Петрасси,
Гоффредо (Petrassi; 16.7.1904, Дзагароло – 12.3.2003, Рим). Итальянский композитор. Учился в римской Консерватории Санта-Чечилия (1928–1933), профессором которой стал в 1939 году; у Петрасси учились или совершенствовались многие видные мастера из разных стран, в том числе шведский композитор Свен-Эрик Бек (Bäck), Альдо Клементи, Донатони, модный композитор киномузыки Эннио Морриконе, венгерский композитор Жолт Дурко, Дэвиса, Корнильес Кардью, португальский композитор Жоржи Пейшинью (Peixinho). Творческое становление Петрасси проходило под влиянием Хиндемита, Стравинского , Казеллы; его ранние опусы (оркестровая Партита, 1-й концерт для оркестра, Псалом IX для состава, напоминающего о Симфонии псалмов Стравинского) выполнены в масштабных «необарочных» формах, насыщены полифонией, оркестрованы с блеском. Стиль Петрасси эволюционировал в направлении большей гибкости и изысканности (Magnificat, Хор мертвых на слова из философской лирики Джакомо Леопарди). В 1940-х он сочинил 4 произведения для музыкального театра, но ни одно из них не снискало успеха. В 1950-х освоил более радикальную, абстрактную, атональную, позднее также «атематическую» манеру. Подобно своему ровеснику Даллапикколе (с которым его часто сравнивали, имея в виду радикализм музыкального языка, интеллектуальную утонченность творческих установок и степень влияния на новую итальянскую музыку), Петрасси широко и свободно пользовался серийной техникой. С другой стороны, мелодическое начало у Петрасси играет менее заметную роль, чем у Даллапикколы; для стиля Петрасси более важны инструментальный колорит, концертно-виртуозный элемент и лаконичный, броский экспрессивный жест. Центральным жанром его зрелого творчества был концерт для оркестра; в 1951–1972 он создал 7 таких концертов, весьма разнообразных по форме, исполнительскому составу и характеру музыки. Столь же разнообразны и многочисленные, часто весьма изобретательно выполненные камерно-инструментальные ансамбли Петрасси.
Для театра: Безумие Роланда (La follia di Orlando), балет с речитативами на текст Л. Ариосто (1943, пост. 1947, Милан); Кордовец (Il cordovano), одноакт. опера, либр. Э. Монтале по Сервантесу (1949, Милан, 2/1959, там же); Портрет Дон Кихота (Ritratto di Don Chisciotte), одноакт. балет, либр. А. Миллоша (1945, пост. 1947, Париж); Смерть воздуха (Morte dell’aria), одноакт. опера, либр. Т. Шьялойя (1950, Рим).
Муз. к спект. и фильмам (ок. 15 партитур, 1930–1965).
Концерты для орк.: № 1 (1934); № 2 (1951); № 3 (1953); № 4, стр. (1954); № 5 (1955); № 6, медн., уд. и стр. (1957); № 7 (1964); № 8 (1972).
Др. осн. произв. для орк.: Конц. увертюра (1931, 2/1933); Партита (1932); Концерт для фп. с орк. (1939); Концерт для фл. с орк. (1960); Поэма для трубы и стр. (1980); Фрагмент (Frammento, 1983).
Хор. муз.: Псалом IX, хор, медн. дух., уд., 2 фп. и стр. (1936); Magnificat, сопр., хор и орк. (1940); Хор мертвых (Coro dei morti), драматич. мадригал для муж. гол., медн. дух., 3 фп., уд. и 5 кб., сл. Дж. Леопарди (1941); Темная ночь (Noche oscura), кантата для хора и орк., сл. св. Хуана де ла Крус (1951); Бессмыслицы (Nonsense), a cappella, сл. Э. Лира в итал. пер. (1952); Шестая бессмыслица (Sesto nonsenso), a cappella, сл. его же (1964); Страстны́е мотеты (Motetti per la Passione), a cappella, литургич. тексты (1965); Молитвы Христовы (Orationes Christi), хор, медн. дух., альты и влч. (1975); 3 духовных хора, a cappella (1980–1983); Kyrie, хор и стр. орк. (1986).
Др. вок. муз.: ок. 17 произв. для гол. с фп., в том числе Жалоба Ариадны (Lamento d’Arianna), сл. Л. де Либеро (1936, тж. в обр. с 11 инстр., 1938), 3 стихотворения (3 liriche), сл. Дж. Леопарди, У. Фосколо и Э. Монтале (1944), Чудо (Miracolo), сл. Ф. де Пизиса (1944); 4 произв. для гол. с др. инстр., в том числе 4 духовных гимна (4 inni sacri), тен., бар. и орг., лат. тексты (1942, тж. в обр. с орк., 1950) и Заповеди блаженства (Свидетельство за Мартина Лютера Кинга) (Beatitudines. Testimonianza per Martin Luther King), бар., мал. клар., труба, литавры, альт и кб., сл. из Библии (1969).
Осн. произв. для 2–15 инстр.: Ангельский диалог (Dialogo angelico), 2 фл. (1944–1948); Sonata da camera, клав. и 10 инстр. (1948); Серенада, фл., клав., уд., альт и кб. (1958); Стр. квартет (1958); Стр. трио (1959); 2-я серенада, арфа, гит. и манд. (1962); Трое с семью (Tre per sette), фл. (тж. малая и альт. фл.), гоб. (тж. англ. рожок) и клар. (тж. малый клар.) (1964); Настроения (Estri), 15 исполн. (1967), Октет для 4 труб и 4 трбн. (1968); Крыло (Ala), фл. и клав. (1972); Оды (Odi), стр. квартет (1973—75); Alias, гит. и клав. (1977); Большой конц. септет для клар. соло, трубы, трбн., скр., влч., гит. и уд. (1978); Осенняя секстина «Приди, творящий Игорь [Стравинский]» (Sestina d’autunno ‘Veni, creator Igor’), альт, влч., кб., гит., манд., уд. (1982); Похвалы тварей Божьих (Laudes creaturarum), 3 клар., 2 трбн., влч. (1982); Гимн (Inno), 12 медн. дух. (1984); Дуэт для скр. и альта (1985).
Осн. произв. для инстр. соло: Токката, фп. (1933); Инвенции, фп. (1944); Ночные звуки (Suoni notturni), гит. (1959); Дыхание (Souffle), фл. (тж. пикк. и альт. фл.) (1969); Похвала тени (Elogio per un’ombra), скр. (1971); О прекрасные дни! (Oh les beaux jours!), фп. (1976); Violasola, альт (1978).