Попов,

Гавриил Николаевич (12.9.1904, Новочеркасск – 17.2.1972, Репино, Ленинградская область). Русский советский композитор. Учился в Петроградской/Ленинградской консерватории у Владимира Щербачева. В 1920-х наряду с считался одним из самых многообещающих молодых композиторов Ленинграда. Европейскую известность ему принес четырехчастный Септет – образец популярного в 1920-х ритмически четкого, «приправленного» острыми диссонансами тонального письма, отмеченный влиянием первых неоклассицистских опусов и Камерных музык (позднее Попов переименовал свой Септет в Камерную симфонию). В 1932 завершил трехчастную 1-ю симфонию – произведение внушительных, почти «малеровских» масштабов, насыщенное контрастами, сочетающее некоторую чрезмерность экспрессии с богатством и разнообразием, даже изысканностью инструментальной фактуры, полифонии, мелкой мотивной и ритмической работы. Хотя финал симфонии более или менее соответствует типичной для «социалистического реализма» модели оптимистического апофеоза, то есть прост по языку и форме и завершается в торжественном мажоре, он далеко не уравновешивает первых двух частей с их стихийным драматизмом, нагромождениями разнородных фактурных пластов, прихотливым тематическим развитием. Симфония удостоилась высокой оценки , , Шостаковича и других видных музыкантов, однако после первого исполнения (март 1935, Ленинград, дирижер Фриц Штидри) была запрещена официальными инстанциями как произведение, «отражающее идеологию враждебных классов». В 1930-х Попов много писал для театра и кино, сотрудничал со знаменитыми режиссерами Вс. Мейерхольдом и С. Эйзенштейном, сочинил музыку к популярному фильму братьев Васильевых Чапаев (1934). В конце 1930-х начал работать над оперой Александр Невский, которая осталась неоконченной. Одна из самых примечательных партитур Попова – четырехчастная 2-я симфония Родина; будучи откликом композитора на события Великой Отечественной войны, она впечатляюще продолжила русскую эпическую традицию Бородина и Глазунова. Официально признанная одной из лучших советских симфоний военных лет (наряду с Ленинградской симфонией Шостаковича, 2-й симфонией и 5-й симфонией Прокофьева), Родина была отмечена Сталинской премией за 1946 год, однако во время «ждановщины» (1948) Попов вновь подвергся жестокой критике за формализм. В своем дальнейшем творчестве (симфонии № 4–6, Квартет-симфония, ряд кинопартитур и др.) придерживался усредненного национально-русского стиля.

Осн. произв. конц. жанров: Септет для фл., клар., фаг., трубы, скр., влч. и кб. соч. 2 (1927, переимен. в Камерную симфонию); Большая сюита для фп. соч. 6 (1927); Симфония № 1 соч. 7 (1928–1932, окончат. ред. 1934); Симфония № 2 соч. 39 Родина (1943); Симфоническая ария для влч. и стр. орк. соч. 43 (1945); Симфония № 3 для стр. орк. соч. 45 Героическая на исп. темы (1946); Симфония № 4 для певцов-солистов, хора и орк. соч. 47 Слава Отчизне, сл. И. Сельвинского (1948–1949); Квартет-симфония для стр. квартета соч. 61 (1951); Симфония № 5 соч. 77 Пасторальная (1957); Симфония № 6 соч. 99 Праздничная (1969); симф. произв. на осн. музыки к спект. и фильмам.