священное представление об Аврааме и Исааке (La sacra rappresentazione di Abram e dIsaac), одноакт., либр. О. Кастеллино по Ф. Белькаре, на осн. муз. к спект. (1915–1928, пост. 1937, Перуджа); Чужестранец (Lo straniero), в 2 актах, либр. П. (1922–1925, пост. 1930, Рим); Брат Герардо (Fra Gherardo), в 3 актах, либр. П. (1928, Милан); Орсеоло (Orséolo), в 3 актах, либр. П. (1928–1933, пост. 1935, Флоренция); Золото (L’oro), в 3 актах, либр. П. (1937–1942, пост. 1947, Милан); Ванна Лупа (Vanna Lupa), в 3 актах, либр. П. (1943–1947, пост. 1949, Флоренция); Ифигения (Ifigenia), одноакт., либр. П. и А. Перрини (1950, радио); Калиостро (Cagliostro), одноакт., либр. П. (1952, радио); Дочь Йорио (La figlia di Iorio), в 3 актах, текст Г. Д’Аннунцио в ред. П. (1954, Неаполь); Убийство в соборе (L’assassinio nella cattedrale), текст Т.С. Элиота в сокр. итал. пер. (1958, Милан); Серебряный башмачок (Il calzare d’argento), в 2 актах, либр. Р. Баккелли (1961, там же); Клитемнестра (Clitennestra), в 2 актах, либр. П. (1965, там же).

Муз. к спект. (в том числе по пьесе Г. Д’Аннунцио Корабль (La nave), 1908]) и к кинофильмам.

Для орк. (осн. произв.): 3 прелюдии к трагедии Софокла Эдип-царь (1903); Летний концерт (Concerto dell’estate, 1928); Последняя охота св. Губерта (L’ultima caccia di S Uberto), с хором ad lib. (1930); Песни высокого времени (Canti della stagione alta), концерт для фп. с орк. (1930); Концерт для влч. с орк. C (1934); Симфония A (1940); Концерт для скр. с орк. A (1944); Прелюд к новому дню (Preludio a un altro giorno, 1952); Концерт для арфы с орк. B (1960).

Для хора, в том числе с солистами и орк. (осн. произв.): 2 песни (2 canzoni corali), греч. нар. сл. в итал. пер. (1913); Песнь любви (Canto d’amore), муж. хор, греч. нар. сл. в итал. пер. (1914); Реквием (Messa di requiem, 1922); De profundis (1937); Эпиталама (Epithalamium), с солистами и орк., сл. Катулла (1939); 3 композиции (3 composizioni corali, 1943); Песнь славы (Cantico di gloria), 3 хора, дух., 2 фп. и уд. (1948); Суета сует (Vanitas vanitatum), солисты, муж. хор, орк., сл. из Библии (1958); 2 композиции (2 composizioni corali), сл. Сафо в итал. пер. (1961); Дщери Иерусалимские (Filiae Jerusalem), сопр., жен. хор, орк., сл. из Библии (1966); фрагменты из муз. к театр. постановкам.

Для гол. с фп.: ок. 35 произв., в том числе Пастухи (I pastori), сл. Г. Д’Аннунцио (1908), Erotica, сл. его же (1911), 2 неаполитанских драм. отрывка (2 liriche drammatiche napoletane), сл. С. ди Джакомо (1918), 3 сонета Петрарки (3 sonetti di Petrarca, 1922), 3 песни любви (3 canti d’amore, 1960).

Др. вок. муз.: 3 песни (3 canzoni), гол. и стр. квартет, сл. нар. (1926); 2 стихотворения Дж. Унгаретти (2 poesie di Ungaretti), бар. и фп. трио (1936).

Для кам. анс. и отд. инстр. (осн. произв.): 1-й стр. квартет A (1906); Маленькая романтическая поэма (Poemetto romantico), фп. (1909); О далекой осени (Da un autunno già lontano), 3 пьесы для фп. (1911); Соната для скр. и фп. A (1919); Соната для влч. и фп. F (1921); 3 песни (3 canti), скр. или влч. и фп. (1924); Фп. трио A (1925); 2-й стр. квартет D (1933); Соната для фп. (1942); Разговор (Colloquio), скр. и фп. (1949).

Муз.-критич. ст., монографии о Паганини, об итал. муз. XVIII века и др.