Петрасси,

Гоффредо (Petrassi; 16.7.1904, Дзагароло – 12.3.2003, Рим). Итальянский композитор. Учился в римской Консерватории Санта-Чечилия (1928–1933), профессором которой стал в 1939 году; у Петрасси учились или совершенствовались многие видные мастера из разных стран, в том числе шведский композитор Свен-Эрик Бек (Bäck), Альдо Клементи, , модный композитор киномузыки Эннио Морриконе, венгерский композитор Жолт Дурко, , Корнильес Кардью, португальский композитор Жоржи Пейшинью (Peixinho). Творческое становление Петрасси проходило под влиянием , , ; его ранние опусы (оркестровая Партита, 1-й концерт для оркестра, Псалом IX для состава, напоминающего о Симфонии псалмов Стравинского) выполнены в масштабных «необарочных» формах, насыщены полифонией, оркестрованы с блеском. Стиль Петрасси эволюционировал в направлении большей гибкости и изысканности (Magnificat, Хор мертвых на слова из философской лирики Джакомо Леопарди). В 1940-х он сочинил 4 произведения для музыкального театра, но ни одно из них не снискало успеха. В 1950-х освоил более радикальную, абстрактную, атональную, позднее также «атематическую» манеру. Подобно своему ровеснику (с которым его часто сравнивали, имея в виду радикализм музыкального языка, интеллектуальную утонченность творческих установок и степень влияния на новую итальянскую музыку), Петрасси широко и свободно пользовался серийной техникой. С другой стороны, мелодическое начало у Петрасси играет менее заметную роль, чем у Даллапикколы; для стиля Петрасси более важны инструментальный колорит, концертно-виртуозный элемент и лаконичный, броский экспрессивный жест. Центральным жанром его зрелого творчества был концерт для оркестра; в 1951–1972 он создал 7 таких концертов, весьма разнообразных по форме, исполнительскому составу и характеру музыки. Столь же разнообразны и многочисленные, часто весьма изобретательно выполненные камерно-инструментальные ансамбли Петрасси.

Для театра: Безумие Роланда (La follia di Orlando), балет с речитативами на текст Л. Ариосто (1943, пост. 1947, Милан); Кордовец (Il cordovano), одноакт. опера, либр. Э. Монтале по Сервантесу (1949, Милан, 2/1959, там же); Портрет Дон Кихота (Ritratto di Don Chisciotte), одноакт. балет, либр. А. Миллоша (1945, пост. 1947, Париж); Смерть воздуха (Morte dellaria), одноакт. опера, либр. Т. Шьялойя (1950, Рим).

Муз. к спект. и фильмам (ок. 15 партитур, 1930–1965).

Концерты для орк.: № 1 (1934); № 2 (1951); № 3 (1953); № 4, стр. (1954); № 5 (1955); № 6, медн., уд. и стр. (1957); № 7 (1964); № 8 (1972).

Др. осн. произв. для орк.: Конц. увертюра (1931, 2/1933); Партита (1932); Концерт для фп. с орк. (1939); Концерт для фл. с орк. (1960); Поэма для трубы и стр. (1980); Фрагмент (Frammento, 1983).

Хор. муз.: Псалом IX, хор, медн. дух., уд., 2 фп. и стр. (1936); Magnificat, сопр., хор и орк. (1940); Хор мертвых (Coro dei morti), драматич. мадригал для муж. гол., медн. дух., 3 фп., уд. и 5 кб., сл. Дж. Леопарди (1941); Темная ночь (Noche oscura), кантата для хора и орк., сл. св. Хуана де ла Крус (1951); Бессмыслицы (Nonsense), a cappella, сл. Э. Лира в итал. пер. (1952); Шестая бессмыслица (Sesto nonsenso), a cappella, сл. его же (1964); Страстны́е мотеты (Motetti per la Passione), a cappella, литургич. тексты (1965); Молитвы Христовы (Orationes Christi), хор, медн. дух., альты и влч. (1975); 3 духовных хора, a cappella (1980–1983); Kyrie, хор и стр. орк. (1986).

Др. вок. муз.: ок. 17 произв. для гол. с фп., в том числе Жалоба Ариадны (Lamento dArianna), сл. Л. де Либеро (1936, тж. в обр. с 11 инстр., 1938), 3 стихотворения (3 liriche), сл. Дж. Леопарди, У. Фосколо и Э. Монтале (1944), Чудо (Miracolo), сл. Ф. де Пизиса (1944); 4 произв. для гол. с др. инстр., в том числе 4 духовных гимна (4 inni sacri), тен., бар. и орг., лат. тексты (1942, тж. в обр. с орк., 1950) и Заповеди блаженства (Свидетельство за Мартина Лютера Кинга) (Beatitudines. Testimonianza per Martin Luther King), бар., мал. клар., труба, литавры, альт и кб., сл. из Библии (1969).

Осн. произв. для 215 инстр.: Ангельский диалог (Dialogo angelico), 2 фл. (1944–1948); Sonata da camera, клав. и 10 инстр. (1948); Серенада, фл., клав., уд., альт и кб. (1958); Стр. квартет (1958); Стр. трио (1959); 2-я серенада, арфа, гит. и манд. (1962); Трое с семью (Tre per sette), фл. (тж. малая и альт. фл.), гоб. (тж. англ. рожок) и клар. (тж. малый клар.) (1964); Настроения (Estri), 15 исполн. (1967), Октет для 4 труб и 4 трбн. (1968); Крыло (Ala), фл. и клав. (1972); Оды (Odi), стр. квартет (1973—75); Alias, гит. и клав. (1977); Большой конц. септет для клар. соло, трубы, трбн., скр., влч., гит. и уд. (1978); Осенняя секстина «Приди, творящий Игорь [Стравинский]» (Sestina dautunnoVeni, creator Igor’), альт, влч., кб., гит., манд., уд. (1982); Похвалы тварей Божьих (Laudes creaturarum), 3 клар., 2 трбн., влч. (1982); Гимн (Inno), 12 медн. дух. (1984); Дуэт для скр. и альта (1985).

Осн. произв. для инстр. соло: Токката, фп. (1933); Инвенции, фп. (1944); Ночные звуки (Suoni notturni), гит. (1959); Дыхание (Souffle), фл. (тж. пикк. и альт. фл.) (1969); Похвала тени (Elogio per unombra), скр. (1971); О прекрасные дни! (Oh les beaux jours!), фп. (1976); Violasola, альт (1978).