Донатони,

Франко (Donatoni; 9.6.1927, Верона – 17.8.2000, Милан). Итальянский композитор. В 1946–1948 учился в Миланской, в 1948–1951 – в Болонской консерватории, затем поступил в римскую Академию Санта-Чечилия, где до 1953 года совершенствовался под консервативным руководством , одновременно общаясь с «прогрессивным» . В молодые годы подражал , но после знакомства с и посещения Дармштадтских летних курсов 1954 года заинтересовался серийной техникой и достижениями лидеров авангарда – и . К началу 1960-х, разочаровавшись в любых «системах» и придя к выводу о фундаментальной роли случая в формировании личности и в творческом процессе, не без влияния , а также Ф. Кафки, С. Беккета и некоторых других писателей, решил пересмотреть принципы современной творческой практики и отказаться от композиции как формы авторского самовыражения. С 1962 года культивировал поэтику «отчуждения музыкального материала от акта его преобразования». Характерна пьеса Для оркестра, партитура которой пестрит инструкциями для оркестрантов, но практически не содержит обычных нот (иными словами, она указывает на «акты преобразования» материала, но почти ничего не сообщает о том, каков этот материал); соответственно предугадать звуковой результат исполнения невозможно. В иных работах того же периода отчуждение материала выражается в его «примитивизации» вплоть до «приведения к абсурду». «Негативизм» Донатони проявился также в широком применении немузыкальных звуков, извлекаемых из обычных инструментов. С середины 1960-х, вернувшись в основном к обычной нотации, Донатони занялся «декомпозицией» или «ретрокомпозицией» уже существующей музыки. Суть этого подхода, не вполне внятно разъясненная им в книге Questo, сводится примерно к следующему: композиторы, стремящиеся утвердить свое «Я», насильственно подавляют имманентную специфику «сырого» материала музыки, приспосабливая его для своих эгоистических целей; альтернативой подобному произволу должна стать установка непредвзятого «ремесленника», вооруженного набором строго формализованных («автоматических») процедур, служащих для того, чтобы освободить материал от «смирительной рубашки», представить его в нейтрализованном, «очищенном» виде, и таким образом позволить звукам «самим говорить за себя». Образец «ретрокомпозиции» Донатони – пьеса для 5 инструментов Etwas ruhiger im Ausdruck (С более спокойной выразительностью). Исходным пунктом для нее послужил фрагмент 8-го такта пьесы для фп. соч. 23 № 2. Пользуясь сложной системой «автоматических процедур», Донатони подвергает избранный материал преобразованиям и к середине пьесы приходит к ровному звуковому потоку с нарочито невыразительными контурами, а под конец возвращается к исходной пуантилистической фактуре. В ряде опусов, созданных до середины 1970-х, автоматизированной «декомпозиции» подвергаются фрагменты из произведений других авторов, в том числе , и , а также из более ранних партитур самого Донатони. Подобный метод планомерного, подчеркнуто безразличного расщепления исходного материала на «отбросы» сам Донатони назвал «садистическим паразитизмом»: речь в данном случае идет не столько о переосмыслении и, возможно, творческой критике чужих (или своих) произведений, сколько о признании невозможности автономного творчества. Лишь изредка материал сохраняет часть изначально свойственной ему экспрессии (народная песня в оркестровом Дуэте для Бруно памяти ).

В 1976 году Донатони решил оставить сочинение музыки. Его последней работой должна была стать партитура для 8 инструментов с многозначительным заглавием «Прах», где предметом автоматических манипуляций служит мотив B-A-C-H. Но затем он возобновил творческую деятельность, и последние два с половиной десятилетия стали самыми продуктивными в его жизни. Все это время он предавался тому, что сам назвал «веселыми упражнениями в изобретательности», сочиняя преимущественно для всевозможных камерных ансамблей смешанного состава и для известных солистов-виртуозов, реже для оркестра, и решая замысловатые композиционные задачи. Свои произведения он часто называл именами первых исполнителей (Portal в честь французского кларнетиста Мишеля Порталя, Esa в честь финского дирижера Эса-Пекки Салонена и т.д.). Поздний Донатони охотно использовал собственные опусы в качестве объектов для дальнейшей разработки, трактуя их уже не деструктивно-«автоматически», а заинтересованно и созидательно, то есть формируя на их основе новые ценности. Поздняя музыка Донатони, как правило, выполнена в лаконичных, легко обозримых формах, отличается прозрачной фактурой и энергичной ритмикой, иногда с заметным джазовым наклонением (как, например, в сравнительно популярном Рефрене для 8 инструментов), богата рельефными, запоминающимися оборотами и жестами, наделена своеобразным тембровым колоритом (особенно характерны яркие светлые краски), часто также юмором; гармония местами приближается к границам мажорно-минорной тональности. Если в сравнительно ранние годы Донатони почти не писал вокальной музыки (природная теплота человеческих голосов плохо вязалась с его негативистскими установками), то начиная с 1978 года из-под его пера вышел ряд вокальных произведений, в том числе пятичастный цикл Арий с виртуознейшей партией высокого сопрано и несколько опусов на английские слова его жены Сьюзен Парк (Park). В поздней камерной опере Alfred-Alfred Донатони воплотил собственный опыт пребывания в больницах (с молодых лет он страдал многочисленными недугами), причем сделал это с присущим ему гротескным юмором.

Донатони пользовался значительным влиянием как педагог. С 1953 он преподавал в учебных заведениях Болоньи, Турина, Милана, Сиены, Рима (руководил кафедрой высшего композиторского мастерства Академии Санта-Чечилия) и других итальянских городов, выступал с лекциями и семинарами в ФРГ, США, Швейцарии, Франции и др. Среди его самых известных учеников – Армандо Джентилуччи (Gentilucci, 1939–1989), Иван Феделе (Fedele, р. 1953), Джузеппе Синополи (Sinopoli, 1946–2001), Фаусто Ромителли (Romitelli, 1963–2004), , и Эса-Пекка Салонен (р. 1958). Свои неоднократно менявшиеся взгляды на эстетические и технические аспекты сочинения музыки Донатони изложил в ряде статей и нескольких книгах.

Для театра: Лампара (La lampara), балет в 2 актах, либр. У. Даль’Ары (1957, Милан); Дыхание (Atem), опера в 2 актах с интермеццо, тексты Б. Брандолини д’Адда, Т. Фумагалли, Р. Маэстри, С. Парк и Ф. Пессоа (1984, на материале более ранних произв., пост. 1985, Милан); Alfred-Alfred, комич. кам. опера в 7 сценах и 6 интермеццо, либр. Д. (1995, Страсбург).

Др. вок. муз.: Книга семи печатей (Il libro dei Sette Sigilli), библ. кантата (1951); Serenata, сопр. и 16 инстр., сл. Д. Томаса (1959); Арии (Arie), сопр. и орк., сл. Омара Хайяма, Р. Маэстри, Луи де Лейна, Т. Фумагалли и Хафиза (1978); De près, сопр., 2 фл.-пикк. и 3 скр., сл. Ж. Роберте (1978); …и стучат вместе (…ed insieme bussarono), сопр. и фп., сл. Кабира (1978); Последний вечер (Lultima sera), сопр., фл., клар. и фп. трио, сл. Ф. Пессоа (1980); В хвосте (In cauda), хор и орк., сл. Б. Брандолини д’Адда (1982–1986); Она (She), 3 сопр., скр., альт, гит., фл.-пикк., клар. и арфа, сл. С. Парк (1982); Бездна (Abyss), к.-а., бас. фл. и 10 инстр., сл. ее же (1983); Тихо (Still), сопр., 2 фл., 2 скр., чел. и фп., сл. из Волшебной флейты (1985); Смешно (O si ride), 12 гол., сл. Б. Брандолини д’Адда (1987); Cinis, сопр. и бас-клар., сл. Г.Л. Кальво (1988); Мадригал (Madrigale), 4 дет. хора и 4 уд., сл. Э. Моранте (1991); Aahiel, м.-сопр., клар., вибр. или мар. и фп., сл. анон. (1992); Ангел в моем сердце (An Angel within my Heart), сопр., 2 клар. и стр. трио, сл. С. Парк (1992); К вечеру (Late in the Day), сопр., фл., клар. и фп., сл. М. Ривьера (1992); Шутки (Flans), сопр. и 9 инстр., сл. Ф. Вийона (1994); In cauda IV, Fire (Огонь), 4 жен. гол. и орк., сл. Дж. Бичинга (1998).

Для орк. и больших инстр. анс. (от 14 инстр.): Концертино для медн. дух., литавр и стр. (1952); Концерт для фаг. с орк. (1952); Увертюра, кам. орк. (1955); Симфония, стр. (1953); Дивертисмент, скр. и кам. орк. (1954); Музыка для кам. орк. (1955); Строфы (Strophes), орк. (1959); Разделы (Sezioni), орк. (1960); Кукольное представление (Puppenspiel), сценич. муз. этюды для орк. (1961); Для оркестра (Per orchestra, 1962); Черное и белое (Black and White), 37 стр. (1964); 2-й дивертисмент, стр. (1965); Puppenspiel II, фл. и орк. (1966); Souvenir (Kammersymphonie op. 18), 15 инстр. (1967); Orts (Souvenir II), 14 инстр., чтец ad lib. (1969); Doubles II, орк. (1970); Эрлу [Брауну] (To Earle), кам. орк. (1970); Эрлу-2 (To Earle Two), 11 инстр. и орк. (1971–1972); Голоса, оркестровое упражнение (Voci, Orchesterübung, 1972–1973); Espressivo, гоб. и орк. (1974); Дуэт для Бруно (Duo pour Bruno), орк. (1974–1975); Портрет (Portrait), клав. и орк. (1976–1977); Ручей на лестнице (Le ruisseau sur l’escalier), влч. и 19 инстр. (1980); Дневник-83 (Diario ’83), 4 трубы, 4 трбн. и орк. (1983); Sinfonia op. 63 Anton Webern, клар., бас-клар., 2 влт., арфа и стр. (1983); Eco, кам. орк. (1985–1986); Holly, англ. рожок, гоб., гоб. д’амур и 13 инстр. (1990); Марши-2 (Marches II), арфа, 3 уд., 12 инстр. и 3 жен. гол. ad lib. (1990); Concerto grosso, 5 электр. клавишных инстр. и орк. (1992); Sweet Basil, трбн. и биг-бэнд (1993); In cauda II, орк. (1993–1994); Portal, клар., бас-клар., мал. клар. и орк. (1994); Puppenspiel III, 3 фл. и 14 инстр. (1994); Refrain III, 14 инстр. (1994); Algo III, гит. и 23 инстр. (1995); In cauda III, орк. (1996); Lem II, кб. и 15 инстр. (1996); Prom, орк. (1999); In cauda V, Esa, орк. (2000).

Для 4–13 инстр.: 1-й стр. квартет (1950); 2-й стр. квартет (1958); Движение (Movimento), клав., фп., 3 фл., 2 клар., фаг., 2 влт. и труба (1959); For Grilly, фл., клар., бас-клар., уд. и стр. трио (1960); 4-й стр. квартет Зеркало (Zrcaldo, 1963); Asar, 10 стр. (1964); Etwas ruhiger im Ausdruck, фл., клар. и фп. трио (1967); Solo, 10 стр. (1969); Lied, 13 инстр. (1972); Четвертый экстракт (Quarto estratto), 8 инстр. (1974); Свет (Lumen), фл.-пикк., клар., чел., вибр., альт и влч. (1975); Третий экстракт (Terzo estratto), фп. и 8 дух. (1975); Прах (Ash), фл., гоб., клар., фп., клав. и стр. трио (1976); Дневник-76 (Diario ’76), 4 трубы и 4 трбн. (1977); Spiri, 10 инстр. (1977); Игрушка (Toy), 2 скр., альт и клав. (1977); Глаз сердца (The Heart’s Eye), стр. квартет (1979–1980); Тема (Tema), 12 инстр. (1981); Праздник (Feria), 5 фл., 5 труб и орг. (1982); Подарок (Cadeau), 7 дух., арфа и 3 уд. (1983); Ronda, фп. и стр. трио (1983); Тьма (Darkness), 6 уд. (1984); Стр. секстет (1985); Arpège, фл., клар., скр., влч., вибр. и фп. (1986); Рефрен (Refrain), 8 инстр. (1986); Flag, 13 инстр. (1987); Мышь без улыбки (Le souris sans sourire), стр. квартет (1988); Колокола (Cloches), 2 фп., 8 дух. и 2 уд. (1988–1989); Blow, дух. квинтет (1989); Frain, 8 инстр. (1989); Hot, сопр.-сакс., клар., труба, трбн., уд., кб. и фп. (1989); Chantal, арфа, фл., клар. и стр. квартет (1990); Spice (Ronda II), скр./альт, клар., влч. и фп. (1990); Rasch, 4 сакс. (1990); Колокола-3 (Cloches III), 2 фп. и 2 уд. (1991); Refrain II, 11 инстр. (1991); Mari II, 4 мар. (1992); Concertino II, 5 клавишных инстр. фирмы Yamaha (1993); Jay, фп. и 7 медн. дух. (1993); Serenata II, фл., скр., кб., клав. и уд. (1994); Sincronie II, влч., фп. и 7 инстр. (1994); Fanfara, 11 медн. дух. и «наполеоновский барабан» (1995); Rasch II, 4 сакс., вибр., мар., уд. и фп. (1995); Algo IV, гит. и 12 инстр. (1996); Лезвия-2 (Lame II), 8 влч. (1996); Refrain IV, 8 инстр. (1996); Luci III, стр. квартет (1997); Poll, 13 инстр. (1998).

Для 1–3 инстр.: Речитатив и Allegro, скр. и фп. (1951); Соната для альта (1952); Композиция в 4 частях (Composizione in 4 movimenti), фп. (1954); 5 пьес для 2 фп. (1954); Три импровизации (Tre improvvisazioni), фп. (1957); Doubles, клав. (1961); Babai, клав. (1964); Черное и белое-2 (Black and White II), 2 фп. (1968); Экстракт (Estratto), фп. (1969); Второй экстракт (Secondo estratto), арфа, клав. и фп. (1970); Игры для двоих (Jeux pour deux), клав. и фисгармония (1973); Duetto, клав. (1975); Волынка для Лотара (Musette per Lothar), волынка (1976); Algo, гит. (1977); Ali, альт (1977); About.., скр., альт и гит. (1979); Argot, скр. (1979); Марши (Marches), арфа (1979); Гнезда (Nidi), фл.-пикк. (1979); Clair, клар. (1980); Нити (Fili), фл. и фп. (1981); Small, фл.-пикк., клар. и арфа (1981); Лезвия (Lame), влч. (1982); Lem, кб. (1982); Крыло (Ala), влч. и кб. (1983); Alamari, влч., кб. и фп. (1983); Вариации для Франсуазы (Françoise Variationen), № 1–7, фп. (1983); Тень (Ombra), клар. и бас-клар. (1983); Рифма (Rima), фп. (1983); Omar, вибр. (1985); Ave, фл.-пикк., колокольчики, чел. (1987); Вариации для Франсуазы, № 8–14, фп. (1987); Вариации для Франсуазы, № 15–21, фп. (1987); Short, труба (1988); Ресница (Ciglio), скр. (1989); Вариации для Франсуазы, № 22–28, фп. (1989); Midi, фл. (1989); Soft, бас-клар. (1989); Bok, бас-клар. и мар. (1990); Колокола-2 (Cloches II), 2 фп. (1990); Het, фл., бас-клар., фп. (1990); Праздник-2 (Feria II), орг. (1992); Праздник-3 (Feria III), орг. (1992); Mari, мар. (1992); Гнезда-2 (Nidi II), барочная тен. фл. (1992); Чешуйки (Scaglie), трбн. (1992); Sincronie, влч. и фп. (1992); Sweet, тен. продольная фл. (1992); Algo II, 2 гит. (1993); Ресница-2 (Ciglio II), скр. и фл. (1993); Small II, фл., альт и арфа (1993); Ресница-3 (Ciglio III), скр. и фп. (1994); Вариации для Франсуазы, № 29–35, 36–42, 43–49, фп. (1994); Cinis II, бас-клар., мар. и уд. (1995); Duetto II, 2 скр. (1995); Incisi, гоб. (1995); Luci, альт. фл. (1995); Luci II, фаг. и влт. (1995); Triplum, фл., гоб. и клар. (1995); Al, мандолина, мандола и гит. (1997); Праздник-4 (Feria IV), акрд. (1997); Tell, англ. рожок (1997); Till, влт. (1997); Che, туба (1997); Cerocchi 70, клар., влч. и фп. (1998); Elly, тот же состав (1998); Clair II, клар. (1999).

Др. произв.: Quartetto III, магн. (1961).

Оркестровка 11 фуг Баха из Искусства фуги (1992, 1997); ред. оперы Чимарозы Тайный брак (пост. 1977, Флоренция).

Лит. работы: Questo («Это»). Milano, 1970; Antecedente X: sulle difficoltà del comporre («Предшествующее неизвестное: о трудностях занятия композицией»). Milano, 1980; Il sigaro di Armando («Сигара Армандо», сб. ст. 1963–1982).(Milano, 1982; In-oltre («Кроме того»). Brescia, 1988.